БАЛЛАДА
О СТУПЕНЬКЕ
Безымянному слушателю г. Томска
Евгений Клячкин
Бьется тело в четыре стены,
бьется мозг в черепную коробку -
весь наш путь, безнадежно короткий,
на биенья мы обречены.
Если вдуматься - смысла здесь нет:
это просто звериная жажда
сохранения права за каждым
выбирать направленье и след.
Но представив, хотя бы сейчас,
разрешение наших томлений, -
мы поймем, что в любом направленье
уже двигался кто-то до нас.
И выходит, что выбор любой,
даже если ничто не мешает,
сам собой очень мало решает
и не ценен еще сам собой.
Значит, суть заключается в том,
чтобы, выбрав любое решенье,
не терзать свою веру сомненьем,
а стремиться вперед, чтоб потом,
прорубившись сквозь косность и ложь,
сквозь сомнения, боль и усталость, -
убедиться: ступенька осталась,
и ее уже не уберешь.
И кому-то, кто вслед за тобой
пробежит там, где ты продирался,
она скажет: "Ведь тот не боялся,
так не бойся и ты, дорогой".
Вот ступенька. А раз она есть,
так не падай в тоске на колени -
ты прорубишь иные ступени...
Как мне кажется, главное - здесь.
22 октября 1977 - 8 января 1978
В городе Томске, в Политехническом институте, я получил такую записку: "В Ваших
песнях много мысли. Наверное, Вы много думаете о жизни. А скажите, есть ли среди
Ваших песен такая, где было бы пронзительно и со всей силой выражено Ваше жизненное
кредо? Иначе говоря, был бы дан совет нам, молодым". Наивные, подумал я, люди.
Какого они еще ждут совета? А потом я подумал по-другому. Люди, наверное, наивные,
но совета они все-таки ждут, и раз они его ждут, значит, они надеются, что они
его могут получить. Вот это как раз отношение, оно как-то обязывает, по-моему.
И мне захотелось на эту записку каким-то образом ответить. Я в принципе противник
назидания в песнях в частности и в искусстве вообще. Я считаю, что это область
иных дисциплин. Тем не менее эту песню я написал, я в ней есть элемент назидательности.
1978
Клячкин Е. И. Осенний романс: Стихи. Песни. Проза. Ноты / Сост.
А. и М. Левитаны, Р. Шипов. – М.: Локид-Пресс, 2003. – (Соло XX века)