Тюменская городская Дума 100 лет назад
УГРОЗЫ И КОЗНИ «КОМИТЕТА НАРОДНОЙ СВОБОДЫ»


(«Тюменский курьер», 20 декабря 2005, №178 (1891))


12 декабря 1905 года было созвано чрезвычайное собрание Тюменской городской Думы. Поводом для экстренной встречи стало печатное воззвание за подписью «Народный комитет свободы».

В течение нескольких предшествующих дней в Тюмени посредством почты и ручной раздачи распространялось воззвание, «призывающее народ к погрому железнодорожных служащих»; полиция то ли отнеслась к этому безучастно, то ли была не в силах пресечь. Ввиду крайней опасности данного документа не только для служащих железной дороги, не виновных в забастовке, но и для всего города, гласный А. М. Климшин считал необходимым немедленное принятие мер по выяснению обстоятельств дела и «успокоению умов граждан». Сам он уже обратился к местному прокурору с просьбой арестовать еще не разнесенные экземпляры воззвания, находившиеся в огромном количестве в почтовой конторе.

Собрание Думы, предполагая, что все вышеперечисленное может послужить причиной погромов, постановило все свои опасения довести до сведения господина тобольского губернатора и прокурора окружного суда, послав им телеграмму следующего содержания: «Тюменская Городская Дума в экстренном заседании, заслушав за- явление гласных о рассылке почтой и ручной раздаче в течение 8, 9, 10 и 11 декабря отпечатанных на гектографе воззваний от имени какого-то «Народного комитета свободы», восстановляющих один класс населения против другого и призывающих к насилию, просит Ваше Превосходительство назначить расследование с участием представителей Городского самоуправления для обнаружения виновных и привлечения их к законной ответственности. Обращение к местным властям о прекращении рассылки воззваний осталось без результата».

Не могли уйти от обсуждения проблемы грядущих беспорядков и члены Союза самоохраны, в ходе собрания которых, состоявшегося 13 декабря, решено было поставить на вид городскому общественному управлению «весьма неутешительные прогнозы: вследствие ожидающейся на этих днях приостановки действия заводов Ятес, лесопилки Кыркалова, завода Машарова и других более мелких заводов может появиться масса безработного люда...».

Союз просил городскую Думу пригласить в заседание владельцев фабрик и заводов Тюмени для совместного обсуждения проблемы безработицы, а также просить клуб рабочих прислать своих делегатов.

Представитель Жабынского завода Ятеса господин Фрум сообщил, что, действительно, владельцем предприятия дано распоряжение прекратить работы с 17 декабря, о чем своевременно извещены все рабочие. Прекращение же работ вызвано забастовкой служащих железнодорожного ведомства, а также почты и телеграфа. Завод Ятеса имел казенных заказов на 350 тысяч рублей; они исполнены; акты о принятии заказов посланы в Петербург, но дошли ли они по назначению - неизвестно. Владелец завода из-за этого лишен возможности получить платеж от казны.

Представитель лесопильного завода Кыркаловых господин Смоленский заявил, что предприятие может продолжить работу до января, но после у него истощаются средства. Причины остановки производства - те же.

Представители других лесопильных заводов, господа Ромашев, Лаптев, Новоселов и Мягков сообщили, что до января остановки не предвидится. Посланец чугунолитейного завода «Машаров и К» заявил, что здесь не собираются останавливать производство вовсе.

Учитывая изложенное, Дума постановила оказать помощь владельцам заводов, испытывающим трудности из-за нехватки средств, кредитом 50 тысяч рублей из городского общественного банка, а также обратиться от имени города через клуб рабочих г. Тюмени к бастующим железнодорожникам с просьбой принять участие в доставке грузов на заводы.

Прокурор Тюменского уезда уведомил городскую управу, что по его просьбе мировой судья 6-го участка начал предварительное следствие, «имеющее целью обнаружение виновных в написании вышеупомянутых воззваний». Для содействия в этом собранием была избрана комиссия, куда вошли С. И. Колокольников, А. К. Захарченко и А. Н. Климшин. Кроме того, признано желательным запретить издателю местной газеты Г. Крылову «помещать статьи и корреспонденцию, могущие возбудить население».

14 декабря было получено заказное письмо, адресованное городской Думе пресловутым «комитетом народной свободы». Оно гласило: «Под влиянием объездов железнодорожника Климшина, Дума в заседании 12 декабря, во вред населению, высказала полную солидарность с забастовщиками, вместо вызываемого событиями решения; выражая этим протест, авторы воззвания снимают с себя ответственность за последствия присоединения Думы к железнодорожной забастовке. Если Дума останется при таком решении, то соответствующия воззвания разошлются в 10000 экземплярах».

Данное письмо было незамедлительно отослано следователю «как заключающее в себе угрозы против Городской Думы», а обсуждение других вопросов отложено до следующего дня. Время было позднее.

Сарра-Мария Граник,
ведущий специалист отдела использования и публикации документов Государственного архива Тюменской области