СЛОВЬИ
Музыка В. Соловьева-Седого
Слова А. Фатьянова
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.
Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна -
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.
Но что война для соловья!
У соловья ведь жизнь своя.
Не спит солдат, припомнив дом
И сад зеленый над прудом,
Где соловьи всю ночь поют,
А в доме том солдата ждут.
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.
А завтра снова будет бой, -
Уж так назначено судьбой,
Чтоб нам уйти, недолюбив,
От наших жен, от наших нив;
Но с каждым шагом в том бою
Нам ближе дом в родном краю.
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят.
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят.
слова - 1942
музыка - 1944
Нам дороги эти позабыть нельзя. Песенник. Сост. А. П. Павлинов,
Т. П. Орлова. СПб., «Композитор – Санкт-Петербург», 2005.
Первая строка третьего куплета иногда: "Ведь завтра снова будет бой".
Последний припев поется также в измененной редакции:
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят.
Соловьи, соловьи, не тревожьте ребят,
Пусть ребята немного поспят.
Алексей Фатьянов (1919-1959)
Из предисловия Виктора Калугина к
сб.: Антология русской песни. – М.: Изд-во Эксмо, 2005:
Стихотворение Алексея Фатьянова «На солнечной поляночке», впервые опубликованное
в армейской областной газете «За Родину», было встречено едва ли не как идеологическая
диверсия. Оно казалось диким, нелепо-бодрящим на фоне кровопролитных боев лета
1942 года. А «Тальяночка», так называли песню, стала одной из самых любимых,
звучала на всех фронтах. Более двух лет оставались в рукописи «Соловьи». Фатьянов
не решался показать их даже Соловьеву-Седому. Не отдавал и в газеты, не верил,
что стихи смогут появиться в печати. Стихотворение так и не было опубликовано,
а песня, впервые появившаяся в 1944 году, не знала равных по популярности. Редко
кто из фронтовиков, слушая ее, мог сдержать слезы.
В самом конце войны, буквально в мае 1945 года, зазвучал еще один песенный шедевр
Фатьянова — Соловьева-Седого «Давно мы дома не были». Но началась мирная жизнь,
а с ней вступили в силу и ее законы: гораздо более жестокие, чем во время войны,
которая «все спишет»... Не прошло и года после награждения орденом Красной Звезды
(Фатьянов наконец-то мог появиться на равных среди писателей-орденоносцев),
как грянул гром — Постановление ЦК КПСС 1946 года, в котором рядом с именами
Михаила Зощенко и Анны Ахматовой стояли и другие имена. В «черном списке» оказался
и Алексей Фатьянов, названный «поэтом кабацкой меланхолии». Не правда ли, знакомая
формулировочка? Все оттуда же — из «варламовщины», из «есенинщины» торчат ее
«уши»! «Кабацким поэтом» называли Сергея Есенина, в «кабацкие» попал и Алексей
Фатьянов. До сих пор ходит эпиграмма: «Встретил я Фатьянова, трезвого — не пьяного.
Ежели не пьяного, значит — не Фатьянова».