Вдовиченко И.И., кандидат исторических наук, зав. отделом НИЦ Крымоведения
АМАЗОНКА ИЗ СТЕПНОГО КРЫМА
(Журнал "Историческое наследие Крыма", №14,
2006)
Мифические амазонки обрели вполне реальные черты благодаря интенсивным археологическим
исследованиям второй половины XX века. Древние авторы помещали амазонок в разных
районах ойкумены - в Ливии, Малой Азии, на берегах Меотиды. На античных вазах
они изображались одетыми в кафтаны и узкие штаны, мягкие сапожки, с шапочкой
на голове - в форме колпака, вооруженные луком со стрелами, топором, дротиком
и копьем. Защитное вооружение амазонок - легкие щиты в форме полумесяца. Сведения
Геродота о существовании амазонок у савроматов полностью подтвердились [1, с.
200 - 208]. Геродот сообщает, что и в его время (сер. V в. до н. э.) савроматские
женщины с мужьями или без них выезжали на охоту, выступали в поход, одевались
в мужскую одежду [Herodt, IV, 116]. Кроме территорий, на которых жили савроматы,
саки и массагеты (в Средней Азии, в Приуралье за Доном), погребения амазонок
- женщин-воинов - найдены и на скифских землях - в северо-западном Приазовье
в низовьях реки Молочной, в левобережье Нижнего Днепра и вдоль правого берега
Днепра до устья реки Базавлук [2, с. 246]. По мнению Е.Е. Фиалко, которая активно
занимается институтом амазонства у скифов, относительное их количество среди
скифских погребений с оружием - около трети [3, c. 181]. То есть каждый третий
воин у скифов был женщиной. Это вполне естественно - ведь у кочевников, где
свободное мужское население принимало участие в дальних грабительских походах,
забота о безопасности жилья и семьи перекладывалась на женские плечи. Женщины-воительницы
занимали более почетное положение в обществе и приравнивались к легковооруженным
воинам и скифскому юношеству. Судя по оружию, найденному в могилах - лук со
стрелами, копье, дротик, - эти женщины состояли в легковооруженных отрядах кавалерии.
До сих пор не имелось никаких свидетельств о присутствии амазонок в Крыму. И
лишь недавно, изучая материалы раскопок Северо-Крымской экспедиции (начальник
экспедиции - А.А. Щепинский, начальник отряда - В.А. Колотухин), известный крымский
скифолог С.Г. Колтухов обратил внимание на женское погребение с оружием, обнаруженное
в 1974 г. у с. Червонное Нижнегорского района. Это скифское впускное погребение
(погр. № 3) в кургане 4. Могила овальная, размеры - 2,5 х 1,6 м. Поскольку могильное
пятно удалось проследить только на высоте 20 см от дна могилы, судить о типе
погребального сооружения сложно. Захоронение взрослой женщины совершено на спине,
головой на запад (рис. 1,1). Ноги распались ромбом. У южной части могилы находилась
часть туши лошади. В юго-западном углу - красноглиняная амфора типа Пепарет,
у затылка - свинцовое пряслице, деревянное веретено и обработанная полированная
птичья кость. Слева от черепа лежали два железных наконечника - дротика и копья.
Под ними - краснофигурная ойнохойя с отбитыми в древности венчиком и ручкой,
а под ней - железный предмет, возможно нож.
Датирующими находками являются, безусловно, амфора и ойнохойя*. Амфора типа
Солоха (рис. 1,2) близка сосудам, которые С.Ю. Монахов относит к продукции Пепарета
(Солохинский вариант I-A) и датирует началом IV вв. до н. э. [4, с. 97 - 98,
табл. 68, 1,4]. Миниатюрная ойнохоя с отбитой в древности верхней частью сохранилась
на высоту 7,0 см, диаметр тулова - 7,2 см, низкий кольцевой поддон имеет диаметр
4,7 см (рис. 1,3).
Рис. 1.
* Сами находки среди коллекции, перевезенной в КРКМ из Музея археологии
А.А. Щепинского, пока не обнаружены. Есть зарисовки и фотографии из личного
архива В.А. Колотухина, которые он любезно предоставил автору, и дневник, хранящийся
в Научном архиве КФ НАНУ. Поскольку качество фотографий неудовлетворительное,
некоторые детали неясны (особенно амфора и изделия из железа и кости).
Рисунок обрамлен сверху фризом с точками и полосками в цвете глины, снизу -
полоской в цвете глины, обозначающей поверхность почвы. Лаковое покрытие отшелушивается,
есть небольшие выбоины. Сосуд имеет многочисленные аналогии среди миниатюрных
аттических ойнохой, связанных с праздником Анфестерий, с его вторым днем, называемым
Днем Хоев (кувшинов) [5, c. 224-230; 6, pl. 78-81]. Анфестерии отмечались в
Афинах 11-13 дня одноименного месяца (вторая половина февраля) и были посвящены
Дионису, поскольку именно в это время открывались пифосы с новым вином. 12 числа
проводились состязания - кто быстрей выпьет кувшин вина (около трех литров),
маленьким детям, достигшим 3-летнего возраста, увенчивая их венками из цветов,
дарили игрушки, пироги и маленькие кувшинчики - ойнохои. На этих миниатюрных
сосудах изображались различные эпизоды праздника. Так, на ойнохое из Червонного
изображена женщина, которая принесла для ребенка подарок - каталку с колесиком
(она поставила ее перед собой), в левой руке она держит сосуд, висящий на веревочке.
Датируются такие ойнохои 420 - 390 гг. [7, p. 67]. Ричард Гамильтон отмечает,
что такие сосудики находят не только в Афинах, но и во всех местах, где отмечались
подобные праздники [7, p. 69-70]. Трудно понять, как этот сосуд оказался в погребении
скифянки-амазонки и имела ли она представление о его назначении. Первое предположение
- вместе с ней был похоронен ребенок, кости которого истлели, (маленьким детям
клали в могилу небольшие сосуды, в том числе и греческие) [8, с. 185]. Захоронение
амазонки с двумя детьми было найдено в кургане у г. Орджоникидзе [8, с. 179].
Подобныее находки опровергают сведения античных авторов о том, что амазонки,
не убившие врага, умирали незамужними. Второе предположение - сосуд попал к
ней в руки случайно, и она использовала его как туалетный. Сосуд сильно изношен,
видимо, он использовался длительное время - сбиты ручка, горлышко. Он был найден,
как уже говорилось выше, под наконечниками копья и дротика. Сохранность их плохая,
поэтому определить тип не представляется возможным. Втулка копья не сохранилась;
перо - остролистное, удлиненной формы. Наконечник дротика - длиной около 47
см, с маленьким пером, жала которого утеряны, край втока не оформлен, хорошо
видна щель, образовавшаяся при свертывании пластины (рис. 1,4). На чертеже из
личного архив В.А. Колотухина (отчет, подготовленный сотрудниками экспедиции,
так и не был передан в научный архив ИА АН УССР) можно видеть изображение дудочки
из полированной птичьей кости, украшенной четырьмя крестообразными насечками,
с одним отверстием у края (рис. 1,5). ”Пелика Она найдена у затылочной кости
вместе с веретеном и пряслицем. Эта кость напоминает скифские дудочки, о которых
сообщает в своем сочинении «ΟΝΟΜΑΣΤΙΚΟΝ» Юлий Полидевк, грамматик и софист,
живший во II в. н. э. Автор опирается, очевидно, на более древние источники:
«Скифы и между ними в особенности андрофаги, меланхлены и аримаспы дуют в кости
орлов и коршунов наподобие флейт» (IV, 60). Свинцовое пряслице (рис. 1,6) усеченно-конической
формы принадлежит к 5 типу, появившемуся не ранее IV в. до н. э. [9, с. 210-211],
а деревянное веретено, расширяющееся в нижней части (рис. 1,7), относится к
числу широко распространенных и популярных изделий [9, с. 212].
Образ амазонки, в промежутке между сражениями играющей на дудочке и периодически
предающейся такому сугубо женскому занятию, как пряжа шерсти, не вполне соответствует
античным источникам, в которых эти женщины описываются авторами как нечто экзотическое,
совершенно непохожее на греческий идеал. Между тем в могилах амазонок археологи
часто находят орудия труда, связанные с прядением, шитьем [10, с. 18; 11, с.
178]. В мирное время женщины-воины занимались домашним хозяйством, как и все
жены кочевников.
Очевидно, что погребение было совершено не в походе - в могилу положили и амфору,
и домашние вещи, вроде старой ойнохои с отбитым венчиком, веретено с пряслицем.
Значит, женщина умерла дома, от болезни или от старых ран. Здесь, в Нижнегорском
районе, найдено много скифских поселений IV в. до н. э. Это было приграничье,
а через несколько десятков километров начинались земли Боспорского царства.
Оттуда и поступали греческие товары - вино в амфорах, расписная посуда. Боспорские
греки чаще, чем все остальные, заказывали в Аттике расписные вазы, с изображением
битвы греческих воинов с амазонками (рис. 2), очевидно, потому что такая ситуация
была для них обычной. Скифские боевые отряды нередко использовались греческими
государствами, в том числе и Боспором, для выяснения межгосударственных отношений,
решения династических и других конфликтов. Тем более, что время, когда жила
степная воительница, похороненная в кургане у с. Червонное, было неспокойным
- в затяжной конфликт между Феодосией и Боспором были втянуты все народы и государства
Северного Причерноморья [12, с. 66]. Смерть от руки амазонки - восхитительной
и грозной - была для боспорских греков отнюдь не мифической, а вполне реальной.
Рис. 2.
1. Смирнов К.Ф. Савроматы. - М., 1964.
2. Фиалко Е.Е. Скифские амазонки по письменным и археологическим источникам
// Боспорский феномен. - Спб., 2005. - С. 242-247.
3. Мурзин В.Ю., Фиалко Е.Е. Девичьи дружины у савроматов и скифов // Проблемы
скифо-сарматской археологии Северного Причерноморья. -- Запорожье, 1999. - С.
206-209.
4. Монахов С.Ю. Греческие амфоры в Причерноморье. - Москва - Саратов, 2003.
5. Шталь И.В. Свод мифо-эпических сюжетов античной вазовой росписи по музеям
Российской Федерации и стран СНГ. Леканы, аски, лекифы и ойнохойи. IV в. до
н. э., керченский стиль. - М., 2004.
6. Moore M.B. Attic Red-Figured and White-Ground Pottery, Princeton 1997. The
Athenian Agora: Results of Excavations Conducted by the American School of Classical
Studies at Athens. - New Jersey, 1997. - V.XXX.
7. Hamilton R. Choes and Anthesteria. Athenian Iconography and Ritual. - Michigan,
1992.
8. Ильинская В.А., Тереножкин А.И. Скифия VII-V вв. до н. э. - К., 1983.
9. Гаврилюк Н.А. История экономики Степной Скифии VI-III вв. до н. э. - К.,
1999.
10. Мурзин В.Ю. Скифская архаика Северного Причерноморья. - К., 1984.
11. Фиалко Е.Е. Скифские курганы у с. Новое // Древнейшие скотоводы степей юга
Украины. - К., 1987.
12. Золотарев М.И. Еще раз о событиях вокруг Феодосии в начале IV в. до н. э.
// Боспорский феномен: колонизация региона, формирование полисов, образование
государства. - Спб., 2001. - С. 65-66.