Александр Иваненко
«СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК КУЧУМ ПАДИШАХ»
(«Тюменский курьер», 11, 12 и 13 октября 2007, №№ 159 (2236), 160-161 (2237-2238),
162 (2239))
О хане Кучуме многие знают многое, все — что-нибудь, но, наверное, никто
достаточно. Может быть, потому, что жил Кучум в незапамятные времена, от которых
почти не осталось письменных документов, а тем более воспоминаний.
«Горе побежденным!» — сказал кто-то из древних. Книги прославляют героев, а
те, кто проиграл сражения, скрываются в тени.
Но тень самого Кучума до сих пор витает над равниной, где текут Тура, Тобол
и Иртыш. Время от времени имя давно ушедшего хана возникает в научных спорах
и даже политических дискуссиях, где стороны так и не могут прийти к согласию.
А кем он, собственно, был, этот Кучум? Все источники говорят по-разному. Каким
он был? Тут еще меньше данных. Вряд ли те, кто писал о побежденном властителе
Сибири, готовы были наделить его положительными чертами.
Александр Иваненко отмечает очень интересную деталь — Кучум в письмах «белому
царю» Ивану IV называет себя «свободный человек». Может быть, таким он и предстанет
перед вами в очерке Александра Иваненко, который «Тюменский курьер» предлагает
вашему вниманию.
***
Именно так называл себя сибирский хан Кучум в письме 1570 г. «великому
князю, белому падишаху, Ивану Васильевичу Грозному.
Русские к имени Кучума добавляли в разное время разные эпитеты, часто совершенно
несправедливые, а хуже всех высказался известный поэт-декабрист Кондратий Рылеев
в «Думе про Ермака»: «Кучум, презренный царь Сибири». Пусть эти слова будут
на совести поэта, но, по-моему, он совершенно неправ. Любой царь не может быть
«презренным» у своего народа. Победители же довольно часто высказываются нелицеприятно
о побежденных. К сожалению.
Зауралье до Кучума
В XII-XIII веках у живших за Уралом народов родоплеменная организация общества
стала распадаться, начали формироваться первые феодальные объединения племен
— государства. В летописях и документах упоминаются наиболее крупные объединения:
хантыйских племен — Кодское княжество, мансийских племен — Пелымское княжество,
татар — Тюменское княжество (ханство) и ряд других мелких.
Среди первых сибирских ханов упоминается Тайбуга, который из рук монгольского
хана Чингиса получил в управление земли по рекам Туре, Тоболу, Иртышу, дав взамен
«клятву верности». Утверждают, что это произошло в 1220-м году.
Тайбуга построил себе на Туре столицу и назвал ее в честь покровителя Чинкидином,
городом Чингиса. Постепенно это название трансформировалось в Чинки, Чимки,
Чинги-Тура. Столица располагалась на Туре между впадающей в нее речушкой Тюменкой
и оврагом Дедиловым (это все более поздние названия) — теперь Царево Городище.
Таким образом, дата основания Тюмени-Чинги-Туры находится в XIII в., в его 20-х
годах.
В первой трети XV века в Зауралье сформировалось в результате распада Золотой
Орды Сибирское ханство. По преданиям, оно из прежде самостоятельных улусов,
руководимых местными ханами, было собрано Хаджи Мухамедом из рода Шейбанидов.
Столица ханства находилась вначале в Чинги-Туре. После неоднократной смены правителей
то из рода Тайбугинов, то Шейбанидов, в 1505 г. власть захватил хан Мухаммад
из Тайбугинов, он вскоре перенес столицу из Чинги-Туры на Иртыш в укрепленный
городок Искер (его еще называли Кашлыком, Новой Сибирью). Он не был основателем
Искера, а захватил уже существовавшее поселение (название Искер производят от
Иске Ур — «старый въезд»). Этот же Мухаммад-хан разрушил свою старую столицу
Чинги-Туру, и до постройки Тюмени там не было большого поселения.
Последними Тайбугинами, правившими в Сибирском ханстве, были браться Бикбулат
и Ядкар, которого русские называли Едигером.
Ко времени правления Ядкара-Едигера далеко за Уралом произошли судьбоносные
события: в 1552 г. войска русского царя Ивана IV Васильевича взяли штурмом г.
Казань, столицу татарского Казанского ханства, и стали продвигаться на восток,
к Югорскому Камню — Уральским горам. Едигер три года спустя, в 1555 г., отправил
в Москву послов для поздравления Ивана Грозного со взятием Казани и Астрахани
и с просьбой «прибрать к рукам» Сибирь и «назначить дань» — ясак. От себя Едигер
обещал ежегодно «с каждого темноволосого человека» платить ясак по беличьей
и соболиной шкурке. По словам послов, в Сибири у Едигера было 30700 человек
подданных (наверное, взрослых людей).
Однако обещание Едигер полностью не выполнил. Русский царь так и не получил
названного количества «пушно-мехового сырья» — «мягкой рухляди», как говорили
в то время. Едигер надеялся, что Иван IV поможет ему в борьбе с другими ханами,
зарившимися на его владения, но расстояния были далекие, русских войск в Предуралье
не было, и помощь поступить не могла. Едигера вскоре победил и убил вместе с
братом Бикбулатом «киргизский падишах» (так тогда называли казахов) Кучум, и
в Зауралье власть перешла вновь от ханов Тайбугинов к Шейбанидам. Последним
представителем их на троне Сибирского ханства был Кучум.
На исторической арене появляется Кучум
Историки докопались, что Кучум был в тринадцатом колене потомком известного
завоевателя Чингис-хана. Род Кучума восходил ко внуку Чингиса Шейбан-хану, младшему
брату не менее известного Батыя. Однако прямые предки Кучума не были столь знатными
и богатыми.
Национальное происхождение Кучума неясно, но Кучум не был татарином. Многие
историки считают его бухарцем, а значит, узбеком. В тоже время есть сторонники
казахского происхождения Кучума. В «Есиповской летописи» сказано: «Сын Муртазы
Кучум из Казахской орды с очень многими своими воинами, подступив к городу Сибири
и взяв его, убил Ядкара и Бикбулата, а сам сделался царем всея Сибирской земли».
Г.Ф. Миллер писал: «... на Иртыш явился из Казахской Орды хан по имени Кучум,
сын Муртазы, с войском и захватил город Сибирь». Фишер сообщал, что «в городах
Сибири — Тобольске, Тюмени, Туринске, Таре... - очень много людей с бухарскими
фамилиями. Некоторые полагают, что они пришли в эти края вместе с Кучумом. Однако
Кучум не из Бухары, он степной казах, кочевавший между реками Жаек и Сырт».
В названии Жаек угадывается Яик (р. Урал), а Сырт — Сыр-Дарья.
Вообще-то, строго говоря, в те годы казахи еще не оформились как единый народ,
и то, что Кучум пришел из Казахской орды не означает, что он был казахом. Мы
уже приводили сообщения летописца о насильственном и обагренном кровью двух
братьев-ханов захвате власти Кучумом в Искере и Сибирском ханстве. В то же время
Г.Ф. Миллер в своей «Истории Сибири» писал на основе преданий сибирских татар
о приглашении Кучума на правление. Никакого кровопролития не было. Едигер умер
своей смертью, осталась беременная вдова. Бывшее близкое окружение покойного
хана («знатные татары») решило не ждать рождения наследника или наследницы,
а позвать правителя со стороны (В русской истории, правда, при других обстоятельствах,
тоже позвали на правление варягов. Рюрика, Трувора, Синеуса — в Новгород, Аскольда
и Дира — в Киев). Среди татар не было единства во мнениях относительно будущего
правителя, поэтому «они отправили посольство к хану Большой Бухары Муртазе,
прося его прислать в князья одного из своих сыновей. Муртаза отпустил... Кучума.
По прибытии он был признан ханом».
В 1569 г. царь Иван Васильевич велел выпустить из московской тюрьмы сибирского
татарина Гайсу и поручил ему отвезти грамоту Кучуму, в которой напоминал: «Прежний
сибирский князь Ядкар был нам послушен. Ежегодно присылал из Сибири ясак со
всего добра своего». Царь хотел получать ясак и от Кучума.
В 1570 г. Иван Грозный получил ответ Кучума. Падишах, свободный человек, писал:
«Отцы наши, мой и твой, понимали друг друга и торговали. Ибо земля твоя близка
к нашей. Народы наши жили в мире и злобы не таили... Если хочешь, будем теперь
дружить. А коли хочешь воевать, будем воевать... поскорей присылай посла»...
Бояре посоветовали царю не отвечать на такую, по их мнению, нетактичную грамоту.
В 1572 г. к Ивану Грозному прибыли послы от Кучума с грамотой. Она сохранилась
плохо, но часть уцелела: «По велению Аллаха и воле великого князя всея Руси
Ивана Васильевича, я, Кучум падишах, кланяюсь и посылаю, как того требует старый
обычай, посла своего с тысячью шкурок соболей. Пусть поклянутся наш посол с
гонцом, по велению Аллаха и воле великого князя, что мы всей душой, а также
все знатные мужи наши всей душой, а также простой народ наш всей душой царю
и великому князю верны будем. Я, Кучум падишах, скрепляю слова эти своей тамгой.
Все знатные люди Сибири поставили свои подписи...» Кучум согласился стать подданным
Ивана IV.
В царскую казну от Кучума «стало поступать 10000 собольих шкурок, а еще сто
полагалось сборщику ясака». В Сибирь уехал послом Третьяк Чебуков, однако близкий
родственник Кучума Мухаммедкул (Маметкул) убил посла, не дав ему доехать до
ставки Кучума. Случилось это в 1573 году во время похода Маметкула на Пермь.
«На этом дружба закончилась. Сибирь была далеко от Москвы, удобных дорог к ней
не существовало, а потому Иван не был опасен для Кучума», — заключал рассказ
о попытке сближения Российского государства и Сибирского ханства при Иване Грозном
и Кучуме татарский историк начала ХХ в. Хэди Атласи в книжке «История Сибири»
(«Себер тарихты»), изданной в 1911 г. и впервые на русском языке — в 2005 г.
в Казани.
Кучум - государственный деятель
После убийства посла Чебукова, к которому, скорее всего, Кучум не имел никакого
отношения, он не стал повторять свои заверения в преданности «белому падишаху»,
остался «свободным человеком» и продолжил обустройство своих владений.
В письме Ивану Грозному в 1570 г. Кучум писал: «Земли завоевывают все народы».
Этому постулату строго следовал и сам Кучум. Он постоянно округлял свои владения,
особенно расширив их на восток, в земли Барабинских татар, которые, видимо,
не давали организованного отпора завоевателям с запада. Его отряды ходили через
Урал в пермские земли. Наиболее крупным был поход 1573 г. с целью захвата Перми
под руководством Мухаммедкула (Маметкула), убившего посла Чебукова. Татары сильно
пограбили строгановские земли, захватив с собой «немалую добычу и полон», т.
е. пленников для продажи в рабство на азиатских и крымских невольничьих рынках.
Кучум понимал, что скрепить воедино крайне разрозненные племена, которыми он
правил, могла бы единая вера (религия). Еще раньше среднеазиатские проповедники
уже приходили в Сибирь распространять учение ислама среди местных языческих
племен, поклонявшихся идолам из дерева, шкур, камней и др., приносивших кровавые
человеческие жертвы своим богам. Они ловили проповедников ислама и убивали их
на священных местах, где молились.
Народы ханства ответили на намерение Кучума ввести новую веру непослушанием
и сопротивлением: им нравились свои боги, вера предков, они яростно бунтовали
против ислама. Особенное противодействие вызывали обряд обрезания и запрет есть
свинину: тогда в Сибири еще водились дикие свиньи, и люди употребляли их в пищу.
Им был непонятен запрет есть что-либо ради религии.
Однако Кучум был настойчив в своих намерениях. В 1573 г. он направил послов
в Среднюю Азию, в г. Бухару, с просьбой прислать проповедников, аналогичные
просьбы посылались еще дважды.
С проповедниками (шейхами и саидами) приходили мощные военные отряды, ислам
в среде сибирских народов насаждался огнем и мечом. В спешке больше внимания
уделялось внешним признакам принятия новой веры, например, обрезанию, чем ее
философии.
Все же, несмотря на старания, Кучуму не удалось обратить всех своих подданных
в ислам. В глухих углах Зауралья татарские аулы до середины XIX в. оставались
языческими и были обращены в православие уже русскими священниками.
Среднеазиатские и казанские ученые-историки считают Кучума просветителем Зауралья,
так как проповедники ислама, привлеченные им в Сибирь, несли в народы не только
религию, но и грамотность, поскольку при мечетях открывались школы для мальчиков.
Из Казани Кучум выписал в Искер много ученых-богословов для обучения в делах
веры местного населения.
По периметру границ, в основном на берегах рек, при Кучуме возвели немало укрепленных
городков из земли и бревен: неподалеку от столицы Искера — Сузгун-тура, Абалак,
городок на мысе Чуаш (русские по созвучию называли его Чувашским), Кызым-тура,
Бегишев, Карачин, Тарханский городок и др. с гарнизонами под руководством лично
преданных Кучуму беков, мурз, тарханов.
Кучум был человеком своего времени и поступал в соответствии с распространенными
тогда понятиями. Слабых соседей грабил, облагал данью, включал в свои владения,
перед сильными — хитрил, заключал договоры, устраивал династические браки и
т.п.
Зная, что Российское государство с 1558 г. безуспешно воюет с Ливонией, что
там находятся основные армейские силы, что татарский хан из Крыма дошел до Москвы
и разорил ее и окрестности, Кучум не церемонился и организовывал мелкие и крупные
походы на владения России в Предуралье, подстрекал на бунты вогулов и пермяков,
подданных России...
Будучи чужаком в среде сибирских татар, Кучум окружал себя выходцами из Средней
Азии, постепенно он подавил явную и тайную оппозицию со стороны уцелевших Тайбугинов
и их сторонников. Кучум, несомненно, был мудрым правителем, потому и сумел оставаться
падишахом Сибири практически 20 лет. Его предшественников свергали с престола
и убивали значительно раньше.
Кучум и казаки
Казаки, ведомые Ермаком, появились в Зауралье осенью 1582 г. и быстро приблизились
к границам Сибирского ханства. Кучум сразу понял опасность и организовал сопротивление.
Первое сражение произошло в устье р. Туры, на границе Сибирского ханства. Оно
продолжалось несколько дней, победили казаки. Второй бой был у Березового Яра,
казаки прорвались вниз по Тоболу. Засада ждала их у Караульного Яра, и здесь
казаки вышли победителями. Отдохнув неделю в устье р. Тавды, казаки двинулись
к ханской столице - Искеру. Вести о непобедимости казаков намного обгоняли скорость
их движения по Тоболу, будоражили население, внушали страх робким.
В это время по распоряжению Кучума укреплялись военные городки, велось наблюдение
за казаками, собирались новые войска.
Во главе всей армии падишах поставил уже упоминавшегося Маметкула, знакомого
с тактикой русского боя и не робевшего перед ружейными выстрелами. Конница Маметкула
встретилась с казаками у Бабасанских юрт. Бой длился пять дней. Конное войско
не смогло взять сооруженные казаками укрепления на берегу. Огромные потери были
с обеих сторон. Татары отступили.
До сих пор не было у Кучума столь опасного противника, как отряд Ермака, который
добывал победы не числом, а уменьем, тактикой и новым вооружением: пищалями,
«огненным боем».
Кучум, видимо, не понимал роли технического прогресса в военном деле. Крымские
татары уже освоили с помощью европейцев артиллерию и ружья, а войско Кучума
в основном не знало, что это такое, кроме тех, кто ходил с Маметкулом на Пермь
и Чусовские городки и побывал под русским обстрелом.
Татары воевали луками, стрелами, копьями, саблями. Лошади, не слышавшие прежде
ружейных выстрелов, не слушались поводьев и убегали с поля боя, унося бойцов.
Не меньше паниковали воины хантыйских и мансийских князей, тоже не нюхавшие
пороха.
Есть сведения, что незадолго до прихода отряда Ермака Кучум, видимо, по совету
Маметкула, заказал у крымского хана пушки, и тот обещал, но не прислал. Существует
предание, что у Кучума на Чуашских валах стояли две пушки, но они не выстрелили
почему-то. Однако еще Г.Ф. Миллер в XVIII в., изучив до тонкости все относящееся
к походу Ермака, писал: «Этому нет ни малейшего подтверждения ни в летописях,
ни в архивных делах, ни в преданиях местных жителей».
Известно, что у Ермака артиллерии тоже не было.
23 октября 1582 г. на Княжьем лугу в жестоком многочасовом сражении казаки,
в конце концов, потеснили войско Кучума обратно за укрепленные валы Чуашского
мыса, но оно не ушло с поля боя. Усталые бойцы с обеих сторон отдыхали, готовясь
к решающей схватке. И неизвестно еще, чем бы дело кончилось, поскольку Кучум
и его войско были настроены решительно, но случилось непредвиденное: в темноте
октябрьской ночи от Кучума увели свои отряды хантыйские и мансийские князья,
число защитников на валах Чуашского мыса существенно сократилось. Серьезно был
ранен главный полководец Маметкул.
Оценив здраво ситуацию, утром 24 октября Кучум увел войско в Искер, а 25 октября
оставил и его. С ним ушло и гражданское население городков Сусган, Бичек-Тура,
Ябалак, Чуаш.
Что было после
Кучум со своими немногочисленными отрядами ушел вверх по Иртышу и кочевал в
долине Ишима, но Маметкул остался вблизи Искера, зорко следя за казаками. Однажды
его отряд напал на казаков, ловивших рыбу в озере Ябалак, и перебил их. Ермак
с отрядом кинулся в погоню, но не догнал.
Однажды к Ермаку пришел татарин и сообщил местонахождение Маметкула. Посланный
отряд взял его живым и доставил в Искер. Так Кучум лишился своего главного полководца
и верного защитника. (Историк Хади Атласи с горечью замечает по этому поводу:
«Известная поговорка «татарин всегда готов продать татарина», как видно, существует
с давних пор»). Вскоре Маметкула отправили в Москву, где и жил он на правах
«сибирского царевича».
Почему поселение Сибирского ханства не встало на защиту изгнанного казаками
правителя и не оказало организованного сопротивления? На этот счет есть разные
мнения, но, по-моему, причина заключается в том, что ханство было молодым государством,
сравнительно недавно собранным из прежде самостоятельных улусов. Внутригосударственные
связи практически отсутствовали, и татары не чувствовали себя гражданами единого
государства, чувства патриотизма у них еще не было. Людям, по большому счету,
было все равно, кто там сидит в Искере. Для них в каждом улусе сидел свой зависимый
от Кучума маленький хан, и он был им «роднее».
Конечно, казаки своей жестокостью в значительной мере припугнули татар, но ведь
и татары были не менее жестокими: при походах на Пермь они это показывали вполне.
Тогда время было жестокое, всегда и все старались противника сначала напугать,
а уже потом убить или взять в плен, как придется. Да и храбрецов среди татар
было немало: вон как они наседали на отряд Ермака по пути к Искеру... После
изменились жизненные обстоятельства...
На Кучума посыпались и другие несчастья: мурза Карачи, самый любимый и могущественный,
отошел от Кучума и откочевал на реку Тару, уведя с собой значительное войско.
Из Бухары вернулся Саедяк (Сейдяк) из рода местных татарских ханов Тайбугинов,
отца которого убил когда-то Кучум, с претензиями на ханский престол.
У Кучума не было достаточно воинов, с которыми он бы мог напасть на Искер и
вернуть власть. Два года прошло со времени прихода казаков, и они тоже не тревожили
Кучума. Летом 1585 г. Ермак отправился вверх по Иртышу, чтобы живущих пока независимо
татар привести к повиновению и обложить ясаком. Часть татарских поселений сдавалась
без боя, часть — оказывала сопротивление, но их оружие было бессильно против
казацкого. Однако городка под названием Коллар и после пятидневного штурма взять
не удалось. Кучума в городке не было, но это был городок его владений.
На обратном пути Ермаку сообщили, что по реке Вагай к Искеру пробирается торговый
караван из Бухары, но Кучум его не пропускает. Ермак поднялся вверх по Вагаю,
каравана там не нашел, вернулся на Иртыш, заночевал на острове, где воины Кучума
перебили казаков, в том числе и Ермака. Случилось это в ночь на 6 августа 1585
г.
Сменивший Ермака атаман Глухов решил, что со 150-ю уцелевшими казаками ему Кучумово
войско не одолеть, и увел отряд по Оби и далее через Югорский Камень в Россию.
Искер опустел.
Кучум задумал вернуть его себе, послал туда сына Али (Алея) с отрядом, который
и занял Искер. Однако Саедяк (Сейдяк) со своими сторонниками изгнал Алея и занял
трон отца и деда. Тайбугины вернулись к власти в Сибирском ханстве. Когда через
два года Д. Чулков построил Тобольскую крепость, он пригласил к себе Сейдяка
в гости, арестовал его и отправил в Москву, где ему оказали царские почести
и дали земли во владение.
В 1590 г., собрав войска, Кучум подступил к Тобольску с намерением вернуть свои
владения, но на штурм не пошел, ограбил окрестности и убил много татар за покорность
русским. Он вновь начал нападать на жителей тех аулов, которые находились в
подчинении русских. Терпеть разорения от хана надоело, и в 1591 г. князь Мосальский
ходил с отрядом на Кучума, разбил его, взял в плен сына Кучума Абульхаера с
женами, но хан ушел живой. Для защиты от Кучума и борьбы с ним в 1593 г. построили
выше Тобольска на Иртыше укрепленный городок Тару и посадили там крепкий гарнизон.
Из Тары воеводы не раз водили отряды на Кучума, вели неустанно разведку, но
поймать хана, по-прежнему разорявшего аулы и убивавшего русских и татар, принявших
российское подданство, не удавалось — он успевал скрыться. Воеводы пытались
миром поладить с Кучумом, но он не шел на контакты.
Зная, что русские охотятся за ним, Кучум все же однажды, в 1597 г., послал воеводам
Тары письмо (ярлык — говорили тогда). В нем он ставил условия: отдать ему земли
по Иртышу, его посла и воз пушнины, захваченный вместе с послом. Приглашал переводчика
для переговоров.
Письмо послали в Москву царю Федору Ивановичу, который прислал грамоту Кучуму,
где писал, что сил у него много и он мог бы давно окончательно победить хана,
но ждет, «когда сам явишься да покаешься, попросишь милости да поклонишься нам»...
«я готов забыть все твои прежние грехи и простить тебя. Приезжай в Москву»...
Одновременно хану прислал письмо плененный сын Абулхаер, писал, как они хорошо
живут в России с Маметкулом, что «русский царь дал им города и земли».
Кучум не ответил на письма... Он был «свободный человек падишах Кучум» и не
мог допустить поклонения русскому царю, чьи войска лишили его собственного царства.
Гордость не позволила. У каждого человека свой характер. У падишаха Кучума был
сильный независимый характер.
4 августа 1598 г. отряд воеводы Воейкова отправили вверх по Иртышу с серьезным
намерением найти Кучума и, наконец, взять живым или мертвым. Кучума выследили,
и 20 августа в жестоком бою его отряд был разбит, вся семья хана взята в плен,
сам он смог бежать со старшим сыном Али в сопровождении нескольких человек.
Попытка догнать его не удалась.
Воейков послал к Кучуму мусульманского священника (саида) с просьбой уговорить
хана сдаться, но Кучум ответил, что он не пошел к «белому падишаху», когда был
здоров, а «какая нужда теперь идти к нему под меч? Я теперь глух и слеп. Всего
лишился...» После беседы с саидом Кучум сел на коня и уехал вверх по Оби.
Есть несколько легенд о последних годах жизни и смерти Кучума в исторических
книгах: будто бы он жил и умер то ли у башкир, то ли у ногайцев, которые убили
его. Среднеазиатский историк Абульгази считал, что Кучум вернулся на свою родину
вблизи Бухары, в земли племени мангутов, «там и переселился в лучший из миров»
не то в 1598, не то в 1601 году.
Эпилог
В годы перестройки в среде в первую очередь казанских татар сформировалась группа
людей, которые требуют у России исторического извинения за то, что она руками
Ермака и его казаков разгромила первое государство западносибирских татар —
Сибирское ханство.
Однако вся история человечества вплоть до середины ХХ в. — это история завоевания
одного государства другим. Сам Кучум к этому факту относился философски-спокойно
и в первом письме русскому царю, в его первых строках написал: «Земли завоевывают
все народы».
Возьмем до мозга костей «демократическую» Европу, законодательницу всех и высших
мод, в том числе юридических. Там постоянно сильнейшее государство поглощало
слабых. В книгах по европейской истории полно примеров перекраивания границ.
Однако и здесь никто не додумался до «исторических извинений». Немецкий канцлер,
правда, просил прощения за горе, которое народам Европы причинил немецкий фашизм.
Недавно на каких-то тихоокеанских островах правитель просил прощения за то,
что когда-то жители его островов съели английских проповедников. Однако никто
не требовал извинения и не извинялся сам за перекройку границ государств. В
этом смысле у всех государств, как говорят, «рыльце в пушку». Что было, то было.
И почему казанским татарам стало больно за сибирских, живущих за тысячу километров
от Казани и не требующих извинений? Когда Ермак пришел в Сибирь, был ли там
хоть один татарин из Казани? Пострадал ли он?
При работе над очерком о «свободном падишахе Кучуме», я использовал недавно
переведенную на русский книгу Хади Атласи (Атласова Х.М.) «История Сибири»,
в которой приводятся среднеазиатские сведения о Кучуме и событиях в его государстве.
Тюмень в конце XVII столетия.
Гравюра