ВАНЬКА
СОВРЕМЕННАЯ НАРОДНАЯ КУКОЛЬНАЯ КОМЕДЬ


(Народный театр / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. А. Ф. Некрыловой, Н. И. Савушкиной. - М.: Сов. Россия, 1991. - (Б-ка русского фольклора; Т. 10), стр. 293-299, комментарии стр. 509).


Персонажи пьесы (куклы):

1. Ванька. Краснощекое круглое лицо, с крючковатым носом и усами, есть горб, одет в красную русскую рубаху и синие штаны; на голове остроконечная шапочка. Кукла сделана из тряпок; руки и ноги на крючках; приводится в движение нажимом пальцев на крючки. Говорит пискливо, для чего вкладывается в рот "говорок", то есть две желобчатых цинковых пластинки, обращенных желобами внутрь и перевязанных ниточками.

2. Ванькина Невеста
, без имени. Круглолицая, разрумяненная, полной комплекции. Одета в розовую кофту и зеленую юбку, на голове красный платок и кусок кисеи. Также на крючках. Говорит тонким голосом (актер без "говорка" говорит за нее тонким голосом).

3. Цыган. Коренастый, лицо широкое, острижен в скобку, с бородой. Одет в черную поддевку, под левой рукой пришит кнут. На голове шапка. Говорит грубым голосом, с цыганским акцентом - кукла без крючков. Лошадь у него - базарная игрушка из папье-маше.

4. Доктор. Тонкий, высокий, в маленькой шапочке, На глазах нарисованы очки. Одет в черный халат. Говорит глухим голосом. Кукла без крючков.

5. Милиционер. Плотный, коренастый, безусый. Одет в зеленоватую шинель; на боку сабля из палочки, разукрашенная чернильным карандашом, и револьвер. На голове милицейская фуражка со звездочкой, Говорит крикливо. Кукла без крючков.

6. Красноармеец. Такой же, как и Милиционер, только на голове красноармейский шлем, а к левой руке пришито ружье. Говорит громко. Кукла без крючков.

7. Черт. Весь черный, без одежды, с хвостом. Глаза красные. Кукла без крючков.

8. Барбос. Белая из тряпок собака. У нее пасть из дерева.

Музыкант начинает играть на гармонике барыню. Из-за ширм слышится голос Ваньки: "Давай, давай, давай…" Музыкант продолжает играть, пока Ответчик не скажет: "Вот идет, идет".


Ванька (за ширмами). Сычас иду. Иду, иду. (Бурчит, затем появляется над ширмами; Музыкант умолкает.)
Ответчик. Вот он. Пришел.
Ванька (к публике). Поздравляю всех вас с праздником, с советским, а не кадетским.
Ответчик. А, Ванюша, здравствуй, здравствуй! Откуда ты, Ванечка?
Ванька. Я пришел из Берлина, из самой Германии.
Ответчик. Чего ж ты приехал сюда, Ванюша?
Ванька. Я приехал сюда жениться.
Ответчик. Хорошее дело... А там, в Германии, разве не мог себе невесту найтить?
Ванька. Нетути.
Ответчик. А кого ж ты берешь себе в невесты?
Ванька. Попову дочь.
Ответчик. Так, так. А сколько ты приданого за нее берешь?
Ванька. Пять пудов картох, бутылку водки да хвост селедки.
Ответчик. А красавицу твою, Ванечка, можно видеть?
Ванька. Можно, можно. Сейчас приведу. (Скрывается за ширмами, вновь появляется с Невестой и манерно раскланивается.) Здрасте, здрасте!
Ответчик (снимая шапку и кланяясь Ваньке и его Невесте). Мое вам почтеньице. А она у тебя, Ваня, хорошая?
Ванька (оглядывая Невесту). Хорошая, пригожая!
Ответчик. А покажи, Ванюша, как ты ее любишь.
Ванька (обнимает и целует Невесту). Хорошая, пригожая! Голубочка!
Ответчик. Симпампончик.
Ванька. Симпампошичка. (Крепко обнимает и целует Невесту).
Ответчик. Ванечка, а можешь ты танцевать? Кто женится, тот должен знать танец всякий.
Ванька. Могу. (Музыканту.) А ну, давай!
Музыкант. А что играть?
Ванька. Полечку-машечку-канашечку.
Ответчик. (Музыканту). Давай польку.

Музыкант играет польку "Бух". Ванька с Невестой танцуют, Иногда они останавливают танец, обнимаются и целуют сочно друг друга.

Ванька. Хорошо мы танцуем, как в цирке.
Ответчик. Ванечка! А ты бы барыню протанцевал.
Ванька. Можно. Отчего ж нельзя. (Музыканту.) Давай барыню.
Музыкант. Сыграю, только на чай с вас позвольте. А так не буду.
Ванька. Дам, дам, только играй с усердием.

Музыкант играет барыню, Ванька с Невестой пляшут.

Ответчик. Ваня, а ты бы под ручку.
Ванька (нежно Невесте). Давай под ручку, симпампончик. (Берет под руку и пляшет.) Эх... куды ни шло, ни ехало! (Музыкант учащает темп; пляшущие обнимаются, целуются и наконец исчезают за ширмами.) До свидания! (Публике.)
Музыкант. А мне на чай забыл, Ванюша?
Ванька (из-за ширм). Я тебе вексель вышлю по радио. До свиданьица!
Ответчик. Не на долгое расставаньице.

Ванька вновь появляется над ширмами, но без Невесты.

Ответчик. Что скажешь, Ванечка, новенького?
Ванька. Что я скажу? Я задумал одно дело - лошадь купить.
Ответчик. А зачем она тебе нужна?
Ванька. Как зачем? С своей красоткой кататься по улицам.
Ответчик. А, кататься, друг на друга любоваться!.. Хорошее дело. А знаешь, Ваня, я знаю, у кого лошадь купить.
Ванька. У кого?
Ответчик. Дашь на чай, тогда скажу.
Ванька. Дам тебе на бутылку самогону, скажи только.
Ответчик. Ну коли так, так скажу.
Ванька. Нет, ты приведи ее.
Ответчик. Дашь задаток, так приведу.

Появляется над ширмами с лошадью Цыган.

Ванька. А, здоров, дядя Гаврила.
Цыган. Мое почтень. (Кланяется Ваньке.) А я вот ищу на лошадь покупателя.
Ванька. Да лошадь-то мне нужна, - давай сюда ее.
Цыган. Не дам без задатка, обманешь.
Ванька. Сейчас, сейчас. Подожди маленько. (Ванька скрывается за ширмами, вновь появляется с дубинкой и бьет ею Цыгана.) Вот тебе рупь. Вот тебе два. Вот тебе весь задаток. (Размахивается и убивает Цыгана, Цыган падает за ширмы.) Теперича я купил коня. (Берет лошадь.)
Ответчик. Зачем ты, Ваня, человека побил? Он помер.
Ванька. Он повар?
Ответчик. Нет, не повар, а помер: повар на кухне картошку жарит. Теперь надо дохтора звать. (Хлопает в ладоши, является Доктop.)
Ванька. Ты что за человек?
Ответчик. Это, Ваня, доктор, он лечить пришел.
Доктор. Я доктор, лекарь, немецкий аптекарь. Зубы вставляю и вырываю, людей на тот свет отправляю. (Начинает осматривать и ослушивать Цыгана.) Тута?
Ответчик. Повыше.
Доктор. Тута?
Ответчик. Пониже.
Доктор. Вот тута?
Ответчик. Повыше.
Доктор. Черт знает, что у вас! Ничего не пойму: то повыше, то пониже.

Ванька скрывается за ширмами и быстро появляется с дубинкой.

Ванька (Доктору). Я сейчас расплачусь с тобой. (Размахивается и бьет дубинкой Доктора.) Вот тебе. Вот тебе. (Убивает Доктора.)
Ответчик. Что ты наделал, Ваня? Ты убил и Цыгана и Доктора. Сейчас сюда явится милиция и следственная комиссия и начнут дела расследовать.

Является Милиционер.

Милиционер. Это что за шум, за беспорядки? Среди белого дня людей убивают. Я сейчас с места в карьер всех отправлю в суд. (Глядя на убитых.) Это что? (Осматривает трупы.)
Ванька (Ответчику). Не кажи, что я убил.
Ответчик. А что мне дашь за это?
Ванька. Дам пять червонцев - не говори.
Ответчик. Этого, Ванечка, мне мало.
Ванька. Сколько ж ты хочешь?
Ответчик. Десять червонцев.
Ванька. Ну ладно, ладно; дам, только не кажи.
Ответчик. Давай сейчас.
Ванька. Сейчас некогда, я тебе потом отдам, по золотому курсу.
Ответчик. Ну так и быть, подожду.
Милиционер (осматривая трупы). Это кто убил?
Ответчик. Эти сами умерли.
Милиционер. Надо сначала похоронить их, а потом будем дело разбирать.
Ванька. Я их похороню, товарищ.

Ванька и Милиционер уносят по одному на руки убитых за ширмы под звуки похоронного марша Шопена и вновь появляются над ширмами; при их появлении музыка прекращается.

Ванька. Отправили на колбасу.
Ответчик. Сейчас тебя, Ваня, Милиционер судить будёт.
Ванька. Я его рассужу по-своему. (Отправляется за ширмы, возвращается с дубинкой и, размахнувшись, убивает Милиционера.) Вот и всему суду конец.
Ответчик. Ну это еще неизвестно, что потом будёт.
Ванька. Давай его схороним, а то как бы не досталось нам.
Ответчик. Не нам, Ваня, тебе одному.

Ванька бурчит, уносит Милиционера под звуки того же марша за ширмы.

Ванька (появившись опять). Ну, вот и все.

Является Красноармеец и обращается к Ответчику.

Красноармеец (показывая на Ваньку). Кто это такой? Дизиртер? (Ваньке.) Ну-ка, становись во хрунт под ружье!
Ванька. Не хочу и не хочу! (Машет головой и руками.)
Красноармеец. Бери, говорят тебе, ружье в руки. Не то в трибунал заберем!
Ванька (берет ружье в руки). Я не умею.
Красноармеец. Будешь уметь. Слушай моей команды!
Ванька. Ружье у меня, кабы не так. Теперич я тебя не боюсь. Одним моментом заколю. (Закалывает насмерть Красноармейца.)
Ответчик. Ваня! Ты еще убил человека?
Ванька (бурчит). И этого схороню.
Ответчик. А с кем ты будешь хоронить, ведь я не буду.
Ванька. С кем? Хоть с чертом.

Является Черт, они с Ванькой под звуки Шопена уносят убитого и потом вновь являются оба.

Ответчик. Вот теперь, Ваня, придет Барбос, он откуси тебе нос за твои дела.

Является Барбос, Ванька старается его приласкать, но собака схватывает Ваньку поперек и тащит вниз; Ванька отбивается.

Ванька. Отпустите душу на покаяние!
Ответчик. Это не по моде, Ванюша, каяться. А тебе, впрочем, надо, ты ведь в Живетской церкви ктитором состоишь.
Ванька (отбиваясь). Ой, пустите, пустите!

Барбос с Чертом сталкивают Ваньку за ширму, и там все скрываются; Музыкант играет "Ах вы, сени, мои сени!".

После представления ширмы складываются. Ответчик с фуражкой в руках обходит зрителей. Музыкант, если многие кладут, играет на прощание несколько веселых пьес.




Комментарии

Комедия записана в октябре 1924 г. от трех воронежских кукольников.

Впервые опубл.: Воронежская литературная беседа. Под ред. А. М. Путинцева. Воронеж, 1925, кн. 1, с. 7-14.

При публикации в данном томе текст отредактирован в соответствии с современной орфографией (в подлиннике - фонетическая запись) с сохранением лексических и морфологических особенностей.

Пришел из Берлина, из самой Германии - по-видимому, это отражение факта биографии главного кукольника.

Об одном из кукольников собиратель сообщил: «М. А. Плоткин, играющий за кукол, - главный - профессионал (уроженец Могилевской губ.), играет в балагане с 9 лет. В 1924 г. ему было 35 лет. Был в Германии в плену. Исколесил весь юг и юго-запад России» (с. 5). «Все куклы сделаны Плоткиным при содействии Захарова. Работа груба. Убранство кукол бедное. За всех персонажей говорит Плоткин, соответственно изменяя свой голос... Ответчик и Музыкант говорят обыкновенными голосами, без изменения их. Играют за ширмами, кукол показывая сверху ширмы с 4-х сторон. Ответчик и Музыкант - снаружи, около ширмы» (с. 8).

В Воронеже и окрестностях кукольный театр был очень распространен и популярен с середины XIX в. По словам публикатора, Петрушку тогда «представляли в балагане на особо устроенной сцене, и куклы двигались искусным мастером посредством сложной системы ниток; для произнесения речей за кукол были специальные «игроки»; музыку давал не один музыкант, а маленький оркестр, обязательно с барабаном. Народ закликали хитрыми прибаутками». Так было в ярмарочные дни, а в обычное время комедию разыгрывал «ходячий» Петрушка (с. 5).