Сергей
Мальков, есаул Великого войска Донского, г. Пенза
О КАЗАКАХ-АЛБАЗИНЦАХ
(Газета "Казачий взгляд", №9 (105), сентябрь 2006 г.)
В 1650 г. Казачий отряд во главе с Ерофеем Хабаровым вышел к верховьям реки
Амура и с ходу занял даурское поселение (городок) местного князька Албазы Казаки
надолго не задержались, и, уходя в июне 1651 г., сожгли неприветливый городок.
Прошло более десяти лет. Забунтовали в Усть-Киренске и других острогах на реке
Лене служилые люди, крестьяне, ссыльные поселенцы. Убили воеводу Обухова за
многие его мучения и насильства. Во главе бунта стоял служилый казак из ссыльных
Никифор Черниговский, происходивший из Речи Посполитой, после чего бежали с
ним 84 человека казаков и крестьян на Амур. Здесь они восстановили сожжённое
поселение Албазин и зажили вольно, хотя их поселение власть именовал не иначе,
как "воровской острог".
Постепенно новый городок пополнялся сибирским людом, казаки обзаводились семьями,
беря в жены местных красавиц. Им, беглым, грозила кара: Черниговский и 17 его
ближайших сподвижников были заочно приговорены к смертной казни, а ещё 46 человек
- к отсечению руки, наказанию кнутом.
С 1667 г. казаки Албазинского острога самостоятельно взяли на себя сбор ясака
с местного населения в государственную царскую казну. Весь сбор отправлялся
непосредственно в Москву. В 1672 г. царь Алексей Михайлович "Тишайший" смилостивился
и издал указ о прощении Н. Черниговского со товарищи, поверстав на службу в
Албазинском остроге. Так бунтовщики вновь стали служилыми казаками. Из тюрем
Илимского и Якутского острогов были выпущены их дети и повёрстаны в стрелецкую
службу в Енисейском, Красноярском, Тюменском острогах (вероятно, под "стрелецкой
службой" понималось пешее городовое казачество Сибири).
Албазинские казаки начали строиться уже по притокам Зеи, появились новые острожки
- Верхозейский, Селинбинский, Полонский. Однако вскоре с р. Зеи казаков вытеснили
многочисленные маньчжуры. 12 июня 1685 г. под стены Албазина подступило маньчжурское
войско - 5 тысяч пеших и тысяча конных воинов с артиллерией и пищалями. Гарнизон
Албазина насчитывал до 450 воинов при 3 пушках и 300 пищалях и сел в осаду,
отбив первый приступ. Городок частично выгорел (церковь, хлебные амбары), стали
подходить к концу запасы пороха и свинца.
Маньчжуры же, сумев обложить стены Албазина хворостом и дровами, подожгли их.
Тогда, поняв, что гибель неизбежна, воевода А. Л. Толбузин согласился на переговоры.
Условия мира гарантировали беспрепятственное оставление крепости всеми албазинцами,
снабжение их продовольствием, а сама крепость, объятая пламенем, вскоре превратилась
в пепелище.
Однако после ухода маньчжуров на албазинское пепелище прибыл отряд из 70 казаков
воеводы И. Е. Власова. Вскоре вернулись и старые его жители во главе с Толбузиным.
Новый острог возвели на старом месте к концу июня 1686 г. И тогда в Албазине
насчитывалось 514 служилых людей, 155 пашенных крестьян и промышленников (так
назывались охотники, промышлявшие пушного зверя). Но уже 7 июля того же года
маньчжуры вновь осадили крепость, причём имели мощную артиллерию в 56 пушек.
Новая осада продолжалась 5 месяцев. Казаки делали вылазки, сходились в рукопашной,
рыли контр-подкопы и взрывали врага под землёй. После гибели воеводы Толбузина
командование принял казачий голова Афанасий Бейтон (видимо, из иностранцев).
Маньчжурской артиллерией тоже руководили переодетые в китайское платье иностранные
военные специалисты - 20 голландских офицеров. Русским делались неоднократные
предложения о сдаче крепости, но те готовились пойти на прорыв к Нерчинскому
острогу. К концу ноября маньчжуры уже потеряли более 1500 воинов, но и ряды
защитников Албазина таяли - гибли не только от ран, но и от болезней, особенно
от цинги.
В начале зимы маньчжурский император отдал приказ своему войску о снятии осады
и прекращении боевых действий (этому способствовали переговоры с русской стороной
на высшем уровне), однако фактическая блокада Албазина продолжалась. К маю 1687
г. в живых оставалось лишь около 70 албазинских казаков.
Наконец, ради мирного договора с Цинской империей, царица Софья и русское правительство
решили поступиться Приамурьем и его опорным пунктом - Албазинским острогом.
Казаками были сожжены все деревянные строения и уничтожен оборонительный вал
города, после чего они погрузились на лодки и отправились в Нерчинск, увозя
с собой икону Албазинской Божьей Матери, знамя албазинских казаков и серебряную
печать Албазинского острога.
В начале 90-х годов ХХ века близ села Албазино в Амурской области на месте былого
острога была найдена землянка с останками 57 защитников-албазинцев. Все они
умерли от ран (о чём свидетельствуют застрявшие в костях пули и наконечники
стрел) и болезней. 8 августа 1992 г. все они были перезахоронены жителями современного
села Албазино.
Однако история о казаках Албазинского острога останется неполной, если не рассказать
о той части албазинцев, что перешли в китайское подданство.
При оставлении пылающего Албазина в 1685 г. (после первого его захвата маньчжурами),
от китайского богдыхана последовало предложение русскому воинству перейти на
службу в подданство Цинской империи. Откликнулось несколько десятков казаков
(видимо, бессемейных удальцов), которые и были во главе со священником Максимом
Леонтьевым перевезены вглубь Китая и поселены в Пекине.
По прибытии в китайскую столицу албазинские казаки были записаны в военное сословие,
а именно в лучшую часть маньчжурской гвардии императора - "Отряд Знамени с Жёлтой
Каймой", которым командовал наследный принц маньчжурской династии. Вскоре -
одетые по-китайски, с бритыми головами и отпущенными косами - новые гвардейцы
выступают в составе войска против западных монголов. Составив сотенный отряд,
албазинцы служили под началом своих командиров, получив дома, земельные наделы
и денежное содержание. Также им было отдано здание, которое они превратили в
церковь Святой Софии.
Однако есть и другие данные: что албазинцы вошли в подразделение "Рота Гудэй",
которая была сформирована ещё раньше - в 1649 г. - из потомков русских пленников,
и называлась упрощённо "Русской". Можно предположить, что это были потомки воинства
(тоже личной гвардии) хана Хубилая, внука Чингис-хана. В 1280 г. Хубилай-хан
перенёс свою столицу из Каракорума в Пекин, где тогда же расселил и свою "русскую
гвардию", а было её не менее 10 тысяч человек! Возможно, остатки потомков этой
гвардии и составили в 1649 г. "Роту Гудэй", а казаки-албазинцы лишь пополнили
её свежей кровью...
Албазинцам были даны в жёны китаянки и они быстро "окитаились". Причём они преимущественно
оставались христианами, придерживались своих обычаев и языка. Но с течением
времени китайский мир, китайская культура, цивилизация буквально "засосала"
русских албазинцев, постепенно вытеснив всё родное. К началу ХХ века казаки-албазинцы
(а к концу XIX века все русские потомки слились в одну общину) сильно видоизменились,
как внешне, так и внутренне. Их семейные предания (да и то не у всех) сохранили
лишь немногие русские фамилии. Тем не менее, их 1-тысячная община во время Боксёрского
восстания потеряла до 300 человек, которые были убиты китайцами. А затем потомки
албазинцев приняли участие в судьбах русской эмиграции в 1920-21 гг.