НЕ СЛЫШНО ШУМУ ГОРОДСКОГО

Слова Федора Глинки

Не слышно шуму городского,
За невской башней тишина,
Лишь на штыке у часового
Горит полночная луна.

Вот бедный юноша, ровесник
Младым цветущим деревам,
В глухой тюрьме заводит песню
И отдает тоску волнам.

"Прощай, отец, прощай, невеста,
Сломись, венчальное кольцо,
Навек закройся, мое сердце,
Не быть мне мужем и отцом".

Из песенника 1990-х годов


Песня на основе стихотворения декабриста Федора Глинки "Песнь узника" (1826) (см. в конце страницы).

(Напев). Песни русской революции и гражданской войны. Сост. А. Колосов. М., 1959, с. 148-149.

100 песен русских рабочих / Сост., вступит. статья и коммент. П. Ширяевой; Общ. ред. П. Выходцев. Л., Музыка, 1984


Вариант мелодии:


(Напев). Русская народная песня. Сост. С. Бугославский и И. Шишов. М., 1936, с. 44.

100 песен русских рабочих / Сост., вступит. статья и коммент. П. Ширяевой; Общ. ред. П. Выходцев. Л., Музыка, 1984


ВАРИАНТЫ (2)

1. Песнь узника


Не слышно шуму городского,
В заневских башнях тишина,
Лишь на штыке у часового
Горит полночная луна.

Вот бедный юноша, ровесник
Младым цветущим деревам,
В глухой тюрьме поет он песню
И отдает тоску волнам.

«Прощай, отец, прощай, невеста,
Сломись, венчальное кольцо,
Навек закройся, мое сердце,
Не быть мне мужем и отцом».

Не слышно шуму городского,
В заневских башнях тишина,
Лишь на штыке у часового
Горит полночная луна.

Две последние строки повторяются

С фонограммы Жанны Бичевской, альбом «Старые русские народные деревенские и городские песни и баллады», Часть 1, ZeKo Records, 1996, подпись: Ф. Глинка


2. Песня узника

Не слышно шуму городского,
За Невской башней тишина,
И на штыке у часового
Горит полночная луна!

Вот бедный юноша, ровесник
Младым цветущим деревам,
В глухой тюрьме заводит песню
И отдает тоску волнам:

"Прости, мой край, моя отчизна,
Прости, мой дом, моя семья!
Здесь, за решеткою железной,
Навек от вас сокрылся я.

Прости, отец, прости, невеста,
Сломись, венчальное кольцо,
Навек закройся, мое сердце,
Не быть мне мужем и отцом!

Сосватал я себе неволю,
Мой жребий - слезы и тоска,
Но я молчу и таю долю -
Ее взяла моя рука".

Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952


Этот же вариант без последнего куплета, с нотами - в сб. Такун Ф. И. Славянский базар. М., «Современная музыка», 2005:





АВТОРСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

Песнь узника

Федор Глинка

Не слышно шуму городского,
В заневских башнях тишина!
И на штыке у часового
Горит полночная луна!

А бедный юноша! ровесник
Младым цветущим деревам,
В глухой тюрьме заводит песни
И отдает тоску волнам!

"Прости, отчизна, край любезный!
Прости, мой дом, моя семья!
Здесь за решеткою железной -
Уже не свой вам больше я!

Не жди меня отец с невестой,
Снимай венчальное кольцо;
Застынь мое навеки место;
Не быть мне мужем и отцом!

Сосватал я себе неволю,
Мой жребий - слезы и тоска!
Но я молчу - такую долю
Взяла сама моя рука"...

1826

«Венера, или Собрание стихотворений разных авторов». М., 1831. Ч. 1, в составе девяти строф, подпись: П. «Русская потаенная литература XIX столетия». Отдел первый. Стихотворения. Ч. 1. / Предисл. Н. П. Огарева. Лондон, 1861, без подписи; «Собрание стихотворений декабристов». Лейпциг, 1862, подпись: Рылеев; «Лютня: Собр. свободных русских песен и стихотворений» / Изд. Э. Л. Каспровича. Лейпциг, 1869 г.; «Лютня: Собр. свободных русских песен и стихотворений». 5-е изд. Э. Л. Каспровича. Лейпциг, 1879 г., без подписи. Печ. по «Венера...» без последних четырех строф — в таком именно виде ст-ние стало популярной тюремной песней.

Вольная русская поэзия XVIII-XIX веков. Вступит. статья, сост., вступ. заметки, подг. текста и примеч. С. А. Рейсера. Л., Сов. писатель, 1988 (Б-ка поэта. Большая сер.)


В списках встречается за подписью Полежаева (основание: подпись «П» первопечатного текста). С 1850-х годов вошло в песенники (часто в качестве народной песни), в лубок, перекладывалось на музыку (см. «Песни и романсы русских поэтов» / Вступ. статья, подготовка текста и примеч. В. Е. Гусева. М.; Л., 1963 (Б-ка поэта, БС). С. 1009). С различными вариантами вошло в тюремный фольклор (см.: Максимов С. В. Ссыльные и тюрьмы. Спб., 1862. Т. 1. С. 68; Якубович П. Ф. В мире отверженных... М.; Л., 1964. Т. 1. С. 102). В одной из редакций народной драмы «Царь Максимилиан» имеются строки из «Песни узника» (см.: Ончуков Н. Е. Северные народные драмы. Спб., 1911. С. 14). Первоначально (без десяти последних строк) было включено автором в поэму «Дева карельских лесов». О популярности песни свидетельствует использование ее в «Двенадцати» Блока.

Датируется временем ареста Глинки. В образе узника Глинка изображал декабриста, надеявшегося на милость царя. Заневские башни — бастионы Петропавловской крепости.


Далее в стихотворении еще 4 строфы, связанные с личными монархическими переживаниями Федора Глинки (он был сторонником конституционной монархии и после роспуска Союза благоденствия отошел от движения декабристов). В традиционные народные песенные варианты эти строфы не вошли:

Откуда ж придет избавленье,
Откуда ждать бедам конец?
Но есть на свете утешенье
И на святой Руси отец!

О русский царь! в твоей короне
Есть без цены драгой алмаз.
Он значит - милость! Будь на троне,
И, наш отец, помилуй нас!

А мы с молитвой крепкой к богу
Падем все ниц к твоим стопам;
Велишь - и мы пробьем дорогу
Твоим победным знаменам".

Уж ночь прошла, с рассветом в злате
Давно день новый засиял!
А бедный узник в каземате -
Всё ту же песню запевал!..



Но в одном сборников блатных песен встретилась песня на основе этих строф:

Песнь узника

Откуда ж придет избавленье,
Откуда ждать бедным конец?
Но есть на свете утешенье
И на святой Руси отец!

О русский царь! В твоей короне
Есть без цены драгой алмаз.
Он значит - милость! Будь на троне,
И, наш отец, помилуй нас!

А мы с молитвой крепкой к богу
Падем все ниц к твоим стопам;
Велишь - и мы пробьем дорогу
Твоим победным знаменам.

Уж ночь прошла, с рассветом в злате
Давно день новый засиял!
А бедный узник в каземате
Все ту же песню распевал!

Блатная песня: Сборник. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002



Федор Николаевич Глинка (1876-1880) - участник войн 1805-1806 и 1812 года и заграничного похода 1813-1814. Член ранних обществ декабристов: Союза спасения (1816-1817) и Союза благоденствия (1818-1821) (в последнем был одним из организаторов и руководителей). В дальнейшем в движении декабристов не участвовал. Тем не менее, после восстания на Сенатской площади провел несколько месяцев в Петропавловской крепости и четыре года ссылки в Петрозаводске. Вероятно, в крепости и было создано стихотворение.

Стихи Ф. Глинки