Первый
Манифест Океанизма
Санкт-Петербург, 28 мая 1993г.
Новая эра, о наступлении которой с утомительным однообразием вещали пророки,
наступила.
Стены старого порядка трещат от разрушительных взглядов; бумага и картон перестали
прикидываться камнем; в прах рассыпаются города, бывшие когда-то мировыми столицами;
взрывы сотрясают прохладные аркады старинных галерей; неведомые террористы в
масках из железа и шелка подкапываются под мощные башни; банкиры, сидящие в
этих башнях из стекла и стали, умирают от внезапных инсультов; глаз, надзирающий
надо всем, спускается все ниже и ниже.
Там и здесь ожившие игрушечные солдатики врываются в дома, оставляя после себя
смятые банки из-под кока-колы и изнасилованных детей; прорывают воздвигнутые
против них линии Мажино, уничтожают связь, передающие среды и всякую возможность
электричества.
Пьяные видеорыцари глядят друг на друга печальными глазами; суровы их лица,
бессмысленен их бунт; полны сожаления их записки друг к другу.
Границы, проведенные по линейке абстрактными гуманистами прошлого, материализовались
в стены ненависти и раздирают сушу на тысячи все более мелких кусочков.
Поздно; и ранний вечер готовит души к самой длинной ночи: вся суша замирает,
огрызаясь в боях; отплевываясь песком от надвигающихся вод; отфыркиваясь от
набегающих волн расплаты.
Тасманцы, предчувствуя беду, садятся в свои суда и отдаются на волю стихии;
она и только она способна доставить их в Гранаду, о которой каждый тасманец
мечтает с детства, и в крайней точке этой мечты находится блистательная Альгамбра.
Нет случайностей; не только боги знают уже, куда движутся скалы; ветры смыкаются
в точке переправы в другое пространство; розовый, желтый и черный свет просачиваются
обратно в серое марево; так утекающий от нас воздух приносит взамен цвет; наш
мир словно падающий воздушный шар, цветной баллон, медленно выбирающий точку
посадки под насмешливый шелест крыльев настоящих хозяев неба.
Бывшие хозяева суши, мы с тревогой следим за шуршанием наших пакетов: там зреет
угроза, с которой нам не справиться; мы сыпем соль по углам наших жилищ, но
само производство соли уже находится под контролем гоблинов.
Однажды ты, слушающий меня, протянешь руку к хлебу, и из него полезут чернокрылые
жуки; ты наклонишься к крану, чтобы напиться, и вместо воды кран изрыгнет разноцветные
пузыри; ты коснешься плоти, и она превратится в блик на сохнущей луже; ты поцелуешь
губы, и ощутишь вкус расплавленного свинца.
Мы вскормлены сушей, ее обратившимися в механизмы мезозойскими ящерами, ее докембрийскими
папоротниками, которые стали нефтью и углем, ее древнепермскими ракушками, превратившимися
в янтарь.
Нас питает электричество, этот результат древней злобы застывших причудливых
растений, их не прекратившегося до сих пор соперничества за место под солнцем,
раскаленным когда-то.
Мы живем у кромки прибоя, у черты, отделяющей сушу от моря, на огромном континенте,
облик которого следовал воображению вечного картографа.
С детства некоторые из нас робко пытались скользить на маленьких досках – с
тем, чтоб теперь, когда материки медленно оседают от пыли и безволия, перебраться
на твердь – не земную.
Плыть! Глагол, о котором мы грезим.
Двинуть вдаль берег тоски и усталости, перейти к новому ритму.
Связывать не города на суше, а моря, плыть из одного моря в другое, пользуясь
дружелюбием океана и не подпуская берег слишком близко.
Легкие и счастливые, мы будем вызывать друг друга по судовой рации: "Ромашка,
ромашка. Я Тюльпан, Е2", и слышать в ответ через тысячи морских миль: "Тюльпан,
я Ромашка, Е4".
Мы будем встречаться и приглашать друг друга на борт – матросы и капитан новой
эры – и, поднявшись, приветствовать друг друга славным морским приветствием.
Мы возьмем с собой лучшие вина, книги и картины. Картины Боттичелли уживутся
в наших кубриках с произведениями Рейнолдса и Петрова-Водкина – а в кают-компаниях
и на палубах будут висеть работы Одилона Редона, покрытые специальным водоотталкивающим
составом.
Мы спасем тысячи произведений искусства – а те из них, которым не найдется места
на кораблях, будут надежно упрятаны нами в морской пучине.
Будет составлена карта морских сокровищ: Прадо: такая-то широта, такая-то долгота;
музей Соломона Гуггенхайма: такая-то и такая-то; музей истории религии и атеизма
– такая-то и такая-то.
Иногда, надев скафандры, на батискафах мы будем спускаться в пучину и часами
бродить по безлюдным уж залам музейных хранилищ – компанией нам будут осьминоги
да электрические скаты.
Это будет время больших выставок и больших художественных открытии: на авианосце
"Теодор Рузвельт" пройдет выставка работ Эмиля Нольде, в то время
как на большом противолодочном корабле "Прозорливый" виртуозы военно-морского
флота Индии исполнят концерт из произведений Брамса.
Океаны превратятся из стихии, разделяющей страны и народы, в естественную среду
обитания людей и свойственной им культуры.
И тогда начнется легендарное время, золотой век океанической нации, главными
чертами которой будут дружелюбие, упорство, доблесть и взаимовыручка – нации,
которая, пользуясь неисчерпаемой энергией океана, отряхнет со своих ног прах
суши – чтобы с легкой душой поплыть навстречу зовущей дали.
Гер Оствальд, командир башни
Новый свет, # 27 лето 1993 г.