Н. А. Балюк, доктор
исторических наук, профессор
«ОТКУДА РОДОМ, КАЗАЧЕ?.. - С ДОНА!»
(Национальные
культуры региона. Научно-методический и репертуарно-информационный альманах.
XVI выпуск. Издание Комитета по делам национальностей Тюменской области и Дворца
национальных культур «Строитель», Тюмень, 2007, стр. 29-31)
В исторической науке вопрос о происхождении казачества до сих пор остается дискуссионным.
Ряд исследователей полагает, что на Руси феномен казачества вырастает из былинного
эпоса, воплощенного в образах Добрыни Никитича и Алеши Поповича, Ильи Муромца,
прозванного «старый казак». Так кто же они, — казаки, — именем которых называли
героев, оказывая этим высшую честь почитания.
Официально родиной казачества считается Донская земля, где термин «казак» бытует
уже с XII века. По имеющимся сведениям, «казаки» — один из родов половецких
племен, кочевавших на значительных территориях, от Яика до южных морей, по берегам
Терека, Кубани, Дона, Днепра. Термин «казак» у половцев соотносился с воином
из рода «казак», военным разведчиком, воином, несущим дозор на передовой страже.
По мнению Ю.Н. Круглова, «в термине «казак» заложено одно из половецких значений
— «удалой», «гордый, вольный», что соотносится уже с современным значением этого
слова».
Как сообщает дореволюционный историк казачества В.Д. Сухоруков, «имя казак стало
известно в России от монгольских баскаков, кои начальствуя в некоторых российских
городах, имели при себе казаков для охранения своего и для других надобностей.
Что означает слово казак? Слово казак на языке монгольском
означало пограничного стража и вообще военного человека. Но, рассматривая летописи,
видно, что казаками назывались и такие люди, кои не только вовсе не оставляли
стражи, но даже разоряли Украину (границу), каковы были донские казаки в первой
половине XVI века. По смыслу слов, в летописи и современных актах встречающихся:
«На Поле ходят баловни казаки» или такой-то «казакует», — нельзя полагать, чтобы
имя казак значило пограничного стража. Судя по сведениям, приведенным в актах
XVI-XVII вв., где сообщается, что «казаки живут своим казачьим обычаем» (кочевым),
нельзя трактовать, что они занимались разбойным делом». В целом, по оценке до-
революционных историков, слово казак означало отважного наездника, живущего
набегами и военными походами, не привязанного к земле и домашности».
В эпоху Золотоордынского нашествия на Русь, как свидетельствуют источники, в
составе монгольского воинства Бату-хана были казаки, означающие легковооруженного
воина пограничного поселения. В его функции входило — следить за границей, за
соседними народами, быстро доставить донесение, служить охранником и проводником
торгового или посольского каравана. Нередко в казаки брали пленных славян, живущих
на берегах Дона и других степных рек. При этом казаками становились и татары.
Татары устанавливали жесткий контроль за казачьими поселениями. В XIII-XIV вв.
казаки были «православного вероисповедания, их поселения назывались станицами,
управлял казаками «темник» — начальник десяти тысяч воинов. Ему подчинялись
тысяцкие, сотники, десятники.
Можно предположить, что изначальному становлению российского казачества как
обособленной социальной группы способствовала эпоха Золотой Орды. После ее распада
в XIV в. донские степняки начинают объединяться по принципу «дела и добычи».
Так возникает еще один смысл термина «казак». Это тот, кто ушел из своего рода,
стал вольным — свою волю защищает он сам. В летописных источниках о казаках
имеются сведения о бытовании: в Крымской орде с 1474 г.; в Казанском царстве
с 1491 г., в орде Волжской с 1492 г.; в Мещере с 1493 г.; в Азове с 1499 г.;
в царстве Астраханском с 1502 г.; в Белгороде (ранее — Аккермане) с 1515 г.;
в более поздние периоды казаки фиксируются у татар, чуваш, черемис и мордвы.
В XV веке казаков называли «степными рыцарями». Как видим, слово «казак» изначально
бытовало среди кочевых степных народов, — от половцев до монголов, — и впоследствии
было заимствовано, как и многие другие термины, славянскими народами.
Учитывая вольный образ жизни и традицию кровной мести, казаки старались скрыть
свои настоящие имена, заменив их прозвищем. Истории известны имена Атамана Адига,
таинственного первого донского атамана Сары-Азман (удалая голова), имя легендарного
Ермака, переводить которое можно и с татарского, и казахского, и с русского.
На Волге слово Ермак означало «артельный котел», и человека, который был хранителем
этого котла и ведал приготовлением пищи. У тюрок «Ермек» — одно из самых популярных
имен. Его давали человеку, великолепно владеющего саблей (Ирмак с тюрк. — рассекать).
Может быть, имя легендарного Ермака стало основанием для решения сибирских татар
похоронить воина в святом месте Астана в юртах Баишевских? Надо полагать, имя
для казака было характеристикой его поступков. Ермак сражался не только в Сибири,
но под Азовом и в Ливонских походах.
В конце XV века в мусульманском Азове, на донских берегах проживали азовские
казаки. По этносу — тюрки, по вере — мусульмане. Основной добычей азовских казаков
были русские люди, которых угоняли в плен. В городе находился крупнейший невольничий
рынок, куда съезжались купцы из Европы и Азии. Другим занятием казаков была
охрана и сопровождение торговых караванов. Нередко соблазн был слишком велик,
чтобы удержаться от того, чтобы не ограбить караван самим. Местный правитель
не мог укротить разгул казаков. С 1475 году Азов стал принадлежать турецкому
султану. После ограбления в 1501 г. дипломатического каравана и убийства турецкого
посла, султан тайно собрал две тысячи воинов из ближайших к Азову гарнизонов
и поручил своему сыну уничтожить азовское казачество. Главарей казнили в Стамбуле.
Рядовые казаки вырвались из Азова и разбежались по степи. Часть из них перешла
на службу к русскому царю в качестве проводников, разведчиков, охранников каравана,
а часть перекочевала в Аккерман. Азовские казаки прекратили свое существование
в XV веке. Документально подтверждено существование казанских, астраханских
и крымских казаков. У историка Сухорукова В.Д. имеется описание и татарских
казаков, именуемых мещерскими: «мещерские казаки породою монголы. Ибо на Мещеру,
страну, принадлежащую частию московским, частию рязанским князьям, принимаемы
были на поселение выходцы ордынские гораздо ранее 1364 года и употреблялись
на службу России. Главное селение в Мещере называлось Касимов и просто Городок,
основанный около 1446 г., поэтому монгольским обитателям Мещеры присвоили имена
мещерских и городецких казаков. Впервые упоминание слова казак в Мещере проходит
под 1493 годом. В это время мещерские казаки приходили к Азову для взятия языков.
В 1551 году в Казань из Мещеры выступило войско в составе российского ополчения
пять тысяч конных и пеших казаков».
Рассматривая историю тюркского казачества, ряд современных историков считает,
что хан Кучум был атаманом тюркского казачества, собранного им «из казаков казахских
степей».
Истоки формирования славянского казачества относятся к эпохе Киевской Руси.
Славянские казаки берут начало от бродников, — вольных людей, поселенцев Евразийской
степи, которое еще называли Диким Полем, Половецким Полем, Великим Лугом. Обитатели
донских и днепровских берегов называли себя казаками в случае, если поступали
на военную службу, или занимали позицию гордых независимых от власти людей,
не желающих смириться перед властью. Славянское казачество оказало влияние на
формирование особого типа личности; с характерными волевыми качествами, свободолюбием,
мужеством и героизмом.
В XIV в. на Руси складывается три группы казаков, которые официально подразделялись
на казаков, которые: служат орде; те, что остаются вольными и противостоят ей;
и те, которые переходят с места на место в поисках заработка.
Наиболее ранние летописные упоминания о славянских казаках датированы 1444 г.,
(находились под Рязанью) и 1468 г. (находились в Москве). В древнем княжестве
Северском были свои казаки, которых называли северскими, украинскими и севрюками.
Поселены они были в городах Чернигове, Новгороде, Северском, Стародубе, Путивле,
Рыльске и др. В актах исторических о российском ополчении 1531 года, вместе
с «мещерскими» и «русскими казаками» упоминаются казаки из вышеперечисленных
городов.
Приведем еще одно описание Сухорукова В.Д. быта и условий службы казаков: «казаки
в первобытном состоянии вели жизнь полудикую, своевольную, почти кочевую и беспрестанно
искали приключений или добычу на водах и в степях Украины. Составленные из пришельцев
земель и областей, сии разноплеменные толпы не знали утонченности общежития,
жили в шалашах, питались плодами, рыбою и дичиною. В те времена было в обычае
учреждать казаков по роду их службы, для сторожи при всех пограничных и даже
внутренних русских городах, вместе со стрельцами, воротниками, затинщиками,
пушкарями и других званий служилыми людьми. Сих казаков называли городовыми
и поместными; они имели своих голов и атаманов. Головы стрелецкие из городов
и головы казачьи признаваемы были в одинаковой степени. Казачий приказ управлял
атаманами и всем казачьим войском, т.е. кормовым и белопоместным (владевших
землями без платежа податей), служивших в Москве и городах. Об этом приказе
упоминается в 1628 и 1646 гг.».
По классификации дореволюционной историографии в XVII веке славянские казаки
подразделялись на вольных и служилых. В свою очередь, в составе вольных казаков
были донские, терские, яицкие, волжские и запорожские. К группе служилых казаков
были приписаны в Московском царстве: городовые, рязанские, московские, путивльские,
белопоместные казаки. В Польско-Литовском государстве служили кияне, черкасы,
казаки Северского княжества подвластного Польско-Литовскому королевству.