С. В. Максимов
СЕРГАЧ
(Фольклорный театр / Сост., вступ. ст., предисл. к текстам и коммент. А.
Ф. Некрыловой, Н. И. Савушкиной. - М.: Современник, 1988. - (Классическая б-ка
«Современника»). - с. 435-438, комментарии с. 433-434, 473.)
Промысел или способ прокормления себя посредством потехи досужих и любопытных
зрителей шутками и пляскою ученых медведей не так давно был довольно распространен.
<...>
— Ну-ко, Михайло Потапыч, поворачивайся! Привстань, приподнимись, на цыь очках
пройдись: поразломай-ко свои старые кости, Видишь, народ собрался подивиться
да твоим заморским потяпкам поучиться.
Слова эти выкрикивал нараспев <...> низенький мужичок в круглой изломанной
шляпе с перехватом посередине, перевязанным ленточкой. Кругом поясницы его обходил
широкий ремень с привязанною к нему толстою желез- ною цепью; в правой руке
у него была огромная палка-орясина, а левой держался он за середину длинной
цепи.
В одну минуту на заманчивый выкрик сбежалась толпа со всех концов большого села
Бушнева, справлявшего в этот день свой годовой праздник летней Казанской. Плотно
обступила глашатая густая и разнообразная стена зрителей. <...>
Между тем на площадке раздавалось звяканье цепи и мохнатый медведь с необычайным
ревом поднялся на дыбы и покачнулся в сторону. Затем, по приказу хозяина, немилосердно
дергавшего за цепь, мед- ведь кланялся на все четыре стороны, опускаясь на передние
лапы и уткнув разбитую морду в пыльную землю.
— С праздником, добрые люди, поздравляем! — приговаривал хозяин при всяком новом
поклоне зверя, а наконец, и сам снял свою измятую шляпу и кланялся низко.
Приподнявшись с земли в последний раз, медведь пятится назад и переступает с
ноги на ногу. Толпа немного осаживает, и поводатарь начинает припевать козлиным
голосом и семенить своими измочаленными лаптишками, подергивая плечами и уморительно
повертывая бородкой.
Поется песенка, возбудившая задор во всех зрителях, начинавших снова подаваться
вперед:
Ну-ко, Миша, попляши,
У тя ножки хороши!
Тили, тили, тили-бом
Загорелся козий дом:
Коза выскочила,
Глаза выпучила,
Таракан дрова рубил,
В грязи ноги завязил.
Раздается мучительный, оглушительно-нескладный стук в лукошко, заменяющее барабан,
и медведь с прежним ревом — ясным признаком недовольства — начинает приседать
и, делая круг, загребает широкими лапами землю, с которой поднимается густая
пыль. Другой проводник, молодой парень, стучавший в лукошко и до времени остававшийся
простым зрителем, ставит барабан на землю и сбрасывает привязанную на спине
котомку. Вытащив оттуда грязный мешок, он быстро просовывает в него голову и
через минуту является в странном наряде, имеющем, как известно, название «козы».
Мешок этот оканчивается наверху деревянным снарядом козлиной морды, с бородой,
составленной из рваных тряпиц; рога заменяют две рогатки, которые держит парень
в обеих руках. Нарядившись таким образом, он начинает дергать за веревочку,
отчего обе дощечки, из которых сооружена морда, щелкают в такт уродливым прыжкам
парня, который, переплетая ногами, время от времени подскакивает к медведю и
щекочет его своими вилами. Этот уже готов был опять принять прежнее, естественное
положение, но дубина хозяина и щекотки «козы» продолжают держать его на дыбах
и заставляют опять делать круг под веселое продолжение хозяйской песни, которая
к концу перешла уже в простое взвизгиванье и складные вы- крики. С трудом можно
различить только следующие слова:
Ах, коза, ах, коза,
Лубяные глаза!
Тили, тили, тили-бом,
Загорелся козий дом.
Медведь огрызается, отмахивает «козу» лапой, но все-таки приседает и подымает
пыль.
Между тем внимание зрителей доходит до крайних пределов: девки хохочут и толкают
друг дружку под бочок, ребята уговаривают девок быть поспокойней и в то же время
сильно напирают вперед, отчего место пляски делается все уже и уже, и Топтыгину
собственною спиною и задом приходится очищать себе место.
Песенка кончилась; «козы» как не бывало. Хозяин бросил плясуну свою толстую
палку, и тот, немного огрызнувшись, поймал в охапку и оперся на нее всею тяжестью
своего неуклюжего тела.
— А как, Михайло Потапыч, бабы на барщину ходят? — выкрикнул хозяин и самодовольно
улыбнулся.
Михайло Потапыч прихрамывает и, опираясь на палку, подвигается тихонько вперед,
наконец оседлал ее и попятился назад, возбудив неистовый хохот...
— А как бабы в гости собираются, на лавку садятся да обуваются?
Мишук садится на корточки и хватается передними лапами за задние, в простоте
сердца убежденный в исполнении воли поводатаря, начавшего между тем следующие
приговоры:
— А вот молодицы — красные девицы студеной водой умываются: тоже, вишь, в гости
собираются.
Медведь обтирает лапами морду и, по-видимому, доволен собой, потому что совершенно
перестает реветь и только искоса поглядывает на неприятелей, тихонько напевая
про себя какой-то лесной мотив. Хозяин между тем продолжает объяснять:
— А вот одна дева в глядельцо поглядела, да и обомлела: нос крючком, голова
тычком, а на рябом рыле горох молотили.
Мишка приставляет к носу лапу, заменяющую на этот случай зеркало, и страшно
косится глазами, во всей красоте выправляя белки.
— А как старые старухи в бане парются, на полке валяются? А веничком во как!..
во как!.. — приговаривает хозяин, когда Мишка опрокинулся навзничь и, лежа на
спине, болтал ногами и махал передними лапами. Эта минута была верхом торжества
медведя, смело можно было сказать ему: «Умри, медведь, лучше ничего не сделаешь!»
Ребята закатились со смеху, целой толпой присели на корточки и махали руками,
болезненно охая и поминутно хватаясь за бока. <...>
— Одна, вишь, угорела, — продолжал мужик, — у ней головушка заболела! А, покажи-ко,
Миша, которо место?
<...> Мишка сел опять на корточки и приложил правую лапу сначала к правому
виску, потом перенес ее к левому...
— Покажи-ко ты нам, как малые ребята горох воруют, через тын перелезают.
Мишка переступает через подставленную палку, но вслед за тем ни с того ни с
сего издает ужасный рев и скалит уже неопасные зубы. Видно, сообразил и вспомнил
Мишка, что будет дальше, и креп- ко не по нутру ему эта штука. Но знать, такова
хозяйская воля и боязно ей перечить: медведь ложится на брюхо, слушаясь объяснений
поводатаря:
— Где сухо — тут брюхом, а где мокро — там на коленочках.
Топтыгин неприязненным ревом встретил приказание. <...> С величайшею неохотою
поднимает он брошенную палку и, схватив ее в охапку, кричит и не возвращает.
<...> Наказанный за непослушание, медведь начинает сердиться еще больше
и яснее: он уже мстит за обиду, подмяв под себя вечно неприязненную «козу»-барабанщика,
когда тот, в заключение представления, схватился с ним побороться. <...>
Мишка валится навзничь, опрокидывая на себя и «козу»-барабанщика.
— Приободрись же, Михайло Потапыч, — снова затянул хозяин после борьбы противников.
— Поклонись на все четыре ветра да благодари за почет, за гляденье, может, и
на твою сиротскую долю кроха какая выпадет.
Мишка хватает с хозяйской головы шляпу и, немилосердно комкая, надевает ее на
себя, к немалому удовольствию зрителей, которые, однако же, начинают пятиться
в то время, как мохнатый артист, снявши шляпу и ухватив ее лапами, пошел по
приказу хозяина за сбором. Вскоре посыпались туда яйца, колобки, ватрушки с
творогом, гроши, репа и другая посильная оплата за потеху. Кончивши сбор, медведь
опустил голову и тяжело дышал, сильно умаявшись и достаточно поломавшись.
Комментарии
Текст взят из очерка С. В. Максимова «Сергач». — В кн.: Собрание сочинений С.
В. Максимова. Спб., 1909, Т. 13. с. 71—83.
Медвежья потеха была характерной чертой жизни Нижнего Новгорода еще в XVII веке:
«Бе же в граде том научением дьявольским множество скомрахов, иже хождаху по
стогнам града с бубны и с домрами и с медведьми» — так написано в «Житии» Ивана
Неронова, ревностного защитника «старой» веры1. С нижегородскими
учеными медведями довелось встретиться и протопопу Аввакуму, который выгнал
из села скоморохов с «плясовыми» медведями, но был за это наказан воеводой Шереметевым2,
что говорит о большой популярности этого развлечения среди мирского населения
России.
Факты эти не случайны. Северное Поволжье — и Нижегородский край в первую очередь
— на протяжении столетий было тем местом, откуда происходило большинство вожаков
и ученых медведей. Этот промысел был здесь традиционным и потомственным.
Сергачский уезд был центром нижегородского медвежьего промысла, который являлся
основным занятием большинства мужского населения уезда. В отдельных селениях
содержались десятки медведей. Так, Альбинский сообщил, что в Андреевке было
около ста пятидесяти медведей, в Грибанове — примерно пятьдесят, в Ключеве —
до ста двадцати, в самом Сергаче около девяноста животных. Медвежники отлавливали
медвежат или покупали уже выученных зверей. Дрессировкой, если надо, занимались
сами. Некоторые владельцы, имевшие по нескольку медведей, отпускали их в аренду
другим. С медведем отправлялись вожак-поводильщик и «козарь» — мальчик лет тринадцати.
Выходили на промысел артелями человек по семнадцать в начале августа или в середине
сентября, а возвращались обратно «к петрову дню (29 июня), к троице, к ильину
дню» (20 июля)3. «Поживешь дома-то недельки три и опять собираешься
в поход», а походы нижегородских медвежников были далекие: они добирались до
Арзамаса, Москвы, Смоленска, Петербурга, выступали в Могилевской, Витебской,
Минской губерниях, заходили и в Польшу.
Промысел был хоть и трудным, но выгодным, поэтому к нему приобщались люди других
национальностей, в частности татары, цыгане. Они настолько овладевали медвежьей
потехой, что некоторые исследователи (например, Альбинский) считали именно татар
коренными медвежатниками. Татары хорошо умели выучивать медведей, но приговоры
заимствовали у русских.
1 Материалы для истории раскола. М., 1875, т. 1, с.
261.
2 Житие протопопа Аввакума. М., 1934, с. 75.
3 По старому стилю.