Из-за решетки.
Сборник стихотворений русских заключенников по политическим причинам в период
1873 — 77 гг., осужденных и ожидающих «суда»
Женева. 1877
По кн.: Вольная русская поэзия XVIII-XIX веков. Вступит. статья, сост., вступ.
заметки, подг. текста и примеч. С. А. Рейсера. Л., Сов. писатель, 1988 (Б-ка поэта.
Большая сер.) - там же перепечатан весь сборник.
После титульного листа посвящение: «Посвящается нашим политическим предшественникам».
На титульном листе и на обложке эпиграф:
Се serait une erreur dе croire que ces choses
Finiront par des chants et des apothéoses.
V. Hugo. «Chatiments»
(«И было бы ошибкой думать, что кончится это песнями и почестями». В. Гюго. «Кары»).
В сборнике нет ни одного стихотворения, бывшего в печати ранее; с другой стороны,
нет ни одного издания революционных песен и стихотворений, которое не использовало
бы материалов этого необычайно цельного сборника, одного из самых популярных в
русской революционной народнической поэзии. Автором предисловия считается Г. А.
Лопатин, однако возможно участие Д. А. Клеменца и Ф. В. Волховского (см.: Нагорная
Н. М. Революционно-демократическая поэзия второй половины XIX века. Киев, 1984.
С. 122—124).
В предисловии к сборнику читаем: «В сборнике столько же авторов, сколько подписей;
все эти подписи, конечно, псевдонимы; но каждому автору присвоен особый псевдоним;
так что пьесы одного и того же автора подписаны одинаково» (с. ХХII, сноска).
Всего в сборнике напечатано 69 стихотворений четырнадцати авторов (больше всего
Синегуба и Волховского). Часть этих псевдонимов была впервые раскрыта в оглавлении
изданного П. Л. Лавровым в 1898 г. «Новом сборнике революционных песен и стихотворений»
Париж, 1898. В тексте они были помещены с псевдонимами, но «позже мы узнали имена
некоторых из авторов сборника, и так как в настоящее время нет никакой надобности
скрывать их, то мы пользуемся случаем, чтобы сообщить их здесь» (с.142). Сборник
вышел в свет не ранее ноября 1877 г., во время «процесса 193-х», по которому судились
все или почти все участники сборника. Тираж — 1000 экз.
«Из-за решетки» вызвал большой интерес не только в среде революционной молодежи,
но и в либеральных кругах русской интеллигенции. Лопатин сразу же послал его Тургеневу.
7 (19) декабря 1877 г. Тургенев полемизировал с той частью предисловия к сборнику,
в которой было сказано, что «даже такие художники-джентльмены, как Ив. С. Тургенев,
которого никто не заподозрит в доброхотном холопстве, — посодействовали своими
трудами искажению нашего „мученика правды ради" в глазах нашего общества»
(речь шла, понятно, о романе «Новь»). Тургенев в письме к Драгоманову, не соглашаясь
с Лопатиным, утверждал, что «при данных условиях я мог сделать только то, что
сделал, — и, по-видимому, результат не совпадает с выводами и заключениями моего
критика» (Полн. собр. соч. и писем. М., 1966. Т. 12. Кн. 1. С. 245). Идейно- художественный
анализ сборника содержится в статье: Никитина А. И. Из истории русской революционной
поэзии 1870-х годов // «Учен. зап. Ленингр. пед. ин-та». 1963, т. 245. С. 5 —
36.