<Казак Павлов и Волконский>


НА ЗАРЕ-ТО БЫЛО, ВСЁ НА ЗОРЕНЬКЕ

На заре-то было, всё на зореньке, заре было утренней,
На восходе-то было у казаченьков,
Было солнца красного,
Солнца красного;
Среди торгу, всё базарушки,
Среди красной площади,
Красной площади,
Собирались тут все казаченьки,
Они во единый круг,
Во единый круг.
В кругу стоит у казаченьков,
Стоит раздвиженный стул,
Раздвиженный стул,
На стулу сидит у казаченьков,
Сидит сам Волконский князь,
Сам Волконский князь,
Перед ним-то стоит у казаченьков,
Стоит сам Павлов-казак,
Сам Павлов-казак,
Он стоит, стоит, разудаленький,
Сам не тряхнется, не ворохнется,
Не ворохнется,
И русы его кудерюшки не шелохнутся.
Как не бьют его и не ругают,
Его крепко спрашивают:
„Ты скажи, скажи, разудаленький,
Расскажи ты правду-истину,
Правду-истину;
Ты какого рода-племени: ты не царь ли какой,
Аль какой-нибудь сын княжеский,
Аль сын княжеский?
Али прислан ты, добрый молодец,
Из иной земли к подговору нас?
Аль пришёл ты к нам,
Ты послом каким?". И добрый молодец,
Разудаленький, стал ответ держать
Пред допросчиком:
„Не тебе б меня, добра молодца,
Не тебе б меня здесь допрашивать,
И не мне бы, разудалому,
На твои речи ответ сказывать,
Правду-истину повыведывать,
А спроси-ка нас
Наш, сам батюшка, православный царь,
Я б сказал правду-истину".




Записали Александра и Владимир Железновы в 1883 г. от „стариков песенников на багреном рыболовстве" на Урале. Песни уральских казаков, записали Александра и Владимир Железновы, СПб., 1899, стр. 41-43, № 18 („Год князя Волконского на Урале").
Ввиду расхождения начала текста с подтекстовкой, последняя изменена; соответственно изменена и лигатура.


Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях. Сост. Б. М. Добровольский и А. Д. Соймонов, общ. ред. и вступит. статья А. Н. Лозановой, муз. редактор Ф. В. Соколов. М.-Л., Издательство Академии Наук СССР, 1956


Из предисловия к сборнику "Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях":

"Помещаемые в нашем сборнике песни о Ефиме Павлове и о казаке Ефремове (см. 69, 70) отразили события восстаний уральского и донского казачества в начале XIX в., борьбу казаков за самоуправление.

Особенно примечательна песня о Ефиме Павлове и князе Волконском. (См. 69). Она записана от уральских казаков, потомков того казачества, которое непосредственно принимало участие в событиях. Вместе с тем бытование ее отмечено собирателями и среди оренбургского казачества. Песня эта посвящена Ефиму Павлову, одному из вожаков восстания среди уральских казаков в 1806 г. Сложенная на основе поэтических мотивов о допросе молодца царем и на основе песен о "сынке" Степана Разина, она прославляет стойкость и непреклонность героя, противопоставляя его князю Волконскому - исполнителю правительственных распоряжений, оставившему по себе недобрую память беспощадного усмирителя. За организацию протеста в уральском казачьем войске Ефим Павлов был жестоко наказан кнутом. С вырванными ноздрями и клеймами на лбу и щеках, он был отправлен в Сибирь. Лишь через тридцать лет он возвратился на родину, но не изменил своих убеждений. Отстаивая их, он участвовал в подаче казаками жалобы наследнику, посетившему уральское войско. За это выступление Ефим Павлов был снова осужден и умер в тюрьме в Оренбурге".



Причина волнений - введение в 1803 году нового положения о службе уральских казаков. Уральцы даже отправляли ходоков в Петербург к царю (см. песню "Казацкие ходоки в Петербурге"), но те были арестованы и отосланы обратно в Уральск для наказания.