Александр
Брежнев
ПЕВЕЦ ВОЙСКА ДОНСКОГО
("Неделя" №14, 5 апреля 1991 г.)
Атаман Краснов, судьба которого трагична и сложна, нам больше известен как военный
деятель, который первым выступил против революции в союзе с А. Ф. Керенским,
а затем, борясь в эмиграции за автономию Дона, совершил опрометчивый шаг: поверив,
что фашисты отдадут ему независимый Дон, начал сотрудничать с ними. Этого Петру
Николаевичу Краснову наше государство не простило: он был повешен 17 января
1947 года в Москве, во дворе тюрьмы Лефортово.
Однако не об этом сейчас речь. Наше время дало возможность познакомиться с личностями
нашей, теперь уже далекой, истории, события которой не только возвышали, но
и коверкали эти личности.
В прошлом году был снят со спецхрана роман атамана Войска Донского П. Н. Краснова
"От двуглавого орла к Красному знамени", объем которого составляет около 100
авторских листов, а вслед за ним и все остальные произведения.
Атаман Краснов - писатель? У многих это вызовет удивление. К сожалению, нам
абсолютно ничего неизвестно о его литературном творчестве. Однако талант, любовь
к России потрясет вас, если вы прочтете такие строки из сборника новелл "Венок
на могилу неизвестного солдата императорской российской армий":
"Обход кончался, стемнело. Кто-то подошел ко мне попросить начальство разрешить
спеть. "Хотим спеть Вам все, что чувствуем. Себя и вас утешить на прощание…"
Где-то задали тон. Его передали по коридорам, палатам, лестницам... Все замерло.
И вдруг, где-то далеко, пронизывая и побеждая собою все, один чистый голос канонарха
зазвенел "С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся". И еле-еле слышно, все
расширяясь, дивный хор запел "Яко с нами Бог". Из другой палаты прозвучал малиновый
голос канонарха: "Услышите до последних земли".
А хор, как ангельские крылья, все выше и выше поднимал эти слова Великого Повечерия...
Спустилось на землю благословенное молчание, никто уже не мог говорить. Все
безмолвно толпились у выхода, как вдруг все это море людей упало на колени и
запело: "Боже Царя храни". Рыдание перебивало пение. В плену запрещено было
петь гимн за строгое наказание. Но эта любовь и верность смели все законы войны.
Австрийское начальство сняло головной убор, вытянулись и стояли смирно...
Склонились невидимые знамена перед великим призванием России".
Меня как врача трогает и потрясает сборник этих новелл. Написанные от первого
лица, под которым безусловно подразумевается сам атаман, и от лица сестры милосердия,
находящейся у постели смертельно раненого казака, они раскрывают перед нами
откровения казачьей души, проникнутой и истинным гуманизмом, и глубокой любовью
и нежностью к России.
Петр Николаевич Краснов родился 12 июля 1869 года в г. Санкт-Петербурге. Его
отец, казак станицы Каргиновской, Николай Иванович, служил в Главном Управлении
Казачьих войск в звании генерал-лейтенанта. Он-то и привил сыну любовь к казачьей
службе. В 1880 году Петр Николаевич поступил в 1-ю петербургскую гимназию, но
не закончил ее и из 5-го класса перевелся в 5-й класс Александровского кадетского
корпуса, после которого окончательно связал свою жизнь с военной казачьей службой.
Первые рассказы он начал писать в 12 лет. В 1891 году его очерки и рассказы
появляются в "Русском инвалиде", а затем в "Петербургском Листке", "Биржевых
Ведомостях", "Петербургской Газете", "Отдыхе", "Ниве" и в "Военном Сборнике".
Они привлекают не только своеобразной манерой письма, но и знанием казачьей
жизни и обостренной правдивостью.
Его творчеством заинтересовываются издатели. И вскоре отдельными книгами выходят
"На озере" (1893), "Донцы" (1896), "Донские казачьи полки сто лет назад" (1896),
"Ваграм" (1897), "Атаманская памятка" (1898), "Казаки в Абиссинии" (1898), "Суворов"
(1900), "Борьба с Китаем" (1901), "По Азии: очерки Манджурии, Дальнего Востока,
Китая, Японии и Индии" {1903), "Любовь абиссинки" (1903). Во многом эти ранние
произведения носят документальный характер. К тому времени автор успел побывать
начальником конвоя Российской императорской миссии в Аддис-Абебе, а в 1901 году
был командирован на Дальний Восток для изучения быта Маньчжурии, Китая, Японии
и Индии. В 1908 году он окончил офицерскую кавалерийскую школу и был оставлен
при ней начальником казачьего отдела. В 1910 году произведен в полковники и
назначен командиром 1-го Сибирского Ермака Тимофеевича полка. В этот период
он публикует много статей и рассказов о быте и службе в казачьих войсках. Одновременно
издает большой труд "Год войны", где подробно и очень талантливо описывает войну
с Японией.
В 1913 году Краснов получает в командование 10-й Донской казачий конный генерала
Луковкина полк и с ним в 1914 году выступает на фронт. Уже через три месяца
за храбрость и отличие в боях ему присваивается звание генерал-майора. При отступлении
русских армий в 1915 году он, командуя 1-й Кубанской и 2-й Сводно-казачьей дивизиями,
умело прикрывал отходящие пехотные и артиллерийские частя, за что был награжден
Георгиевским оружием н орденом Георгия 4-й степени.
В 1916 году во время Луцкого прорыва действия 2-й Сводно-казачьей конной дивизии
отмечены в приказе 4-го кавалерийского корпуса так: "Славные донцы, волгцы и
линейцы! Ваш кровавый бой 26-го мая у Вульки-Галузинской - новый ореол Славы
в Истории ваших полков. Вы увлекли за собой пехоту, оказав чудеса порыва Бой
26-го мая воочию показал, что может дать орлиная дивизия под руководством железной
воли генерала Петра Краснова".
Сам генерал был ранен и попал в лазарет, где и приступает к написанию знаменитого
сборника новелл "Венок на могилу неизвестного солдата императорской российской
армии", который был переведен на 17 языков.
Вслед за документальными произведениями в первую мировую и гражданскую войну,
в период эмиграции Краснов создает романы и повести "От двуглавого орла к Красному
знамени", "Амазонка пустынно, "За чертополохом", "Все проходит", "Опавшие листья",
"Понять-простить", "Единая неделимая", "Ларго", "Выпашь", "Подвиг", "Домой",
"Белая свитка", "Царевна", "Екатерина Великая", "С нами Бог", "Цареубийцы",
"Ненависть" и другие. В рукописях остались его романы "Погибельный Кавказ",
"В житейском море" (изданный после смерти), "Между жизнью и искусством".
Книги Краснова поражают своей высокохудожественностью, гармоничным сочетанием
батальных сцен и философских отступлений о величин н красоте русского духа,
мужестве я героизме рядового казака, его готовности к самопожертвованию ради
Отечества.
Иного написано книг о казаках, однако романы Краснова занимают в этом списке
одно из первых мест.