ПЕТРУШКА
Народная кукольная комедия
(Фольклорный театр / Сост., вступ. ст., предисл. к текстам и коммент. А.
Ф. Некрыловой, Н. И. Савушкиной. - М.: Современник, 1988. - (Классическая б-ка
«Современника»). - с. 258-259, комментарии с. 462-463.)
Шарманка сипло наигрывает русскую песню; из-за ширм слышатся то резкие, гнусавые
возгласы, то кряхтение, то подпевание Петрушки, и в одну из
минут усталого ожидания, когда публика готова уже развлечься посторонним, он
неожиданно показывается из-за ширм и кричит: «Здравствуйте, господа!» — и пускается
в разговор с музыкантом, просит его сыграть плясовую и танцует, сначала один,
потом с Супругой (которую по некоторым вариантам зовут «Маланьей
Пелагевной», а по другим «Пигасьей Николавной») и наконец прогоняет ее.
Является Цыган и продает ему лошадь; Петрушка ее уморительно
осматривает, тащит за хвост, за уши, садится и гарцует и поет:
Как по Питерской,
По Тверской-Ямской...
Лошадь начинает брыкаться, сбрасывает его, и Петрушка падает, громко стукая
деревянным лицом о рамку ширмы, охает, кряхтит, стонет и зовет Доктора.
Приходит «доктор-лекарь, из-под Каменного моста аптекарь» и,
рекомендуясь публике, говорит, что он «был в Италии, был и далее», и спрашивает
у Петрушки:
— Что у тебя болит?
— Какой же ты доктор, — кричит ему Петрушка, — коли спрашиваешь, где болит)
На что ты учился? Сам должен знать, где болит.
Начинается осмотр Петрушки: доктор ищет больного места, тыкает Петрушку пальцем
и спрашивает: «Тут? тут?», а Петрушка все время кричит: «Повыше! Пониже! Крошечку
повыше!» — и вдруг неожиданно вскакивает и колотит доктора. Доктор скрывается.
Затем является Клоун-Немец; Петрушка его убивает, и немец мертвый
лежит на краю ширм. Музыкант говорит Петрушке: «Что вы наделали, Петр Иванович?
Сейчас полиция придет». Петрушка сначала храбрится и, весело заглядывая в физиономию
лежащего немца, говорит: «Немец-то притворился мертвым». Затем взваливает его
себе на спину, тащит домой и кричит беспечно: «Картофелю, картофелю! Поросят,
поросят!..»
Появляется Татарин, продает халаты, а Петрушка думает, что
его берут в солдаты; татарин рекомендуется незатейливой остротой:
Я татарский поп.
Пришел ударить тебя в лоб!
И исчезает, преследуемый Петрушкой. Петрушка возвращается один. Он в тревоге:
боится наказания, обращается к музыканту и говорит: «Что, меня никто не спрашивал?»
Старается спрятаться, наконец садится, пригорюнившись, и поет жалобную песню:
Пропала моя головушка
С колпачком и с кисточкой...
Из-за ширмы показывается Квартальный, и Петрушку берут в солдаты;
он протестует и говорит, что горбат — служить не может. Квартальный возражает:
«Где ж у тебя горб? У тебя нет горба!» Петрушка кричит: «Потерял!»
Следует комическая сцена обучения Петрушки воинскому артикулу, и, делая дубиной
ружейные приемы, он ударяет ею своего учителя; тот кричит на него, а Петрушка
вытягивается во фронт и говорит: «Споткнулся, ваше сковородие!» И затем прогоняет
квартального, а между тем приближается возмездие за его безобразное поведение.
Прибегает рычащая Собака.
Петрушка видит, что его дело уже плохо, пробует обратиться за помощью к музыканту,
но получает отказ и старается умаслить собаку ласковыми названиями, гладит и
приговаривает: «Шавочка, душечка! Орелочка!» — но собака неожиданно хватает
его за нос и тащит, а Петрушка, не успев поблагодарить публику за внимание,
только кричит, намекая на свой нос: «Моя табакерка! Моя скворешница!..» — и
при общем хохоте скрывается за ширмами. Приумолкнувший шарманщик опять начинает
вертеть шарманку и наигрывает русскую песню.
Комментарии
Текст впервые опубликован в кн.: Алферов А., Грузинский А. Допетровская литература
и народная поэзия. Изд. 5-е. М., 1911, с. 372-374. Печатается по кн.: Русская
народная драма XVII-XX веков. Тексты пьес и описания представлений. Редакция,
вст. статья и комментарии П. Н. Беркова. М., Искусство, 1953, с. 113-114.
Из-под Каменного моста. - Каменный мост в Москве когда-то пользовался дурной
славой, так как одна из клетей служила пристанищем бродяг, грабителей, которые
в случае надобности тут же «хоронили концы в воду». К моменту расцвета комедии
этой клети уже не существовало, но память о ней оставалась, так что Доктор,
прописав себя под Каменным мостом, подтверждал свою репутацию шарлатана.
Клоун-немец. - Слово «немец» в народной традиции долгое время сохраняло
свое первоначальное, исконное значение - «иностранец», «чужеземец» (от слова
«немой» - не умеющий говорить по-русски).
Воинский артикул – воинский устав, изданный Петром I; в народе так называлось
обучение ружейным приемам и маршировке.