Гей!.. Садись, честной народ!
Разевай пошире рот,
Придвигай скамьи к огню, —
Слушай присказку мою!..
Долго бывши старшиною
Над славянскою страною,
Князь маститый Гостомысл
Потерял под старость смысл.
И пред смертною кончиной
На болезненном одре
Он сказал перед дружиной:
«Надо думать о царе...
Вы одни не уживетесь,
Как бараны, вы деретесь;
Так плывите за моря
Выбирать себе царя!»
Вот и поплыли бараны
За царем в чужие страны
(Словно не было кого
Взять из стада своего)
И, приехавши к соседям,
Поклонились им челом,
Подарили их медведем,
Соболями и добром,
И чеканным серебром,
И сказали: «Край наш силен,
Он велик, как белый свет,
Он богатствами обилен -
Да порядку лишь в нем нет!
Так нельзя ли нас уважить:
К нам пожаловать и княжить?»
А соседи отвечали:
«Мы об вас давно слыхали,
Рады мы вам сделать честь,
На престол к вам рады сесть!»
И пришли на Русь варяги,
Безземельные бродяги;
Стали княжить, не шутить,
А славяне — им служить...
Много времени прошло,
Много море унесло;
Но с тех пор судьба народа
Всё в руках чужого рода;
И до нынешних времен
Нам варяг дает закон...
Край славянский так же силен,
И богатствами обилен,
И велик, как белый свет, —
А порядку нет как нет!
Что за притча? Что за диво?
Как же жить ему счастливо?
Или нам других царей
Надо звать из-за морей?
Не шуми, честной народ,
Не дивись разиня рот!
Подвигай скамьи к огню,
Слушай присказку мою!
Но всему конец
бывает,
Так и присказке моей...
Кто же, братцы, отгадает,
Что за мысль сокрыта в ней?
Кто не понял, пусть вспомянет
Притчу старую одну,
Притча эта не обманет,
Говорили в старину:
«Кто урод был в колыбели –
До могилы тот урод!»
(Так и русский, знать, народ.)
Други, что ж, теперь яснее
Стала присказка моя?
Да? Так знайте про себя!
<1858>
«Полярная звезда» IV, Лондон, 1858, без подписи. «Русская
потаенная литература XIX столетия. Отдел первый. Стихотворения. Ч. 1. / Предисл.
Н. П. Огарева. Лондон, 1861; «Лютня II: Потаенная литература XIX столетия» /
Изд. Э. Л. Каспровича, Лейпциг, 1874.
Вольная русская поэзия XVIII-XIX веков. Вступит. статья, сост., вступ. заметки,
подг. текста и примеч. С. А. Рейсера. Л., Сов. писатель, 1988 (Б-ка поэта. Большая
сер.)
В стихотворении осмеивается норманнская теория призвания варягов, бывшая в 1840—1860-х
годах предметом оживленной полемики. Эта же тема затронута в ст-нии «Пускай
в России нет дворян...», приписываемом Е. П. Ростопчиной, в ст-нии «Когда наш
Новгород великий...», приписываемом М. А. Дмитриеву, в сатирической поэме А.
К. Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868),
в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1869) и др. Легендой о призвании
князей автор воспользовался как формой для создания острой антимонархической
сатиры. Гостомысл — легендарный новгородский посадник IX в., по совету которого
славяне якобы призвали варягов.