В. Р. Зотов
По дворам таскал старик
Тридцать лет шарманку,
Он вертеть ее привык:
Вертит спозаранку,
Вплоть до полночи глухой,
На потеху людям;
Той шарманки писк и вой
Мы не позабудем:
Что за музыка, ей-ей,
Не поймешь, хоть тресни!
И всего-то были в ней
Три плохие песни:
Бога славила одна,
А царя — другая,
Третья — ужас как длинна —
Честь родного края.
Многих не было в ней нот,
Так что слушать гадко,
Все визжит, бренчит, скребет,
Не выходит гладко.
И не то чтоб стар уж так
Инструмент потешный;
Сколотил его варяг,
Северян, не здешний;
Им вертеть потом пошла
Русопетов стая, —
Что за музыка была,
Бестолочь родная!
Наконец им завладел
Удалой татарин
И шарманку завертел
Молодцом, как барин,
С нею пробовал потом
И поляк возиться,
Но ни силой, ни трудом
Ладу не добиться,
Всё фальшивила она,
Шла в разлад со светом
Инструмента ли вина,
Мастера ли в этом?
Леший сам не разберет!
Вскоре отыскался
Для шарманки доброхот,
И чинить принялся.
Придал ей он новый вид
И покрой немецкий,
А шарманка всё скрипит
И пищит по-детски.
Вот шарманкой завладел
Наш шарманщик ярый,
Повернул, пересмотрел —
Песни больно стары.
Он навел на крышку лак,
Починил снаружи,
А внутри осталось так,
Даже стала хуже.
Сам он видит, что она
Уж пришла в негодность,
Что в ней лопнула струна,
Певшая народность,
Что осипла в ней давно
Песня православья,
Что поправить мудрено
Хрип самодержавья.
«Ведь починка труд большой,
А на век мой станет!
Да и внутрь шарманки той
Вряд ли кто заглянет!» -
Так шарманщик рассуждал. —
Видно, что дубина, —
И шарманку ту взвалил
Он на плечи сына.
Сын справляет день и ночь
Старую работу,
Хоть вертеть ему невмочь,
Да и не в охоту:
В том труде не быть пути,
Так и жди — порвется,
И уж как ты ни верти,
А чинить придется.
Благо есть теперь досуг,
Взяться бы за разум, —
Хуже будет, если вдруг
Распадется разом,
Если ты под звук заснешь
Льстивого напева
Иль, забывшись, повернешь
Справа да налево.
1855 или 1856 (?)
«Колокол». 1857, 21 окт. (1 нояб.). Л. 5, без подписи; «Собрание стихотворений
Пушкина, Рылеева, Лермонтова и других авторов» / Изд. В. Гергарда. Лейпциг,
1858 ("Русская библиотеке"; т. 1), подпись Н. Н; «Лютня: Собр. свободных
русских песен и стихотворений» / Изд. Э. Л. Каспровича, Лейпциг, 1869; «Лютня:
Собр. свободных русских песен и стихотворений», 5-е изд. Э. Л. Каспровича, Лейпциг,
1879 - в обоих изд. под загл. «Старая шарманка».
Вольная русская поэзия XVIII-XIX веков. Вступит. статья, сост., вступ. заметки,
подг. текста и примеч. С. А. Рейсера. Л., Сов. писатель, 1988 (Б-ка поэта. Большая
сер.)
Стихотворение почти неизменно встречается в альбомах и отдельных записях и составляет
неотъемлемую принадлежность русского революционного репертуара этих лет. В «Колоколе»
напечатано со следующим ред. примеч.: «Несколько месяцев тому назад в Москве
и Петербурге ходила по рукам песня, которую мы передаем нашим
читателям для пополнения антиниколаевской литературы». Автор стихотворения долгое
время оставался неустановленным. Различные исследователи приписывали его Н.
А. Арбузову, И. И. Лажечникову, но чаще других — Н. А. Некрасову. Неоднократно
высказывалось предположение и об авторстве популярного журналиста, второстепенного
поэта, прозаика и драматурга Владимира Рафаиловича 3отова (1821—1896).
Он привлекался к следствию по делу петрашевцев; поставлял Герцену материалы
для «Колокола», хранил у себя архивы «Земли и воли» и «Народной воли». Авторство
В. Р. Зотова можно теперь считать доказанным (см.: Гаркави А. М. «Безыменные
стихотворения Владимира Зотова» // «Некрасов и его время». Калининград, 1976.
Вып. 2. С. 74—78); там же установлена и точная дата стихотворения.
Незабвенный
— наименование Николая I в манифесте Александра II о восшествии на престол.
Сколотил его варяг — намек на теорию призвания варягов. Наконец
им завладел Удалой татарин — об эпохе татарского ига, С нею пробовал
потом И поляк возиться — о польской интервенции XVII в. Вскоре отыскался
Для шарманки доброхот - Петр I. В ней лопнула струна, Певшая народность
и т. д. Намек на так называемую «теорию официальной народности» (православие,
самодержавие и народность), выдвинутую министром народного просвещения (1833—1849)
графом С. С. Уваровым (1786—1855). На плечи сына — Александра II.