Д. А. Ровинский
ПРИХОД ВОЖАКА С МЕДВЕДЕМ
(Фольклорный театр / Сост., вступ. ст., предисл. к текстам и коммент. А.
Ф. Некрыловой, Н. И. Савушкиной. - М.: Современник, 1988. - (Классическая б-ка
«Современника»). - с. 431-432, комментарии с. 472.)
Приход вожака с медведем еще очень недавно составлял эпоху в деревенской заглушной
жизни: все бежало к нему навстречу, — и старый и малый; даже бабушка Анофревна,
которая за немоготою уже пятый год с печки не спускалась, и та бежит.
— Куда ты это, старая хрычовка? — кричит ей вслед барин.
— Ах, батюшки, — прихлебывает Анофревна, — так уж медведя-то я и не увижу? —
и семенит далее.
Представление производится обыкновенно на небольшой лужайке; вожак — коренастый
пошехонец; у него к поясу привязан барабан; помощник — коза, мальчик лет десяти—двенадцати,
и, наконец, главный сюжет — ярославский медведь Михайло Иваныч, с подпиленными
зубами и кольцом, продетым сквозь ноздри; к кольцу приделана цепь, за которую
вожак и водит Михайлу Иваныча; если же Михайло Иваныч очень «дурашлив», то ему,
для опаски, выкалывают и гляделки.
— Ну-тка, Мишенька, — начинает вожак, — поклонись честным господам да покажи-ка
свою науку, чему в школе тебя пономарь учил, каким разумом наградил. И как красные
девицы, молодицы, белятся, румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются.
— Миша садится на землю, трет себе одной лапой морду, а другой вертит перед
рылом кукиш,— это значит, девица в зеркало смотрится.
— А как бабушка Ерофеевна блины на масленой печь собралась, блинов не напекла,
только сослепу руки сожгла, да от дров угорела. Ах, блинцы, блины! — Мишка лижет
себе лапу, мотает головой и охает.
— А ну-ка, Михайло Иваныч, представьте, как поп Мартын к заутрени не спеша идет,
на костыль упирается, тихо вперед подвигается, — и как поп Мартын от заутрени
домой гонит, что и попадья его не догонит. — А как бабы на барскую работу не
спеша бредут? — Мишенька едва передвигает лапу за лапой. — И как бабы с барской
работы домой бегут? — Мишенька принимается шагать в сторону. — И как старый
Терентьич из избы в сени пробирается, к молодой снохе подбирается. — Михайло
Иваныч семенит и путается ногами. — И как барыня с баб в корзинку тальки да
яйца собирает, складывает, а барин все на девичью работу посматривает, не чисто-де
лен прядут, ухмыляется, знать, до Паранькиного льна добирается. — Михайло Иваныч
ходит кругом вожака и треплет его за гашник.
— А нуте, Мишенька, представьте, как толстая купчиха от Николы на Пупышах, напившись,
нажравшись, как налитой к<...> сидит, мало говорит; через слово рыгнет,
через два п<...> нет. — Мишенька садится на землю и стонет.
Затем вожак пристраивает барабан, а мальчик его устраивает из себя козу, то
есть надевает на голову мешок, сквозь который, вверху, проткнута палка с козлиной
головой и рожками. К голове этой приделан деревянный язык, от хлопанья которого
происходит страшный шум. Вожак начинает выбивать дробь, дергает медведя за кольцо,
а коза выплясывает около Михайла Ивановича трепака, клюет его деревянным языком
и дразнит; Михайло Иваныч бесится, рычит, вытягивается во весь рост и кружится
на задних лапах около вожака — это значит: он танцует. После такой неуклюжей
пляски вожак дает ему в руки шляпу, и Михайло Иваныч обходит с нею честную пуб-
лику, которая бросает туда свои гроши и копейки. Кроме того, и Мише и вожаку
подносится по рюмке водки, до которой Миша большой охотник; если же хозяева
тороватые, то к представлению прибавляется еще действие: вожак ослабляет Мишину
цепь, со словами «А ну-ка, Миша, давай поборемся», — схватывает его под силки,
и происходит борьба, которая оканчивается не всегда благополучно, так что вожаку
иногда приходится и самому представлять, «как малые дети горох воруют», — и
хорошо еще, если он отделается при этом одними помятыми боками, без переломов.
Комментарии
Впервые опубликовано в кн.: Ровинский Д. А. Русские народные картинки. М., 1881.
Т. 5, с. 227-229. Печатается по кн.: Русская народная драма XVII-XX веков. Тексты
пьес и описания представлений. Редакция, вст. Статья и комментарии П. Н. Беркова.
М., Искусство, 1953.