ПЕТРУШКА, ОН ЖЕ ВАНЬКА РАТАТУЙ
(Фольклорный театр / Сост., вступ. ст., предисл. к текстам и коммент. А.
Ф. Некрыловой, Н. И. Савушкиной. - М.: Современник, 1988. - (Классическая б-ка
«Современника»). - с. 260-270, комментарии с. 463.)
Текст комедии записан в самом начале ХХ столетия учителем Л. К. Розенбергом,
которому довелось увидеть в одной из кубанских станиц полноценное классическое
петрушечное представление с яркими индивидуальными вставками кукольника. В предисловии
к тексту учитель сообщил массу любопытных деталей, среди, которых наиболее интересны
следующие.
Кукольник — «рифмач первой руки», раньше ходил с райком, но перешел на Петрушку,
так как это «выгоднее райка, хотя обзаведение дороже». Он с гордостью сообщил,
что имел «два кабинета кукол, один из которых отдал зятю в приданое за дочерью».
В балагане, где давалось представление, «было много публики. Все держали
себя свободно, «как дома». Парни с девками щелкали орехи, ели пряники (дело
было во время ярмарки). <...> Сцена устроена в передней стене и очень
высоко. Миниатюрные кулисы и занавес, такой же величины, устроены, как в настоящем
театре. Устроились мы на первой скамейке, заплатив предварительно по десять
копеек. Оркестр, состоящий из двух скрипок, кларнета и барабана, сыграл увертюру
«По улице мостовой». Кончилась музыка. Поднялся занавес.
Кукольник, скрытый драпировкой, «держа в руках то один, то другой «персонаж»,
разговаривает, заставляя движениями своих рук делать соответствующие жесты.
Говорит он за Петрушку резким, крикливым, инструментальным, если можно так
выразиться, тоном, с помощью машинки <...>. Заложив этот снаряд за тыльную
часть языка, почти у самого «язычка», комедиант произносит слова каким-то
странным, ничего общего с человеческим голосом не имеющим, тоном. Говор в
этот снаряд очень труден. И надобно большую сноровку, чтобы извлечь из него
звуки».
«Монологи свои ведет Петрушка с «музыкантом». Этот последний не что иное,
как помощник комедианта, который всегда для этой цели садится между зрителей.
Плата за вход взимается обыкновенно пять копеек И, несмотря на незначительность,
дает, в общем, очень хороший заработок. Сборы бывают всегда полные. Представления
в продолжение ярмарочного дня и вечера идут беспрерывно. Средний заработок
«рататуйника» составляет около двадцати – двадцати пяти рублей. Куклы большею
частью деревянные или обшитые лайкой. Кроме самого Петрушки, показываются
немного ниже пояса».
ЯВЛЕНИЕ 1
За сценой где-то внизу, слышится сперва дребезжащий, громкий крик: "А-о-а-о-y!
y! Ха-ха-ха-ха". Вслед за тем появляется Петрушка. Одет он
в красную сорочку, плисовые штаны и лаковые сапоги. На голове дурацкий колпак.
Петрушка (раскланивается с публикой). Здравствуйте,
господа! Я пришел... Я, Петрушка-мусье, пришел повеселить вас всех: больших
и малых, молодых и старых! (Поет.)
Я Петрушка, Петрушка,
Веселый мальчуган!
Без меры вино пью,
Всегда весел и пою:
Тра-ля-ля! Тра-ля-ля-ля-ля...
Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Так вот я каков Петрушка!.. Ах (ударяет себя по лбу), забыл! Петрушка-то
Петрушка, а прозвище как?.. Pа-та-туй!.. слышите? Ра-та-туй!.. (Смеется.
Садится на барьер и стучит рукою.) Музыкант!
ЯВЛЕНИЕ 2
Музыкант. Что скажешь, Петрушка?
Петрушка. Я тебе новость скажу.
Музыкант. Какую?
Петрушка. Я задумал, брат, жениться. Что за жизнь холостого!..
Все тебя обижают... А вот когда женюсь, приданое возьму... Ой, ой, ой, как заживу!..
Музыкант. А на ком ты, Петрушка, жениться задумал?
Петрушка. На дочери купца. (Называет фамилию самого богатого
в данной местности купца или помещика.)
Музыкант. А приданого много берешь?
Петрушка. У-у-y!.. Больше, чем сам стою.
Музыкант. Да врешь ты, Петрушка, она за тебя не пойдет, только
в изъян введет; последние гроши потратишь, да еще по спине схватишь... Брось!
Петрушка. Ну, брат, врешь! Такого молодца кто не полюбит? (Охорашивается.)
Музыкант. Так ты покажи невесту.
Петрушка. Это можно!.. Дело несложно. Сейчас приведу и тебе
покажу. (Скрывается и выводит куклу). Смотри, музыкант, хороша невеста?
Музыкант. Хороша-то хороша... да курноса.
Петрушка. Ай, врешь, музыкант! Да ты посмотри, что за глазки,
что за ротик!.. Ручки!! Губки!! Шейка!! Добыть такую сам сумей-ка!.. А пляшет-то!..
Ну-ка сыграй кусочек чего-нибудь!
Музыка играет камаринского. Петрушка с невестой пляшет.
Музыкант. Все это хорошо и ладно, да для тебя будет накладно:
барышня богата, спесива, ходить пешком ленива... Нужно, брат, лошадь купить...
Петрушка (озабоченно). А где ее купишь?
Музыкант. Да у цыган.
Петрушка (важно). Ну, так сегодня лошадь приведи!
Музыкант. И сам не барин: сходишь и приведешь.
Петрушка. Так не пойдешь?
ЯВЛЕНИЕ 3
Те же и Цыган. Кукла одета по-цыгански и с кнутом за поясом.
Цыган (кланяясь). Здравствуй, Петрушка-мусье!
Петрушка. Здравствуй, здравствуй, фараоново отродье! Что тебе
надобно, говори скорее, а то у меня недолго, погоню и по шее.
Цыган. Петрушка-мусье, мне сказали на шоссе, что тебе лошадь
нужна.
Петрушка. А, лошадь?! Нужна, нужна, нужна... А хороша ли лошадь?
Цыган. Лошадь хоть куда! Без гривы, без хвоста...
Петрушка (перебивая). Что хвост и грива?.. Одно украшенье...
А голова есть?
Цыган. Только и есть, что голова одна... Да и ее еще нет....
коновалу в починку отдана.
Петрушка. А масти какой?
Цыган. Серая.
Петрушка. А добра-то она?
Цыган. Очень добрая: под гору - бежит-скачет, а на гору ползет-плачет.
А если в грязь упадет - сам тащи, как знаешь, зато божиться готов, что не трясет:
рысью не бегает а шагом еле-еле идет.
Петрушка. Ха-ха-ха! Вот так лошадь! Как раз по мне и по будущее
жене. Дамы трусливы, а лошадь без головы, значит, смирная будет. (Цыгану.)
Пойди приведи.
Цыган уходит.
Петрушка. Музыкант!
Музыкант. Что?
Петрушка. Сколько ему за лошадь дать?
Музыкант. Да рублей 15 дай.
Петрушка. Дорого. А вот я с ним поторгуюсь.
ЯВЛЕНИЕ 4
Цыган входит, ведя лошадь.
Петрушка. Ну и лошадка!.. Ай, ай, ай!.. Сколько тебе за, нее?
Цыган. 200 рублей.
Петрушка. Дороговато... Получи палку-кучерявку да дубинку-горбинку
и по шее тебе и в спинку.
Цыган. Прибавь, Петрушка-мусье, детишкам на сало...
Петрушка. Так это тебе мало?.. Ну так подожди, я пойду тебе
задаток принесу. (Уходит, немедленно возвращается с палкой. Подходит к Цыгану
сзади и бьет его по голове.) Вот тебе задаток! Вот тебе задаток…
Цыган убегает, оставив лошадь.
ЯВЛЕНИЕ 5
Те же, без Цыгана.
Петрушка. Послушай, музыкант, хороша лошадь?
Музыкант. Хороша, да стара.
Петрушка. Врешь!.. Я сейчас узнаю, как ее оседлаю. (Садится
на Лошадь. Та бьет задом. Петрушка кричит). Тр! Тр!.. пру... тпру... (Падает.)
Доктора! Ой, пропал!..
ЯВЛЕНИЕ 6
Те же. Входит Доктор. Одет весь в черное, с огромными очками.
Доктор (к публике). Я доктор, с Кузнецкого моста пекарь,
лекарь и аптекарь. Когда приходят больные господа, я их лечу удачно всегда;
живо их что делать научу... Иногда вместо хины мышьяку всучу... Ко мне людей
ведут на ногах, а от меня везут на дрогах. А каких принесут на руках, так тех
везут на погост на санях...
Петрушка (жалобно). Ах, доктор, не губи меня: пусть
от тебя я не поеду ни на дрогах, ни на санях... меня бы в пролетке отправил
и тем от смерти избавил.
Доктор. Ну говори, где болит, покажи!
Петрушка. Вот тут.
Доктор. Тут?
Петрушка. Пониже.
Доктор. Тут?
Петрушка. Повыше.
Доктор. Тут?
Петрушка. Пониже.
Доктор. Тут?
Петрушка. Повыше.
Доктор. То пониже, то повыше!.. Встань, встань да покажи. (Берет
его за ухо.)
Петрушка (вскакивает). А!.. Гм!.. Благодарю!.. Я уже
здоров!
Доктор. Теперь плати за лечение!
Петрушка. Наше почтение!.. За что?
Доктор. Известно: за лечение.
Петрушка. Хорошо. Я пойду плату принесу. (Уходит и возвращается
с палкой.) Я даром не лечусь и с тобою, доктор, расплачусь по-своему. (Бьет
его по голове. Тот бегает. Петрушка за ним. Доктор убегает. Петрушка за ним.)
ЯВЛЕНИЕ 7
Музыка играет вальс. Выходит Немец и пляшет. Входит Петрушка.
Петрушка. Музыкант, что это за птица?
Музыкант. Это француз, Петрушка-мусье.
Петрушка. Что ему тут нужно?
Музыкант. Не знаю. Сам спроси.
Петрушка. А как с ним здороваться?
Музыкант. Скажи: бон жур!
Петрушка (немцу). Бон жур!
Немец (молча кланяется).
Петрушка. Отчего он молчит?
Музыкант. Это немец.
Петрушка. Немец!.. Дойч, черт бы тебя побрал! Да как ты сюда
попал?
Немец. Я... я... я...
Петрушка. Ты да я, нас с тобою двое... Да ты говори не по-вороньи,
а по-ярославски.
Немец. Ва-а-с?
Петрушка. Ква-а-с? Какой тут квас?.. Пошел вон от нас, мы не
хотим знать вас. (Выталкивает немца вон.) Музыкант! Немец ушел квас
пить?
Петрушка. Нет, Петрушка-мусью, он сказал: сейчас наливки принесу.
Петрушка. Это хорошо. А я сяду и песню спою. (Садится и,
хлопая рукой по 6apьepy, поет).
Чижик-пыжик, где ты был?
За горою водку пил.
Выпил рюмку, выпил две:
Зашумело в голове.
Входит Немец и ударяет Петрушку палкой. Тот хватается за голову.
Ой, ой, ой!.. Что это такое?
Музыкант. Это тебя комар укусил.
Петрушка. Какой черт "комар укусил"; это вроде оглоблей залепил...
Музыкант. Не стоит внимания, Петрушка, пой песню.
Петрушка (поет).
Чижик-пыжик, где ты был?
За горою водку пил.
Выпил рюмку, выпил две:
Зашумело в голове.
Является Немец и снова бьет его по голове. Петрушка быстро
оборачивается и бросается на Немца. Начинается свалка. Петрушка побеждает. Опрокидывает
Немца на барьер и его же палкой водит ему по горлу, крича: "Зарежу!" Потом,
поворотив лицом вниз, ударяет его головою о барьер, приговаривая: "В зубы...
в зубы!.. в зубы!.." Потом садится на него верхом и толчется на нем. Немец не
шевелится. Петрушка несколько раз прикладывает ухо к груди Немца и окончательно
убеждается, что тот не дышит.
Петрушка. Музыкант, а ведь Немец пьян!..
Музыкант. Какое "пьян"? Ты его убил.
Петрушка. Кто его купил? Он сам пришел.
Музыкант. Убил, говорю я.
Петрушка. Убил?! Так прибери!
Музыкант. Ну, нет! Ты убил, ты и прибирай.
Петрушка. Нечего делать, нужно пойти за черничками. (Музыкантам.)
А вы играйте... камаринского. Немца хороним!! (Уходит.)
ЯВЛЕНИЕ 8
Входят две Чернички. Берут они убитого Немца и закатывают
в холст. Затем кланяются публике и уходят за гробом.
ЯВЛЕНИЕ 9
Музыкант. Что, Петрушка, печален?
Петрушка. Ах, музыкант, хоронить Немца нечем: денег не хватает.
Музыкант. А ты проси у публики. Может, что и дадут на похороны.
Петрушка. И то правда! Вот тебе тарелочка, возьми да обойди.
Музыкант берет тарелочку и обходит публику за пожертвованиями.
Петрушка (кланяется и просит). Пожертвуйте! Пожертвуйте,
господа, на похороны Немца-подлеца! Он нечаянно на ярославца Петрушку налетел
да гриб съел и... подавился!..
Музыкант отдает собранное Петрушке.
Петрушка. Ого!.. Да тут еще от похорон на поминки останется!
Чернички вносят гроб. Берут Немца и начинают мерить. В
длину он оказывается короток, а в ширину узок. Три раза примеряют. Потом задумываются.
Потом схватывают Немца, складывают, комкая его, втрое и запихивают в гроб. Одна
из монахинь-черничек низко нагибается, чтобы посмотреть, удобно ли помещен усопший.
Другая, по рассеянности, не замечает этого, прикрывает крышку гроба, причем
защемляет голову своей товарки. Та кричит благим матом, стараясь всеми силами
вырваться. Когда ей это, наконец, удается, затевает драку с рассеянной товаркой.
Наконец, под звуки камаринского гроб уносят.
ЯВЛЕНИЕ 10
Петрушка (вбегает вприсядку и, весело хлопая в ладошки,
кричит). Музыкант, похоронил шельму-Немца!.. Три рубля стоило... А без
меня тут никто не приходил?
Музыкант. Приходил офицер, тебя искал.
Петрушка. А на что я ему?
Музыкант. За убийство Немца, говорит, Петрушку в солдаты взять
велел.
Петрушка (плачет). Ой-ой-ой!!. А ты ему, музыкант,
скажи, что Петрушки дома нет: в Москву за песнями поехал.
ЯВЛЕНИЕ 11
Входит Капрал и ударяет Петрушку по голове.
Петрушка (хватаясь за голову). Караул!
Капрал. Чего шумишь-кричишь, благородным людям спокою не даешь?
(Бьет еще.)
Петрушка. Караул!! Полиция!! Музыкант, что ж ты меня не оборонишь?
Музыкант. Это, Петрушка-мусью, сам Капрал...
Петрушка. А чтоб его черт побрал!.. Да что ему нужно?
Музыкант. Он тебя по-солдатски учить будет.
Петрушка. Ой, ой... ой!! Что вам нужно?
Капрал. Вот я тебя в солдаты возьму.
Петрушка. Я не гожусь.
Капрал. Почему?
Петрушка. У меня горб.
Капрал. А где он у тебя?
Петрушка. Он там, хата на горе, так он остался в трубе.
Капрал. Ты что чепуху порешь. Вот я тебя приемам учить буду.
Будешь человек казенный.
Петрушка. Как же я буду человек скаженный?
Капрал. Так ты шутки шутить?! (Бьет его.)
Петрушка (хватается за голову). Ой, ой!.. что мне
теперь делать? Пропал я с головой; пропала и моя шапочка с кисточкой! Музыкант,
наймись за меня служить.
Музыкант. Сколько дашь?
Петрушка. Две копейки да кулаком по зашейке.
Музыкант. Ну, и сам не барин, отслужишь!
Капрал. Слушай команду!.. Говори: раз!
Петрушка. Слушай команду!.. Говори: раз!
Капрал (Бьет его). Не переговаривать! Говори: раз!
Петрушка. Раз.
Капрал. Два.
Петрушка. Два!
Капрал. Три!
Петрушка. Сколько?
Капрал. А вот сколько. (Бьет его.)
Петрушка. Пошел ты к черту с своей наукой!
Капрал бьет сильнее.
Капрал. Говори: раз!
Петрушка. Раз!
Капрал. Два!
Петрушка. Два!
Капрал. Три!..
Петрушка. Четыре!..
Капрал. Раз!.. Два!.. Три!.. (Каждый фаз бьет его.)
Бери ружье!
Петрушка. Разве это ружье?.. Это дубина.
Капрал. Молчать, скотина!.. Напра-во!
Петрушка, размахнув ружьем, бьет Капрала.
Капрал. Это что такое? (Бьет его.)
Петрушка. Это я споткнулся...
Капрал. Я тебе дам!.. Слушай!.. направо, налево - марш!
Петрушка (взяв в обе руки ружье, бьет Капрала, приговаривая).
И на-право, и на-лево!.. И на-право... И на-лево... Получай!
Капрал убегает, Петрушка за ним.
ЯВЛЕНИЕ 12
Петрушка (вбегает). Музыкант, Капрала проводил и концы
схоронил. Теперь я человек свободный!.. Ха-ха-ха! Вот так Петрушка!.. (Гладит
себя рукой по голове.) Невесту добыл. Немца убил, лошадь купил и подлеца
Капрала проводил! Теперь песню спою.
Музыкант. Спой, Петрушка!
Петрушка (поет).
В огороде собачка гуляла,
Загнула крючком хвостик
И убежала...
Начнем песенку сначала.
Хороша песня, музыкант?
Музыкант. Хороша.
Петрушка поет ту же песню. В это время является Собака
внушительных размеров и хватает Петрушку за рукав.
Петрушка (кричит.) Пошел!.. Пошел!.. Музыкант, оборони
меня!
Музыкант. Это собака охотничья; она не укусит.
Петрушка (жмется в угол.) Я боюсь... Пошел! Пошел!..
Собака уходит.
Петрушка. Постой, музыкант, я палку возьму. (Бежит и возвращается
с палкой.) Ну, теперь посмотрим!.. (Зовет.) Кутю!.. Кутю!.. На!..
кутюк, гав, гав, гав!.. Кутюк!.. гр!.. гр!
Вбегает Собака и бросается на Петрушку. Тот бьет ее по
голове но Собака обезоруживает его, вырвав палку. Собака убегает.
Петрушка. Кутюк, кутюк, кутюк, на!..
Является Собака.
Петрушка. Музыкант, она укусит меня?
Музыкант. Нет. Она смирная.
Петрушка (подходит осторожно к собаке и старается ее приласкать).
Кутю, кутю, кутюшечка!.. Собака, собачка, собачечка!.. Сучечка!.. Сучечка!
(Подходит все ближе.)
В это время собака схватывает Петрушку за голову и начинает трепать. Петрушка
отчаянно кричит. Собака его уносит за кулисы. Выскакивает другой (кукла, одетая
паяцем) и кричит публике.
Паяц. Кончилось дело. Петрушку собака съела. Одно кончается
- другое начинается. Пожалуйте, заходите, Петрушку посмотрите. А денег, если
хотите, так хоть и не несите. И так пустим посмотреть. Не отдадите в кассе,
отдадите в балагане... Как-нибудь помиримся с вами!.. Господа, господа! Пожалуйте
сюда! Пять копеек деньги небольшие, а удовольствия - три короба!.. Заходите,
заходите!..
Комментарии
Записано в станице Баталпашинская Кубанской обл. 19 апреля 1902 г. от содержателя
балагана Алексея Павловича Лащенко.
Текст находится в фонде П. Н. Тиханова (№777), Отдел рукописей Публичной библиотеки
им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, оп. 1, №188, л. 88-91 об. Печатается по изд.: Берков
П. Н. Русская народная драма XVII-XX веков. Тексты пьес и описания представлений.
Редакция, вст. статья. и комментарии П. Н. Беркова. М., Искусство, 1953, с.
115-123.
Ванька Рататуй. - «На юге России Петрушка стал называться Ванька Рутютю.
Происхождение слова «Рататуй» неясно. Можно предположить, что оно возникло из
украинского слова «ратуй» - «Караул! На помощь!» (примеч. Беркова, с. 329).
Фараоново отродье. - Цыгане считались потомками или выходцами из Египта.
Кузнецкий мост. - Вероятно, кукольник-немосквич заменил Каменный мост
Кузнецким мостом - названием знаменитой улицы в Москве, где были сосредоточены
модные магазины, лавки, кондитерские.
Везут на погост на санях. - По старому славянскому обычаю, покойников
возили на кладбище на санях или на дровнях (т. е. на бесколесных повозках).
Чернички - монахини.
Человек скажённый - ненормальный, взбесившийся.