П. Альбинский
ПРИГОВОРЫ МЕДВЕЖАТНИКА
(Фольклорный театр / Сост., вступ. ст., предисл. к текстам и коммент. А.
Ф. Некрыловой, Н. И. Савушкиной. - М.: Современник, 1988. - (Классическая б-ка
«Современника»). - с. 439-440, комментарии с. 433-434, 473.)
Представления с медведем происходили следующим образом. По приходе в село вожак
ударял в барабан, на звуки барабана сходился народ. «Козарь» начинал плясать.
Медведь, понукаемый цепью, тоже плясал, выделы- вал некоторые штуки (кланялся,
кувыркался) пред глазами собравшейся толпы и под приговоры вожака. Вот эти приговоры.
«Первый раз как за цепь возьмешь и тряхнешь, приговаривали:
— Вставай да подымайся, ворочайся-разгибайся, пробивай строчки московски, другие
заморски, господам дворянам; садись в суд да слушай, как у нас по городам, по
волостям есть старосты-бурмистры, приказные командеры. Судьба прошла — с городов
стрельба пошла, с городу на город метко, лука не изломи и его не перешиби; старому
старику глаза не вышиби, а скупому да лихому вон вы- вороти, который нас не
поит да не кормит и теплого ночлега не дает...
— Пехотный солдат идет с ружьем на караул (при этом медведю давали палку); ружье,
мушкеты обтерли бока, и с порохом сума разломила солдату плеча; конные драгуны,
служивые казаки поедут на службу верхом (ему дашь палку, а он сядет верхом на
палку).
Потом говоришь:
— Как старая старушка идет на господский двор работать, идет она, хромает: от
господской работы отбывает, работать ей мочи нет — свело старую и скорчило —
господская работа состарила... Как звали старуху на господский двор на почетный
пир: услышала старая, вскочила, ручки-ножки залечила — пошла танцевать...
— Как малые ребята горох воровали; где сухо — тут брюхом, а где мокренько —
на коленочках, и покрали, и поваляли горох, и хозяину не оставили...
— Как теща перед зятем скачет-пляшет, зятя угощает. Блины пекла да угорела,
головушка у ней заболела:
Медведь тут уж встанет, дашь ему шапку в лапы-то и говоришь:
- Ну, ваше благородие, сошлите ему сколько-нибудь жалования на хлеб и за труды
ему...»
Комментарии
Текст взят из статьи: Альбинский П. Сергачские медвежники. (Из истории отживших
отхожих промыслов). — Нижегородские губернские ведомости, 1887, 7 января.
Медвежья потеха была характерной чертой жизни Нижнего Новгорода еще в XVII веке:
«Бе же в граде том научением дьявольским множество скомрахов, иже хождаху по
стогнам града с бубны и с домрами и с медведьми» — так написано в «Житии» Ивана
Неронова, ревностного защитника «старой» веры1. С нижегородскими
учеными медведями довелось встретиться и протопопу Аввакуму, который выгнал
из села скоморохов с «плясовыми» медведями, но был за это наказан воеводой Шереметевым2,
что говорит о большой популярности этого развлечения среди мирского населения
России.
Факты эти не случайны. Северное Поволжье — и Нижегородский край в первую очередь
— на протяжении столетий было тем местом, откуда происходило большинство вожаков
и ученых медведей. Этот промысел был здесь традиционным и потомственным.
Сергачский уезд был центром нижегородского медвежьего промысла, который являлся
основным занятием большинства мужского населения уезда. В отдельных селениях
содержались десятки медведей. Так, Альбинский сообщил, что в Андреевке было
около ста пятидесяти медведей, в Грибанове — примерно пятьдесят, в Ключеве —
до ста двадцати, в самом Сергаче около девяноста животных. Медвежники отлавливали
медвежат или покупали уже выученных зверей. Дрессировкой, если надо, занимались
сами. Некоторые владельцы, имевшие по нескольку медведей, отпускали их в аренду
другим. С медведем отправлялись вожак-поводильщик и «козарь» — мальчик лет тринадцати.
Выходили на промысел артелями человек по семнадцать в начале августа или в середине
сентября, а возвращались обратно «к петрову дню (29 июня), к троице, к ильину
дню» (20 июля)3. «Поживешь дома-то недельки три и опять собираешься
в поход», а походы нижегородских медвежников были далекие: они добирались до
Арзамаса, Москвы, Смоленска, Петербурга, выступали в Могилевской, Витебской,
Минской губерниях, заходили и в Польшу.
Промысел был хоть и трудным, но выгодным, поэтому к нему приобщались люди других
национальностей, в частности татары, цыгане. Они настолько овладевали медвежьей
потехой, что некоторые исследователи (например, Альбинский) считали именно татар
коренными медвежатниками. Татары хорошо умели выучивать медведей, но приговоры
заимствовали у русских.
1 Материалы для истории раскола. М., 1875, т. 1, с.
261.
2 Житие протопопа Аввакума. М., 1934, с. 75.
3 По старому стилю.