СВЕРШИЛСЯ ДЕНЬ УЖАСНОЙ МЕСТИ

Неизвестный автор

Свершился день ужасной мести,
Вот осужден герой наш Шмидт
За то, что не рушил долг чести
И делал то, что бог велит.

В тюрьму вступил ногою смело
И с ним матросы-удальцы,
С которыми они стреляли
В позорный город – узницы.

И вот министры порешили:
Созвали русских палачей,
И на суде они решили
Казнить немедленно друзей.

И вот пришли на место казни,
И поп, известно, тут как тут.
Сказал он тихо, без боязни:
«О, ваши души, что омут.

В грехах покайтесь, не таитесь,
Признайтеся вы мне во всем,
Чтоб я бы мог, благословляя,
Засыпать вам глаза песком».

На это Шмидт сказал спокойно:
«О, лживый, хитрый ты, старик,
Ты полицейский, а не пастырь,
Ты к этой службе так привык.

Уж если хочешь ты сознанья,
Так покажи нам те слова,
Где есть написано в писанье,
Что можно было б бить всегда».

«О нет, у нас того в писанье, -
Сказал, краснея, старый поп:
- Бог не велит убить созданье,
И нет того, чтоб пулю в лоб».

«Вот в этом сам же ты сознался
И говоришь: “В писанье нет”,
Тогда зачем меня с матросом
Казнить, старик, мне дай ответ?»

Но вот рожок прервал беседу,
Раздался голос палача:
«Поставьте ружья, ставь прицелы,
А то беседе нет конца».

Вот грянул залп – тела упали.
И кровь на землю полилась,
Страдальцы слышать перестали,
Свершился казни страшный час.

Кого, подумайте, убили,
Подумай, бедный русский люд!
Ведь Шмидта славного зарыли,
Его нам больше не вернуть.

Две последние строки повторяются



Текст и напев. Запись П. Г. Ширяевой и Э. В. Эвальд от И. Якубовского и К. П. Гусева, рабочих Ленпогруза; Ленинград, 1935 г. (Фонограммархив Института русской литературы, валик № 5171/1). Нотация Б. М. Добровольского.

100 песен русских рабочих / Сост., вступит. статья и коммент. П. Ширяевой; Общ. ред. П. Выходцев. Л., Музыка, 1984


Лейтенант Черноморского флота Петр Петрович Шмидт (1867-1906) по просьбе матросов возглавил восстание на крейсере "Очаков" (11-15 ноября 1905 г). Член Севастопольского совета. Расстрелян. О восстании см. также песню ""Очаков" - борец за свободу" на мотив "Замучен тяжелой неволей" и позднюю песню "Лейтенант Шмидт" (1917?).






Ниже отсканирована статья из энциклопедии для детей (Энциклопедии для детей. Т. 5. Ч. 3. История России XX век / Сост. С. Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1996):

СЕВАСТОПОЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ

В октябре 1905 г. Севастополь, как и вся страна, был охвачен революционным брожением. 18 октября, после известия о царском манифесте, в городе состоялся митинг около местной тюрьмы. Его участники требовали освободить политзаключенных. Среди выступавших на митинге выделялся своим красноречием 38-летний лейтенант Пётр Шмидт. Войска разогнали толпу выстрелами, при этом восемь человек погибло.

На их похоронах П. Шмидт выступил с яркой речью. «В минуты общего великого ликования, - сказал он, - люди спешили передать заключённым весть радости, просили выпустить их и за это были убиты. Страшное, невиданное преступление. Великое, непоправимое горе». «Клянёмся им в том, - продолжал Шмидт, подняв руку в жесте клятвы, - что мы никогда не ступим никому ни одной пяди завоёванных нами человеческих прав… Клянемся им в том, что доведём их дело до конца и добьёмся всеобщего избирательного, равного для всех права». Вслед за оратором 40-тысячная толпа, подняв руки, торжественно повторила: «Клянёмся!».

После этих событий П. Шмидта арестовали, но вскоре освободили. 11 ноября он был уволен в запас. По взгляд лейтенант называл себя «социалистом вне партий». «Тот, кому дана способность страдать за других и логически мыслить, - писал он, - тот – убеждённый социалист».

Между тем напряжённость в городе возрастала, проходили солдатские и матросские митинги. Слышались требования не предавать суду арестованных матросов «Потёмкина». Участником одного из первых эпизодов восстания стал матрос Константин Перов. Бывший рулевой прославленного «Варяга», он гибели корабля получил Георгиевский крест. Владимир Ленин (выступая в данном случае в качестве историка) позднее так писал о событии, которое произошло 11 ноября: «Было решено запретить митинги вообще. Утром… у ворот флотских казарм была выставлена боевая рота в полном боевом снаряжении. Контр-адмирал Писаревский отдал во всеуслышание приказ: «Не выпускать никого из казарм! В случае неподчинения стрелять!».

Из роты, которой был отдан этот приказ, вышел матрос Петров, зарядил на глазах у всех свою винтовку, одним выстрелом убил штабс-капитана Штейна, а вторым выстрелом ранил контр-адмирала Писаревского. Раздалась команда офицера: «Арестуйте его!». Никто не двинулся с места. Петров бросил своё ружьё на землю.

- Чего стоите? Берите меня!

Он был арестован. Стекавшие всех сторон матросы бурно требовали его освобождения, заявляя, что они за него ручаются. Возбуждение достигло апогея.

- Петров, не правда ли, выстрел произошел случайно? – спросил офицер, чтобы найти выход из создавшегося положения.

- С какой стати случайно? Я вышел вперёд, зарядил и прицелился, разве это случайно?

- Они требуют твоего освобождения…

И Петров был освобождён. Но матросы этим не удовлетворились, все дежурные офицеры были арестованы, обезоружены и отведены в канцелярию. Делегаты матросов совещались всю ночь. Решили офицеров освободить, но больше их в казармы не впускать…».

Восстание охватило команды двух крейсеров – «Очакова» и бывшего «Потёмкина», который теперь назывался «Святой Пантелеймон». Красный флаг подняли десять военных кораблей. Однако оружия у них было очень немного.

Восставшие моряки пригласили Петра Шмидта встать во главе их движения. Хотя шансы на успех были невелики, лейтенант решился возглавить флот. 14 ноября он прибыл на крейсер «Очаков». Здесь Шмидт заявил команде: «Товарищи! Мы восстали против несправедливости, против рабства. Мы не смогли больше терпеть нашего невыносимого мучения, смерти крестьян от голода, безжалостной расправы с рабочими по всей России. И вот теперь мы стоим перед всей несправедливостью и объявляем ей войну».

На следующее утро с корабля был подан сигнал: «Командую флотом. Шмидт». Императору Николаю II «красный адмирал» составил такое послание: «Славный Черноморский флот, свято храня верность своему народу, требует от Вас, Государь, немедленного созыва Учредительного собрания и прекращает повиноваться Вашим министрам. Командующий флотом гражданин Шмидт».

В речи перед арестованными офицерами П. Шмидт поделился своими планами: «Я отрежу Крым, пошлю своих сапёров построить батареи на Перекопском перешейке и отсюда, опираясь на Россию, которая поддержит меня всеобщей забастовкой, буду требовать - просить я устал – выполнения моих требований от Царя».

15 ноября произошло морское сражение между мятежными судами и верной правительству эскадрой. Преимущество на стороне эскадры было полное. Кроме того, видя безнадежность положения, восставшие почти не сопротивлялись. С «Очакова» произвели около шести выстрелов, ни один из которых не поразил цели.

В «Очаков» во время боя попало 53 снаряда. Очевидец событий писатель Александр Куприн вспоминал: «Посреди бухты огромный костёр, от которого слепнут глаза и вода кажется чёрной, как чернила. Три четверти гигантского крейсера – сплошное пламя. Когда пламя пожара вспыхивает ярче, мы видим, как на бронированной башне крейсера вдруг выделяются меленькие чёрные человеческие фигуры. До них полторы версты, но глаз видит их ясно… Оттуда среди мрака и тишины ночи несётся протяжный высокий крик:

- Бра-а-тцы!..

Никогда, вероятно, до самой смерти, не забуду я этой чёрной воды и этого громадного пылающего здания, этого последнего слова техники, осуждённого вместе с сотнями человеческих жизней на смерть… Крейсер беззвучно горел, бросая кровавые пятна на чёрную воду».

Во время сражения погибло более ста очаковцев. Остальные покинули горящий корабль и были арестованы. Под арестом оказался и «красный адмирал» П. Шмидт. В тюрьме на свидании с родными он говорил: «А всё-таки удалось поднять красный флаг на десяти судах Черноморского флота! Скоро, скоро молодая, сильная, счастливая Россия вздохнёт свободно и не забудет нас, отдавших ей свои жизни».

6 марта 1906 г. по приговору суда Пётр Шмидт и трое его товарищей-матросов были расстреляны на острове Березань. Свыше трёхсот участников восстания осудили на каторжные работы.