<Разин
и воевода>
ЧТО ДА НА МАТУШКЕ НА ВОЛГЕ
Что да на матушке на Волге не черным да зачернелось,
Не черным да зачернелось, не белым да забелелось,
Зачернелися на Волге черноярские стружечки;
Забелелися на мачтах тонкие белые парусочки.
Что не чёрной ворон гаркнул, что возговорит Стенька Разин:
„Ox, вы гой еси, казачье наше вольное собранье,
Вы гребите, не робейте, белых ручек не жалейте,
Нам бы Астрахань-город ополноче бы пробежати,
Черноярский городочек, что на утренней на заре,
Чтоб никто нас не увидел и никто бы не услышал".
Как один, братцы, увидел и один, братцы, услышал
Господин большой боярин черноярский воевода,
Шел от ранния от обедни, велел в колокол звонити,
Велел в колокол звонити, в большой, во набатный,
Чтоб стрельцы да собирались, пушкари бы снаряжались,
Они пушки бы заряжали и по Стеньке бы стреляли.
Что возговорит Стенька Разин городскому да воеводе:
„И вы пороху не теряйте, и снарядов не ломайте,
Меня пулечка не тронет, меня ядрышко не возьмет".
Что метался Стенька Разин на угольную на башню,
Со великого раскату воеводу долой сбросил,
Его маленьких деточек он всех за ноги повесил.
Записана во второй половине XVIII в. В. Трутовский, собрание
русских простых песен с нотами, под редакцией и с вступительной статьей В. Беляева.
Музгиз, М., 1953, ч. III, № 46. Метрическая структура — 4/4 изменена в соответствии
с характером песни и текста. Инструментальная группировка нот и лигатура заменены
вокальной.
Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях. Сост. Б. М. Добровольский
и А. Д. Соймонов, общ. ред. и вступит. статья А. Н. Лозановой, муз. редактор
Ф. В. Соколов. М.-Л., Издательство Академии Наук СССР, 1956. Приложение № 2.
В ночь на 24 июля 1670 года подплывшие к Астрахани разинцы скрытно перелезли
через городскую стену и были встречены своими сторонниками. В три часа утра
в городе объявили тревогу, пушки с городских стен открыли огонь по осаждающим,
но часть их была уже в городе, которым Разин скоро овладел. По его приказанию
астраханского воеводу князя Прозоровского сбросили с крепостной стены. Вскоре
два сына его, шестнадцати и восьми лет, были повешены за ноги на стене; старший
на другой день сброшен с нее, младший снят живым, высечен и отослан к матери.
КАК У НАС БЫЛО НА ВОЛГЕ
Как у нас было на Волге,
Не черным-то зачернелось,
Не черным-то зачернелось,
Не белым-то забелелось,
Не белым-то забелелось,
Не красным-то закраснелось,
Не красным-то закраснелось;
Зачернелося на Волге,
Зачернелося на Волге
Стеньки Разина собранье,
Забелелися иа Волге
Стеньки вольны парусочки,
Закраснелися на Волге
Стеньки вольного стружочки.
Что не гром на Волге грянул,
Стенька Разин слово молвил,
Стенька Разин слово молвил:
„Вы, ребята, не робейте,
Вы гребите, не робейте,
Своей силы не жалейте,
Астрахань-город
Пройдём в полуночи, А
Чёрный (Казань)-город –
На белой зорьке".
Увидали, усмотрели
Астрахански часовые,
Астрахански часовые
Со своей высокой башни,
Со своей высокой башни,
Воеводе доложили.
Астраханский воевода
Велел в колокол звонити,
Велел в колокол звонити
Да из пушечек палити.
Что возговорит Стенька Разин:
„Ой ты гой еси, воевода,
Пушкарей ты не турбачь-же,
Свово пороху не трать-же,
Меня пушечка не возьмет,
Меня ядрышко не убьет".
Записана Н. Е. Пальчиковым в 70-х годах Х1Х в. в с. Николаевке,
Мензелинского уезда, Уфимской губ. Крестьянские песни, записанные в с. Николаевке,
Мензелинского уезда, Уфимской губ. Н. Пальчиковым. М., 1896, стр. 102—103, №
41.
Хоровое изложение Б. М. Добровольского на основе свода 1-го, 3-го, 4-го и 6-го
вариантов источника. 4-й и 6-й варианты частично транспонированы на октаву вниз.
Изменена тактовая разбивка ввиду несовпадения сильных долей такта с ударными
слогами.
Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях. Сост. Б. М. Добровольский
и А. Д. Соймонов, общ. ред. и вступит. статья А. Н. Лозановой, муз. редактор
Ф. В. Соколов. М.-Л., Издательство Академии Наук СССР, 1956
ВЫ ВСТАВАЙТЕ-КО, БРАТЦЫ, ПО УТРУ
Вы вставайте-ко,
Братцы, по утру вставайте раненько,
Да умывайтесь-ко, братцы, да утром раннею, ой, да росою,
Умывайтесь-ко,
Братцы, утром раннею да, росою,
Обтирайтесь-ко, братцы, тонким белым полотенцем,
Да обтирайтесь-ко,
Братцы, тонким белым полотенцем;
Да мы помолимся, братцы, мы святителю, ой, да Миколе,
Мы помолимся,
Братцы, мы святителю да, Миколе,
Да уж мы зайдем-ко, братцы, на высокие да на горы,
Уж мы зайдем-ко,
Братцы, на высокие, эй да, на горы,
Да мы посмотрим-ко, братцы, вниз по матушке по Волге,
Мы посмотрим-ко,
Братцы, вниз по матушке да, по Волге,
Да вниз по матушке по Волге, в Астраханскую да губернию,
Да вниз по матушке
По Волге, в Астраханскую, эй, да губернию.
Да не белым-то забелело, да не черным-то зачернело,
Не белым-то
Забелело, не черным-то зачернело,
Да забелела наша Волга тонкими белыми парусами,
Зачернела,
Наша Волга ой лёгкими мелкими да стружками,
Зачернела наша Волга ой легкими мелкими да стружками,
А что на этих
На стружочках Стенька Разин сам при форме,
Что на этих на стружочках, ой, Стенька Разин сам при форме...
„Уж вы гребцы,
Мои гребцы, да удалы добры, эй, да молодцы,
Уж вы гребцы, мои гребцы, удалы
добры да молодцы,
Да вы гребите,
Не гребите, своих ручек не жалейте,
Вы гребите, не гребите, своей силы не жалейте,
Да ко полуночи,
Ребята, в Астрахань-город приплывайте!".
Записана Е. В. Гиппиусом и 3. В. Эвальд в 1929 г. от Н. Ф.
Чипсанова и др. в Усть-Цилёмском р-не (Северная обл.). Фонограммархив Сектора
народного творчества Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР,
валик № 585/2. Расшифровка 3. В. Эвальд. Последующие строфы дают незначительные
варианты в мелизматике верхних голосов в 1-м такте.
Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях. Сост. Б. М. Добровольский
и А. Д. Соймонов, общ. ред. и вступит. статья А. Н. Лозановой, муз. редактор
Ф. В. Соколов. М.-Л., Издательство Академии Наук СССР, 1956