ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО
Евгений Клячкин
Ну что тут будешь делать! -
не шаг, а бег.
Век поиска пределов -
двадцатый век.
Что атомно-смертельный -
само собой,
но главное - предельный,
как ближний бой.
Плывет под самолетом
земля-ковер.
А чуть ступил - и вот оно:
кто - кого!
Компьютер выдал четко
предел для мышц,
и из "девятки" "сотку"
не пробежишь.
Бескрайний космос узок
и мал уже:
предел для перегрузок -
пятнадцать "же".
Смертельные пределы
так манят нас!
Нам надо в каждом деле
дать высший класс!
И вот она - гитара:
всего - семь струн,
и падают удары,
как зерна в грунт,
и вырастают песни,
хрустя корой,
и гонит твое сердце
по веткам кровь.
Нет на тебя похожих -
ты свой предел,
сдирая с пальцев кожу
преодолел.
Не чая сохраниться,
под крик: "Не сметь!"
ты пересек границу,
чье имя - смерть.
И плата - бесконечна,
и нет в ней лжи.
Ты будешь первым - вечно,
и вечно - жив.
2-6 февраля 1983
Лучшие из нас никогда не обманывали своего слушателя, не старались выдать за
искренность наигрыш, надуманность, кокетство. Наоборот, возьмите Владимира Семеновича
Высоцкого. Он начинал с так называемой "блатной" лирики, а затем, по мере своего
роста, стал писать серьезные, важные песни, которые не могли оставлять равнодушными
и своим накалом, и заложенной в них мерой правды. Он стал говорить тем, кто
его полюбил, на другом уровне, поднимая и их до него. Скажем, известный "Диалог
у телевизора" - только по первому слою шутка, а ведь это серьезнейший социальный
срез. Таким образом, становится понятным если не официальный запрет, то упорное
замалчивание очень мощного направления в искусстве на протяжении почти двадцати
лет.
1987, Сочи
Восхищаюсь Высоцким. Он был разоблачителем по своему духу. Обладал колоссальным
темпераментом. Жил и пел честно. За это и пытались постоянно принизить, опошлить
его творчество. Его песни - кровоточащая, саднящая рана. Не всем это нравилось.
Но разве можно пройти мимо Высоцкого, оказаться не задетым его песнями? Несмотря
на все его беды, он был богат и счастлив всеобщей народной любовью.
1988, Пенза
Высоцкий считал себя именно поэтом, который просто поет свои стихи. Я не согласен
с такой позицией. Попробуйте отделить тексты песен Высоцкого от его авторской
интонации, от его неповторимого голоса. Честное слово, они многое утратят. В
стихах авторской песни не хватает чего-то, что добавляет именно музыка. Удельный
вес музыки и слова колеблется. Я считаю: если стих заполняет собой все, музыку
трудно туда втиснуть. Стихи определяют смысловой рисунок, а основное настроение
дает музыка.
1981, Калинин
Близко я Высоцкого не знал, хотя был с ним знаком, и нам даже приходилось выступать
вместе. Шумных юбилеев не люблю. Но для Владимира Семеновича Высоцкого я бы
сделал исключение. Я его считаю великим народным художником. Я настаиваю и на
слове "великий", и на слове "народный". Высоцкий абсолютно демократичен. Он
пел от народа и для народа. Он растворен в народе и является его голосом. Я
могу быть каким угодно, но не народным. Нет во мне этого дара - демократичности.
Владимир Семенович этим редчайшим даром обладал, и народ это чувствовал. Что
касается Александра Розенбаума, то его вообще нельзя относить к жанру авторской
песни. Мы все - авторы-исполнители - шли со своими песнями к эстраде. Александр
шел от эстрады к своим песням. Он, проще говоря, эстрадный певец, исполняющий
песни на собственные стихи и музыку. Его нельзя сравнивать с Высоцким, его можно
сравнивать с Юрием Антоновым.
1988, Дзержинск
Клячкин Е. И. Осенний романс: Стихи. Песни. Проза. Ноты / Сост.
А. и М. Левитаны, Р. Шипов. – М.: Локид-Пресс, 2003. – (Соло XX века)