МЕДВЕДЬ

(Фольклорный театр / Сост., вступ. ст., предисл. к текстам и коммент. А. Ф. Некрыловой, Н. И. Савушкиной. - М.: Современник, 1988. - (Классическая б-ка «Современника»). - с. 448-450, комментарии с. 473.)


Медведь с вожаком и «козою» обычно принимали участие в процессии ряженых, причем одинаковым успехом пользовался и настоящий медведь с поводырем, и подражающие им люди, наряженные медведем и вожаком.

Например, в Казани ряженые любили разыгрывать следующую игру: «В этой игре участвуют обыкновенно трое мужчин. Представляющий медведя наряжается в вывороченный тулуп, представляющий козу тоже надевает вывороченный тулуп и проделывает себе рога, а также бороду изо льна. Поводильщик надевает высокую крестьянскую шляпу и какую-нибудь сермягу. Вместо цепи употребляется веревка. Игра состоит в подражании настоящему поводильщику и животным»1.

Ряженые медведь и поводильщик смешили народ в бывшей Нижегородской и нынешней Горьковской области, в Новгороде, Псковской губернии и других местах. Свой вариант «ряженой» медвежьей потехи знали и донские казаки. Насколько он близок подлинной медвежьей комедии, можно судить по приведенному ниже тексту.


1 Соловьев Е. Святки в среде купцов и мещан города Казани. — В кн.: Известия РГО. Спб., 1876, т. 12, отдел 2, с. 158—159.

***


В горницу, где гуляют казаки, входит Цыган, который ведет на привязи Медведя.

Цыган. Здравствуй, честной народ, казаки-старики почетные, казачки и дети малые. Не один я к вам пришелсо мной пришел сам Михаил Иванович!..
Казак. Скажи мне, зачем ты его, Цыган, с собой водишь, что у тебя он делает, какую он тебе службу служит?
Цыган. Он у меня что хочешь, то и сделает. Хочешь — плясать пойдет, гостей всех потешит.
Казак. Пусть пойдет попляшет.
Цыган. А ты ему поднеси, поднеси водочки, настоечки сладкой, на меду настоянной. (Казак наливает чарку водки, дает Цыгану. Цыган, пригубив чарку и покушав водку, передает ее медведю.) Выпей, Михаил Иванович, повеселись да попляши, потешь честной народ.

Медведь выпивает водку.

Цыган (обращаясь к гармонисту и казаки, играющему на бубне). Чего-нибудь повеселей сыграйте!

Музыканты исполняют «русскую». Казак с бубном пляшет вместе с медведем.

Цыган (дергает веревку, на которой привязан медведь). Михаил Иванович, довольно! Поплясал, гостей потешил — и довольно.

Медведь перестает плясать.

Казак. Что он у тебя умеет еще делать?
Цыган. Ну-ка, Мишенька, потешь гостей, покажи-ка, как молодые девки обряжаются, на улицу собираются. (Медведь показывает, как девки наряжаются и охорашиваются перед зеркалом.) Покажи-ка еще, как молодые ребята с бахчи арбузы воруют. (Медведь ложится на пол, ползает и делает вид, что катит по земле арбузы.) Покажи-ка, Мишенька, покажи, как гласный на станичном сборе на даровщинку водку пьет. (Медведь берет ведро и делает вид, что пьет из него.)
Цыган (обращаясь к гостям, говорит). Это не все, он еще у меня и лекарь хороший. У кого спина болит — спину помнет, у кого живот болит — горшки накинет, а у кого в боках колотья, он их приколет.
Молодая казачка. У меня в боках колет, в спине стреляет, в пяточках порет!.. Ох, ох, ox!.. (Валится на лавку.)
Цыган. Мишенька, постарайся, полечи, силушки своей не жалей. (Медведь обнимает и целует казачку, та вырывается и убегает.) Вылечил, вылечил голубушку!

Казаки угощают Цыгана и медведя водкой.

Цыган. Прощайте, люди добрые! (Кланяется и дергает медведя.) Кланяйся, Михаил Иванович, честным гостям, хозяину с хозяюшкой и малым их детушкам!

Медведь кланяется, и оба уходят.


Комментарии

Текст взят из кн.: Головачев В., Лащилин Б. Народный театр на Дону. Ростов н/Д., 1947, с. 114—115.