МОСКОВСКИЕ
ЗАЗЫВАЛЫ
(Фольклорный театр / Сост., вступ. ст., предисл. к текстам и коммент. А.
Ф. Некрыловой, Н. И. Савушкиной. - М.: Современник, 1988. - (Классическая б-ка
«Современника»). - с. 407-409, комментарии с. 471.)
I
ДЕД-ЗАЗЫВАЛА
Эх-ва,
Для ваших карманов
Столько понастроено балаганов,
Каруселей и качелей
Для праздничных веселий!
Веселись, веселись,
У кого деньги завелись.
У кого же в кармане грош да прореха,
Тому не до смеха...
Есть же такие чудаки,
А прозывают их - бедняки,
Где им до богатых,
Коли ходят в заплатах,
А на ногах туфли,
Чтоб ноги не пухли!
Так-то.
Ну, веселись-шевелись,
У кого деньги завелись!
II
В. А. Гиляровский
ЮШКА-КОМЕДИАНТ
<...> А какие там типы были! Я знал одного из них. Он брал у хозяина
отпуск и уходил на масленицу и пасху в балаганы на Девичьем поле в деды-зазывалы.
Ему было под сорок, жил он с мальчиком у одного хозяина. Звали его Ефим Макариевич.
Не Макарыч, а из почтения – Макариевич.
У лавки солидный и важный, он был в балашане неузнаваем с своей седой подвязанной
бородой. Как заорет на все поле:
— Рррра-ррр-ра-а! К началу! У нас Юлия Пастраны - двоюродная внучка от облизьяны!
Дыра на боку, вся в шелку!.. — И пойдет, и пойдет...
Толпа уши развесит. От всех балаганов сбегаются люди «Юшку-комедианта» слушать.
Таращим и мы на него глаза, стоя в темноте и давке, задрав головы. А он седой
бородой трясет да над нами же издевается. Вдруг ткнет в толпу пальцем да как
завизжит:
— Чего ты чужой карман шаришь?
И все завертят головами, а он yance дальше: ворону увидал — и к ней.
— Дура ты, дура! Куда тебя зря нечистая сила прет... Эх ты, девятиногая буфетчица
из помойной ямы!.. Рр-ра-ра! К началу-у, к началу!
Сорвет бороду, махнет ею над головой и исчезнет вниз.
А через минуту опять выскакивает, на ходу бороду нацепляет:
— Эге-ге-гей! Публик почтенная, полупочтенная и которая так себе! Начинайте
торопиться, без вас не начнем. Знай наших, не умирай скорча.
Вдруг остановится, сделает серьезную физиономию, прислушивается. Толпа замрет.
— Ой-ой-ой! Да никак начали! Торопись, ребя! И балаган всегда полон, где
Юшка орет.
III
МОНОЛОГ ПЕРЕД СПЕКТАКЛЕМ
Эй, господа, пожалуйте сюда!
Здравствуйте, москвичи, жители провинциальные, ближние и дальние: немцы-лекари,
евреи-аптекари, французы, итальянцы и заграничные мириканцы, расейские баре,
астраханские татаре!
Господам купцам, молодцам, бледнолицым современным девицам - мое почтение! Всякая
шушера нашу комедию слушала, осталась довольна за представление - еще раз мое
вам нижайшее почтение!
Эй, ты там! Протри глаза спьяна! Увидишь самого царя Максимилиана! Царь он оченно
грозный, и человек весьма сурьезный, чуть что ему не по нраву, живо сотворит
расправу.
Эй вы, господа; подбородки бритые, в зубы битые, по-праздничному скулы сворочены,
глаза разворочены!
Масленице - все племянники!
Эй вы, скупые алтынники, вынимайте-ка свои полтинники и гривны, сейчас увидишь
дела дивны!..
ЭПИЛОГ
А теперь позвольте отдать вам наше нижайшее почтение, бладарить за посещение.
Приходите в другой раз, уважем и одна вам скажем, что тешились этой шуткой в
старину не только голь и баре, а и самые первеющие бояре, для всех мой был встарь
Максимильян, грозный царь!
А теперь ступайте, по Манежу гуляйте, разными штуками себя развлекайте.
Господа умные и глупцы, дворяне и купцы, и купчихи краснощекие - всем вам мои
поклоны глубокие. (Кланяется на все стороны.) А если хотите узнать,
кто я такой, что за молодец лихой? Почему у меня такая храбрость и отвага? Я
- пьяница Ванька Шмага!
Адью-с, ухожу-с!
Комментарии
I. Текст взят из кн.: Дмитриев Ю. А. Русский цирк. М., 1953, с. 35.
II. Текст взят из кн.: Гиляровский В. А. Москва и москвичию - Избранное.: В
трех томах. Т. 3. М., 1961, с. 74-75.
III. Текст находится в архиве Государственного центрального театрального музея
им. А. А. Бахрушина (Москва), №145904, л. 1-4. Публикуется впервые.
Юлия Пастрана - женщина с повышенной ненормальной волосатостью ("дама
с бородой"), которую часто демонстрировали в балаганах как "чудо природы".
По Манежу гуляйте. - В Москве конца XIX в. народные гулянья часто устраивались
в городском Манеже. «Манеж весь убирался и украшался флагами, гирляндами, устраивались
открытые подмостки для выступления разных фокусников, акробатов, рассказчиков,
куплетистов, хоров песенников и прочих эстрадных исполнителей» (Белоусов И.
Ушедшая Москва. М., 1964, с. 337).