КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР ДОНСКИХ КАЗАКОВ

(Фольклорный театр / Сост., вступ. ст., предисл. к текстам и коммент. А. Ф. Некрыловой, Н. И. Савушкиной. - М.: Современник, 1988. - (Классическая б-ка «Современника»). - с. 367-372, комментарии с. 468.)


Своеобразный кукольный театр существовал в конце прошлого столетия у верховых казаков. Спектакли (миниатюрные бытовые сценки) разыгрывались главным образом на свадьбах и на «ссыпчине». Когда в 1938 году собиратели встретили одного из представителей известной в свое время «кукольной династии» — Петра Кондратьевича Кондакова, многое уже оказалось забыто, удалось записать несколько сценок и кое-какие сведения о кукольниках и способе демонстрации кукол.

На Хопре «наибольшей популярностью пользовались кукольные театры Константина Ивановича Кондакова и Тимофея Петровича Куроплина. Репертуар их был почти одинаков, но техника постановки разная. Т. П. Куроплин имел обычные куклы размером восемьдесят-девяносто сантиметров. Наряжались они в казачьи костюмы и приводились в движение при помощи тонких шнуров, управляемых рукою водителя, скрытого за ширмой.

Другая техника постановки была у К. И. Кондакова. <...>

Театр Кондаковых располагал двумя мужскими и двумя женскими куклами. Основа куклы делалась из двух гладко выструганных деревянных пластин, сложенных крест-накрест (размером 1—1,2 метра). На горизонтальной пластине укреплялись «руки» куклы, она же служила опорой для руки водителя. На верхнем конце крестовины укреплялась голова размером двадцать сантиметров в диаметре. Ее вырезали из мягкого дерева, чаще всего из липы, и ярко раскрашивали. Для кукол были сшиты специальные костюмы. Во время действия они несколько раз менялись. Представление происходило чаще всего в горнице, где гуляли гости. Начиналось оно так: в соседней с горницей комнате на пол расстилали большую полсть. На нее садился водитель. Его накрывали редким пологом так, чтобы можно было следить за движениями кукол и зрителей. Руки водителя просовывались через полог, на них надевались куклы. После приготовления четверо дюжих казаков брали полсть за углы и вносили водителя в горницу, где он начинал свое представление. По окончании сцены его снова выносили.


СТАРЫЙ МУЖ И МОЛОДАЯ ЖЕНА


Появляется молодая жена, навстречу ей — старый муж.

Муж. Ты куда идешь, непоседа-жена?
Жена. Я иду за водой, за холодной, ключевой, тебя, старого, поить, тебе бороду седую мыть.
Муж. А где ведра у тебя?
Жена. Ах, я их дома позабыла!.. (Бежит.)
Муж. Ты куда, стой!..
Жена. Я за ведрами домой. (Убегает.)
Муж (один). Молодая жена — в доме тягота, все в окошко глядит, мил-дружка высматривает. Уж я ее попаду, бока наломаю, хворостиной надеру.

Прячется. Появляется жена.

Жена. Нет старого, постылого мово; где же милый, молодой, мой любезный, дорогой?
Милый. Вот и я, моя милая.

Целуются. Выскакивает муж.

Муж. А вот я вас!..

Жена и ее милый убегают. Остается один муж. Он стоит, задумавшись. Через некоторое время позади него появляется жена.

Жена. Милый мой, любезный-мой, пойдем со мной за водой, за холодной, ключевой!
Муж. Пойдем.

Идут. Жена нападает на мужа сзади, бьет по голове, тот падает.

Жена. Старый черт, тони скорей. Ко мне милый мой придет, мой любезный, молодой.

Жена пляшет сначала одна, потом появляется ее милый, и они продолжают плясать вдвоем.

Музыканты (поют).
Выдавали молоду
За седую бороду,
А седая борода
Не пущала никуда.
Пойду в пруд за водой —
Возьму старого с собой.
Возьму старого с собой,
Брошу в прорубь головой,
Оставайся, черт с тобой!
Оставайся, черт с тобой,
А ко мне придет другой,
Он не старый — молодой,
Он не старый — молодой,
Мой красивый, дорогой!


СЛУЖИВЫЙ ВАНЯ И ЖАЛМЕРКА ДУНЯ

Появляются казак — служивый Ваня и его жена — жалмерка Дуня. Завидев друг друга, они бросаются в объятия.

Ваня. Здорово, моя женушка любезная!
Дуня. Здорово, мой муженек любезный! Сколько я тебя годов не видала, сколько слез по тебе я вылила! (Троекратно целуются.)
Казачка (из публики). А тебя, Ваня, видать, Дуня крепко любит?
Ваня. Ох, и любит! У нас любовь такая, что и в мороз греет.

В это время казак из публики подходит и целует Дуню.

Казачка (из публики). Ты, Ваня, Дуню любишь, а она тебя — нет. Погляди, как она с чужими казаками милуется.
Ваня. А она без меня тут в жалмерках избаловалась.

Ваня подскакивает и бьет Дуню. Оба они исчезают. Затем появляются.

Ваня. Давай, женушка, мириться!
Дуня. Давай! (Троекратно целуются.)
Казак (из публики). А тебя, Дуня, видать, Ваня дюжа любит?
Дуня. Ох, и любит он меня, как душу, а зажмет, трясет, как грушу.

В это время казачка из публики подходит и целует Ваню.


Казак (из публики). Дуня, Дуня, гляди, Ванька-то с бабой целуется.

Дуня подскакивает и бьет Ваню. Оба исчезают, потом появляются.

Дуня. Давай, мой муженек любезный, помиримся.
Ваня. Давай, женушка, давай! (Троекратно целуются.) А теперь и спляшем. (Кричит.) Ей, там, музыканты, поживей да повеселей!

Музыканты играют. Ваня и Дуня пляшут.


МИЛЫЕ ЛЮБУЮТСЯ

Молодой казак встречается со своей возлюбленной Нюшей.

Казак (поет).
Что ты, Нюша, что ты, розочка моя!
Вечор был я у тебя,
Не признала ты меня.
Не узнала, не признала,
Небылицу-пусты рицу,
Пусторечие слова
Ты мне говорила...
Нюша.
Не узнала, не признала я тебя.
За другого, немилого — за постылого,
За старого приняла.
Казак. А что там за постылый, за немилый к тебе повадился ходить?
Нюша. Не ко мне он ходит, не ко мне он захаживает — ходит он к отцу, захаживает к родной матушке. За меня, молоду, старый сватается. И улещает он отца с матушкой своим богатством.
Казак. Что же, Нюша, скажешь мне теперь?
Нюша. За немилого, за старого не пойду, я ни отца, ни мать родную не послушаю. За тебя я, за любимого, пойду, буду верною тебе женой.

Обнимаются, целуются. Казаки-музыканты исполняют один из танцев — «русский» или «казачок». Казак и его возлюбленная Нюша пляшут, затем поют.

Под грушею, грушею
Да под зелененькою,
Под яблонькою, яблонькою
Да под кудрявенькою
Там казак девочку встречал,
Он встречал ее, целовал.
Вспомни, вздумай, девочка,
Ты про нашу любовь,
Как с тобой мы любовались,
Как мы друг с другом миловались,
Все соседушки над нами дивовались,
Все дубочки зеленые распускались...


СВАТ И СВАХА

Сваха. Сват, здорово, мой родимый!
Сват. Здорово, свашенька, здорово! Запойчик отгуляли — скоро будем свадьбу гулять.
Сваха. Скоро будем свадьбу гулять. А что, сват, скажешь, моя невеста — не невеста, прямо ягодка.
Сват. Да он и жених — парень ловкий, статный, твоей невесте, сваха, не уступит.
Сваха. Нет, не стоит он моей невесты. Следа ее не стоит... Ей-богу, сват!
Сват. Брешешь, сваха, я с тобой и говорить не хочу.

Оборачиваются спинами и толкают друг друга, потом разом оборачиваются лицом.

Сваха. Статный парень твой жених, сват!
Сват. Она и невеста твоя, сваха, неплохая — кровь с молоком девка.
Сваха. Справим, сват, свадьбу!

Хватаются за руки и пляшут.



Комментарии

Записано в 1938 г. (вторичная запись в 1945 г.) в хуторе Садковском Хоперского р-на Сталинградской обл. от Петра Кондратьевича Кондакова (1884 г. рожд.)

Тексты взяты из кн.: Головачев В., Лащилин Б. Народный театр на Дону. Ростов н/Д., с. 121-125.

Ссыпчина – складчина для общего празднества.

Жалмерка – солдатка (польск. żołnierka).

Запойчик отгуляли. - Запой – часть свадебного обряда, на котором происходит сговор, «пропивают» невесту, то есть дают согласие выдать ее за сватающегося парня.