ЕРЕМА И ЗАМАЗКА


(Народный театр / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. А. Ф. Некрыловой, Н. И. Савушкиной. - М.: Сов. Россия, 1991. - (Б-ка русского фольклора; Т. 10), стр. 354-356, комментарии стр. 516).


- Здравствуйте, землячки, мужички-серячки мещане и купцы, старики и юнцы! И хрестьянам, и мещанам, и столбовым дворянам - всем поклон низкий, хоть я вам не друг и не родственник близкий! Подите-ка сюда поближе, я поклонюсь вам пониже. Послушайте-ка меня, живо пройдет дрема - я умница мужичок пакольник Ерема, а это вот мой приятель - дурак Замазка! Вот вам и сказка! С широкой масленицей вас! Слушайте, а то не все знают, как у нас в Москве на масленицу гуляют!

Вот вам масленица-гулена: успела принести свои плоды, многих она довела до беды и до сельтерской воды, и все столичные мировые судьи с присущею им сноровкой занимаются протоколов сортировкой. Кто болен головой, кто чахоткой карманной, а кто с икотой и, речью туманной в. памятник. Пушкина пальцем тычет и какую-то Марфу Сидоровну кличет, и просит ему отпереть - я, говорит, могу на улице умереть! Вот и приятеля своего Карпа Силыча не узнал сразу. Гляжу - у него около глазу шишка с кокосовый орех форматом. Ну, говорю, быть тебе богатым, совсем узнать тебя нет силы. Где это ты себе подсветил? Али на медведя ходил?

- Сам с воскресенья "медведя водил", - отвечает он мне,- масленицу справил вполне. Разбил два зеркала, сервиз столовый и сам, как видишь, с обновой! Ловко!

А почему, братцы, у купца вышел такой изъян? Потому что он был...

Замазка. Пьян!

Ерема (бьет его пузырем по спине). А ты не суйся прежде отца в петлю, тебя не спрашивают! А вот, братцы, как у нас гуляют на масленицу разные купчихи и барыни, которые никогда мужей своих не любили, а только их жисть загубили. "Душечка, - говорит барыня мужу, выходя наружу, - я поеду к кузине Зине, а оттуда проеду в Пассаж"... А сама хвать-похвать едет...

Замазка. В Эрмитаж.

Ерема (бьет его пузырем). Опять перебивать, дурак! Неумытое рыло! Знают без тебя!.. А вот как веселится на масленицу приказчик, модного шика образчик. Запустит в выручку лапу, наденет на голову шляпу и отправляется по разным мамзелям, где привык гостить по неделям! Какая-нибудь мамзель, которой цена в базарный день грош, поет ему: "Ах, как ты, душка, умен и хорош!" Целует его, ласкает, а сама в карман залезает. А тот урод разинет рот, а мамзель все денежки у него отберет. А почему выходит так? Потому что приказчик...

Замазка. Дурак!

Ерема. Вот, братцы, какой выходит кавардак, перебивает меня вот этот дурак! Рассказал бы вам еще, потому что я многому учен, да вот этот черт не дает слово молвить, потому что...

Замазка. Умен!.. Ха, ха, ха!

Ерема. А вот подожди, спросим публику. Дурак ты или нет? Видишь, молчат! Молчание - знак согласия.

Лупит пузырем, Замазка убегает, Ерема за ним.



Комментарии

Текст находится в архиве Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина, №145906. Публикуется впервые.

Замазка - партнер Еремы по раусному диалогу, назван так за то, что выходил выпачканным в муке (вариант русского Пьеро).

Сельтерская вода - столовая минеральная вода.

...«медведя водить» - очень много выпить и съесть.

«Эрмитаж» - роскошный дорогой ресторан на Трубной площади Москвы, где гуляли именитые купцы и богатеи. Так назывался и увеселительный сад со знаменитым опереточным театром М. В. Лентовского.