КТО БЫ, КТО БЫ НАМ СКАЗАЛ ПРО БАТЮШКУ ТИХИЙ ДОН
или
КТО БЫ, КТО БЫ ИЗ НАС, БРАТЦЫ, ПОБЫВАЛ НА ТИХОМ ДОНУ
(Уход Некрасова на Кубань)


Этот сюжет – самый распространенный из донских песен о Некрасове. Встречаются три версии трактовки сюжета:

1) доброжелательная по отношению к Некрасову («первоначальная», сложенная самими повстанцами или их сторонниками на Дону),
2) негативная, именующая Некрасова «вором-изменщиком» (переделана из доброжелательной противниками некрасовцев скорее всего во время сидения некрасовцев на Кубани в 1708-1741),
3) «реабилитационная» - хотя и называющая Некрасова изменником, но с оговорками, сводящими обвинения на нет (эту версию можно считать «народным ответом» на официальную антинекрасовскую пропаганду).

Доброжелательных вариантов зафиксировано по меньшей мере 5 (4 донских, один неизвестного происхождения), негативных – 16 (гребенский, оренбургский, два из Саратовской губернии, 12 донских) , «реабилитационных» - 12 (все донские). Преобладание негативных вариантов объясняется тем, что они распространялись в рамках официальной пропаганды: заучивались в казачьих полках, в духовных семинариях; 4 из них были опубликованы в XIX веке (доброжелательный - только один). Не случайно у них такая богатая география, тогда как первая и третья версии зафиксированы лишь на Дону, где продолжала жить память о Некрасове. Варианты песни есть и у некрасовцев - они завершаются призывом атамана "к бою-подвигу супротив царя да супротив бояр" - см. "Игнат призывает казаков к бою-подвигу".

Зачин у песни старинный былинный – восходит к былине об исцелении Ильи Муромца. В дальнейшем мотивы этой былины перешли в исторические песни - в эпоху Грозного они были использованы в песне о взятии Казани.

Кто бы нам сказал про старое,
Про старое, про бывалое,
Про того Илью про Муромца?
Илья Муромец, сын Иванович,
Он в сиднях сидел тридцать три года…


Кто бы нам сказал про царев поход,
Про Грозного царя Ивана Васильевича?
Как он, Грозен царь Иван Васильевич,
Скоплял силушку ровно тридцать лет,
Ровно тридцать лет, еще три года…



ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ

Ой, кто бы из нас, братцы, да побывал-то на тихом Дону


Ой, кто бы из нас, братцы, да побывал-то на тихом Дону,
Да, кто бы, вот, братцы, да рассказал жа нам,
Да, рассказал жа нам про батюшку славный тихий Дон?
Ой да, все про батюшку-то славный тихий Дон?

Да, про славный тихий Дон, да про того жа казака,
Ой, про того жа казака-донца, про сына Някрасова?
Ой, про того ли, братцы, да казака Игната Някрасова?
Он донской-то казак, сын Някрасов, да прос…

Ой да, прослужил жа, а он вот на тихом-то Дону,
Прослужил он, братцы, ровно тридцать лет и три года,
Да и задумал жа он, сын Някрасов, от царя, боя…
Да, от царя бояр на Куба… ой, на Кубань итить.

Не один жа задумал на Куба… на Кубань итить, а со…
Ой, а собрал жа он силы войска сорок тысяч.
Ай, ровно сорок тысяч, да, толичко одной кава…
Ой, одной жа, братцы, было, да одной кавалерии.

Переправимшись они, донские казаки, через Дон-реку,
Ой, переправимшись они, братцы, во круг становилися,
А по среди круга стоял он, атаманушка, Някрасов сын.
А он речи, братцы, говорил казакам-донцам:

- Не видать нам, казакам-донцам, Дона тихова,
Да не слыхать нам, казакам, звону колокольныва.
Он да, увел, увел, братцы, войско донское на Ку…
Ой да, на Кубань-то реку увел войско донское.

Записана от Трунина С. П. (слепого) 21 июля 1957 в ст. Голубинской. Первая половина песни близка к некрасовской. См.: Ф. В. Тумилевич. Песни казаков-некрасовцев. № 39-40. Ростов-на-Дону, 1947. По видимому, для них источником являлся один текст.

Тумилевич Ф. В. Неопубликованные песни об Игнате Некрасове // Народная устная поэзия Дона (Материалы научной конференции по народному творчеству донского казачества 18-23 октября 1961 г.). Ростов-на-Дону, 1963



Есть варианты, где мотив "тридцати и трехлетней службы", восходящий к былине, не упоминается, и причиной ухода, как и в других песнях некрасовского цикла, названо возмущение Дона "шельмой князем Долгоруким". Царь при этом нигде не упоминается, а Некрасов в явной форме не восхваляется - потому песня и могла бытовать легально.

Финальный мотив тоски по родине - "Не видать нам, казакам-донцам, Дона тихова, Да не слыхать нам, казакам, звону колокольныва..." - встречается во многих вариантах всех трех версий, а также в песнях самих некрасовцев.


НЕГАТИВНАЯ ВЕРСИЯ

Ой, кто бы нам, братцы, да сказал


Ой, кто бы нам, братцы, да сказал
Про батюшку славный, эй да, вот слав…
Ой да, славный тихай Дон.
Эй, про батюшку, ой да славный тиха…

Вот славный тихай Дон.
Эй, про шельму вот казака,
Эй да, вот про шельму Някрасова.
Да про шельму вот казака Някрасова.

Эй да, вот про Някрасова.
Эй, про шельму казака Някрасова?
Эй, задумал шельма Някрасов
А он, братцы, за Дунай, эй-эй, да,

Вот, да за Дунай бяжать.
Вздумал, шельмец, а он за Дунай,
Эй, вот, за Дунай бяжать.
Ой, украл-унес, а он знамя цар…

Да, вот знамя царскую.
Ой, переправился да за Дунай реченьку
Ой да, на самом на мел…
Эй, на мелком броду.

Ни один да он та бяжал, эй-эй, ни да,
Ой, вот он бяжать пошел.
Эй, с собою он, эй да, вот, казаков,
Казаков, эй да, он, вот, забрал

И-и забрал с Дону, а он малоле…
Ой да, вот все малолеточик.
А с Дону малолеточик, самых, а он,
Ой да, братцы, самых глупых,

Ой да, братцы, самых глупых деточек.
Собирал он их во… воедина…
Ой да, воединай круг.
Собирал он их, да и приказывал:

- Ой, ни слыхать вам, братцы, звону коло…
Эй да, вот звону колокольныва!
Бросайтя вы веру правосла…
Эй да, веру православнаю!
Да принимайтя вы веру магметан…
Эй да, а вы веру магметанскую.

Записана в 1948 от казака ст. Еланской П. И. Мельникова (священника). Песня официально разучивалась в духовной семинарии, где Мельников учился.

Тумилевич Ф. В. Неопубликованные песни об Игнате Некрасове // Народная устная поэзия Дона (Материалы научной конференции по народному творчеству донского казачества 18-23 октября 1961 г.). Ростов-на-Дону, 1963


Все негативные варианты гротескны, обвиняют Некрасов во всех возможных и невозможных грехах. В двух вариантах он спаивает «малолеточков»: «напаил-то он, братцы, глупых малолеточков, да напоил жа он их, шельма, зельем пьяным». В одном варианте «обманутые малолеточки» хотят затем отрубить «Игнатке голову» и пойти «служить царю Петру Первому». Обычно ушедших «малолеточков» упоминается какое-то «малое число». Конкретное число называется только в двух известных текстах: «увел сотню казаков» и «увел взвод казаков». Никогда не указываются обычные «сорок тысяч казаков».


«РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ» ВЕРСИЯ

Эй кто бы, кто бы нам да вот, сказал

Эй кто бы, кто бы нам да вот, сказал
Да, про батюшку, про батюшку, тихой Дон?
Эй да, вот про того же, скажем, казака
Ой да, про того, говорят, шельму изменщичка,
Да про того Игнатьюшку Некрасова?
Ай да, вот изменил он толечко служить,
Ой, вот служить, говорят, царю белому.
Вот он ушел, толечко ушел да ушел он,
А ушел он да на Кубань, да на Кубань речку.
Эй да, вот не один он толичко ушел-то,
Да, он сорок тысяч казаков с собой увел.
Переплыли они, да, братцы, вот через Дон,
Ай да, переплыли они через тихий-то Дон,
Да вот, становились-то они во единый круг,
Да, посреди-то, вот, круга стоял, а он сам,
Ой да, стоял сам, а он вот все Игнатьюшка,
Ай, посреди круга, говорят, стоял сам Некрасов.
Ой да, ну, стал же он им приказ-то давать:
- Да вот вы живитя, братцы, а вы не тужитя,
Ой да, вот, а вы не тужитя да ни об чем.
Ай, ну, живите, а вы вольной волью, казаки,
Ай, живите, да вольной волею, да ни об чем не тужитя.
А если будет дюже скучно да дюже горько вам,
Ой, а вы, да приходитя все, братцы, да ко мне,
Да, я всягда с вами буду говорить, разговаривать.

Записана в 1956 г. от казака хутора Пресновского, проживающего в ст. Нижне-Чирской, И. П. Семашкина, 1877 г. р.

Тумилевич Ф. В. Неопубликованные песни об Игнате Некрасове // Народная устная поэзия Дона (Материалы научной конференции по народному творчеству донского казачества 18-23 октября 1961 г.). Ростов-на-Дону, 1963


«Измена» в этих вариантах всячески уточняется, уводится в область слухов и предположений и вообще оказывается несущественной: «толечко изменил царю белому», «говорят, украл знамя», «вроде изменил службе царской» - получается, что вроде и вовсе не изменил. Казаки-некрасовцы именуются исключительно почтительно: служивыми казаками, «добрыми молодцами», уходит их «сорок тысяч» или «многое-множество». Некрасов – «Игнат», «Игнатушка». Никогда не говорится о якобы приказе Некрасова бросать веру православную и идти в басурманскую, или о бритье усов и бороды.

Есть вариант, где уход Некрасова мотивируется и вовсе не политическими, а семейными соображениями, то есть никакой "измены" вообще не было:

Ай, ой, эй да, вот, он схотел-то только загразить,
Да, загразить своему отцу с ма…, а, вот, с матерью.
Эй да, он еще хотел досади… досадить-то своей шельме.
Ой да, своей шельме, моло… ой, молодой жане.
Эй да, своим он малым дето… ой, вот, малым деточкам.

Записано в 1957 от казака-старообрядца хутора Ильевского Пятиизбянской станицы П. А. Сафонова, 1883 г. р.

Тумилевич Ф. В. Неопубликованные песни об Игнате Некрасове // Народная устная поэзия Дона (Материалы научной конференции по народному творчеству донского казачества 18-23 октября 1961 г.). Ростов-на-Дону, 1963