Калиль
Кабдулвахитов, редактор газеты «Муслим – Инфо»
МУСУЛЬМАНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО В СИБИРИ
(Национальные культуры региона. Научно-методический и репертуарно-информационный
альманах. XVI выпуск. Издание Комитета по делам национальностей Тюменской области
и Дворца национальных культур «Строитель», Тюмень, 2007, стр. 31-32)
Основу мусульманского казачества в 1808 году в период создания Сибирского линейного
казачьего войска составили потомки служилых татар Тюмени, Тобольска и Ялуторовска.
В свою очередь служилые татары являлись потомками военной элиты Кучумова Юрта.
После падения Сибирского ханства, мусульманское население было разделено на
три категории:
• служилых татар (беки и мурзы);
• ясачных татар (они добывали пушнину для царской казны);
• бухарцев (занимались торговлей и духовными делами).
Служилые татары, их еще называли всадниками, находились в составе гарнизонов
новых сибирских острогов. Военная служба была пожизненной и обязывала служилых
участвовать в походах против сыновей Кучума и восточных соплеменников, выполнять
работу толмачей, переговорщиков. Известно, что в 1598 году в составе одной тысячи
конников, окончательно разбивших Кучума на Оби, было триста служилых татар.
Со времени построения Тюменского острога и по 1618 год главой тюменских служилых
юртовских татар был Майтмас Ачекматов. Впервые этот человек фигурирует в документах
в группе татарских князей, с которыми сражался Ермак у устья Туры. Но очень
скоро Майтмас покидает Кучума и переходит на сторону людей Ермака вместе с другими
влиятельными военачальниками — Каскарой и Варварой (Бурбарой).
После кончины Майтмаса его сыновья Мургач, Надыш, Шугур и Кутайгул продолжили
службу. Многие населенные пункты Тюменской области носят имена служилых татар:
Каскаринские, Авазбакиевские, Уразметовские, Исеневские, Тахтагульские, Ембаевские,
Кончебурские, Сагантыковские, Сулейменские, Муллашевские, Наримановские, Бегишевские,
Баишевские, Епанчинские и так далее. В 1725 году в Тобольске в числе 725 военных
насчитывалось 228 служилых татар, получавших жалование 6 руб. 16,5 коп.
В 1822 году появился «Устав о сибирских городовых казаках», определяющий место
казачества в социально-политической жизни региона. В Сибири были сформированы
семь полков городовых казаков, в числе них Сибирский татарский казачий полк,
укомплектованный из тобольской, тюменской и томской городовых татарских казачьих
команд. В 1849 году этот полк был преобразован в Тобольский конный казачий полк.
Подразделение выполняло конвойную и охранительную работы. Казаки проживали в
татарских юртах Тюменского, Тобольского и Ялуторовского района и по требованию
являлись на службу на конях в полном боевом снаряжении. До сих пор в некоторых
тюменских семьях помнят, что отцы семейств нехотя выдавали дочерей замуж за
служилых. Пусть уж лучше пойдет дочь за ясачного, говорили они, не останется
вдовой.
В 1852 году в Тобольском конном казачьем полку несли службу 1380 мусульман.
Однако уже вскоре, согласно Положению Военного совета от 6 февраля 1854 года
о причислении в период размежевания полковых земельных угодий 5874 ясачных татар
в военное сословие, количество мусульманских казачьих селений резко возросло.
В 1855 году в Тобольском конном казачьем полку вместе с зачисленными в полк
ясачными татарами служило 6247 правоверных — это 33,6 процентов от общего числа
военнослужащих. Для сравнения, в Уральском казачьем войске в этот период на
службе состояло 3407 мусульман, в Оренбургском — 5650, Кавказском линейном —
1959, Донском — 318.
Согласно Правилам о назначении мусульманского духовенства в казачьих войсках
Сибири, разработанного Департаментом военных поселений в 1854 году, казакам-мусульманам
разрешалось избирать из своей среды имама, если при мечети состояло не менее
двухсот мужчин. Если прихожан было меньше, они причислялись к приходам существующих
мечетей в селениях и городках.
В 1855 году численность мусульманских казачьих селений Тобольского конного полка
достигло 63. Количество мечетей при них — 57. Духовных лиц — 79. Средняя численность
прихода составляла — 109,6.
В 1860 г. Сибирское линейное казачье войско было переименовано в Сибирское казачье
войско. Тобольский конный казачий полк занимал лидирующее положение по числу
мусульман вплоть до упразднения в 1868 году. Потомки служилых татар продолжили
службу в других подразделениях. Насколько за века вошли в их плоть и кровь понятие
воинской чести, можно судить по потомственному казаку, ветерану Великой Отечественной
войны Хабибулле Якину, который в 22 года уже имел пять орденов: три ордена Слава,
два — Красной Звезды.