Игорь Подшивалов
МИРНОЕ БРАТСТВО
(Журнал «ФАК'food»: punk/hardcore d.i.y.-zine, №1, декабрь 2004, Иркутск,
makima @ yandex.ru, klown @ rambler.ru)
ОСТРОВКИ ДУШЕВНОГО ПОКОЯ
Среди проповедников безгосударственного общества Лев Толстой занимает видное
место. И не только потому, что он великий русский писатель, но, прежде всего,
потому, что первым понял и объяснил ненужность вооруженной борьбы ради достижения
свободы. Страстная проповедь писателя против государственного насилия и церковного
обмана дала всходы не только в среде интеллигенции. Тысячи рабочих и крестьян
селились коммунами, общинами и артелями, чтобы совместно трудиться, отказывались
платить налоги и идти на военную службу. В 20-е годы под Москвой были созданы
Новоиерусалимская коммуна имени Льва Толстого и коммуна «Жизнь и труд».
Кого только не было среди коммунаров! Бывший «барин» и забитый нуждой мужик,
забросивший свой диплом студент и солдат, не захотевший больше быть пушечным
мясом, эсер-боевик и красный партизан, анархист и следователь ЧК, сектанты разных
течений и городская учительница, рабочий оружейного завода и работница политотдела
Красной Армии. Всех объединяла любовь не к человечеству и не к будущим поколениям,
а к каждому человеку, живущему сейчас на грешной земле.
Основатель коммуны «Жизнь и труд» Борис Мазурин еще со школьной скамьи примкнул
к большевикам. Его отец-толстовец пробовал говорить о непротивлении злу насилием,
но сына тогда чуть не тошнило от слова «любовь». «Какая любовь, когда кругом
враги!» кричал он. В феврале 1921 года умер Петр Кропоткин. Студенты-анархисты
устроили в Горной академии вечер его памяти. На вечере были и толстовцы. На
вопрос студента Мазурина: «Какая разница между анархистами и толстовцами?» один
из анархистов ответил: «Разница та, что толстовцы более последовательны, чем
мы». Спустя год несколько молодых людей решили вести коллективное хозяйство.
Среди них был и Мазурин.
Среди коммунаров были Ефим Сержанов и Швильпе, напоминавшие героев Андрея Платонова.
Они называли себя всеизобретателями, спали по 2-3 часа в сутки, все делали,
своими руками, но мечтали создавать не только сеялки и молотилки, но и искусственные
солнца. Хотели устроить межпланетные сообщения, сделать жизнь человека вечной,
экспериментировали над своими организмами и даже изобрели собственный язык.
Это были неистощимые выдумщики и прилежные работники, они не пили, не курили,
не бранились, не знались с женщинами и были всегда веселы. Единственным их недостатком
было чрезмерное увлечение трудом, что вызывало недовольство других коммунаров:
«Работай, работай, даже почитать некогда!», «Коммуна «Жизнь и труда - труд есть,
а жизни нет!» Два чудака даже в анархизме придумали особое течение и называли
себя экстархистами, то есть, внегосударственниками. Через два года оба ушли
из коммуны. Хозяйство поглощало все их время, а им хотелось изобретать. След
этих необычных людей затерялся, и после их ухода лидером коммуны стал Борис
Мазурин.
Он оставил Горную академию, чтобы полтора десятка лет отдать свободному труду,
затем провести долгие годы в краю вечной мерзлоты и в конце жизни написать хорошую
книгу о своих погибших товарищах. Нет, не о товарищах, а о братьях и сестрах
так они себя называли, хотя церковных догм никто не признавал.
Они признавали добровольный труд, не за зарплату и не из-под палки, но никому
своего мнения не навязывали. Толстовские коммуны возникали повсюду на Украине,
в Киргизии, Башкирии, на Черноморском побережье, на Орловщине, Смоленщине, Брянщине,
в Сибири. В коммуне «Жизнь и труд» жило свыше 500 человек.
Когда делегация толстовцев пришла к Сталину и просила не вмешиваться в их жизнь,
он сказал: «В военном деле вы нам не помощники, а в мирном строительстве мы
знаем вас как людей честных и трудолюбивых».
В КРУГЕ НЕНАВИСТИ
Толстовцы были подлинными коммунистами и не могли понять, за что партия, именующая
себя Коммунистической, давит их повсеместно, не дает жить и работать, сажает
в тюрьмы и расстреливает. Один из известнейших толстовцев Василий Янов еще при
царе сидел в тюрьме за отказ идти на войну.
Освободившись после революции, молодой крестьянин решил искать правду в политических
партиях и первым делом пошел к эсерам. С головой окунулся в чтение эсеровской
литературы и «как ошпаренный выскочил оттуда. Но я еще верил, что есть другие
благодетели крестьян и рабочих, пошел к большевикам и опять решил начать с книг.
Я увидел, что эти партии создали себе каких-то воображаемых крестьян и рабочих,
которых они возвеличивали на словах, а к живым людям относились, как и прежняя
власть, на основе насилия и приказа.
Ожегшись на партиях, добивающихся власти над людьми, я пошел к анархистам, отрицавшим
власть. К ним я всегда заходил свободно и, просто. Ко мне здесь не предъявляли
никаких требований, и я честно пользовался их литературой, которая меня обновляла
своей высокой нравственностью и глубиною мысли. У них я увидел произведения
Толстого. Я это место назвал не политическим притоном, а действительно свободным
клубом, где широко охватывается вся человеческая жизнь и освещается разумной
мыслью, тем обновляя мир людской»... Крестьянин Янов, подлинный самородок, философ,
никогда не жил в коммунах. Он предпочитал возделывать землю одной только лопатой,
чтобы не мучить животных, но и этот безобидный человек был схвачен «благодетелями
крестьян и рабочих» и заброшен в стылую Воркуту. Даже там он отказывался есть
мясо и носить обувь и одежду из шкур животных».
Уже в 60-х годах он писал: «Все политические движения признавали Толстого только
тогда, когда он сидел в графском кресле с папиросой в зубах, описывая кровавую
вражду между людьми. Но когда Толстой стал разоблачать все эти суеверия церкви,
государства, науки, тогда они возненавидели Толстого. И в этой ненависти к Толстому
сошлись и церковники, и монархисты, и черносотенцы, и революционеры, потому
что в основе у них у всех было одно насилие».
С началом коллективизации начался повсеместный разгром толстовских поселений.
У коммунаров отбирали имущество, урожай, закрывали их школы и детские сады,
арестовывали общинников как классовых врагов. Один из старых толстовцев писал
после разгрома своей коммуны:
Чем толстовцы провинились
Пред свободною страной?
За что прав своих лишились
Жить в коммуне трудовой?
Может, в том лишь провинились
Пред свободною страной,
Что по совести стремились
Жить, как учит Лев Толстой!
ПУТЬ НА КРАСНУЮ ГОЛГОФУ
Уцелевшие коммунары обратились во ВЦИК с просьбой разрешить им переселиться
в Сибирь на неосвоенные земли и начать все сначала. Старый друг и секретарь
Толстого В. Г. Чертков обратился за помощью к Калинину, и «всесоюзный староста»
уважил просьбу известного литератора, В 1930-м году обобранные до нитки мирные
труженики получили разрешение переселиться в Томскую область.
Со всей страны потянулись в Кузнецкий (тогда Сталинский) район коммунары, еще
не павшие под серпом коллективизации. Ехали уральцы из артели «Мирный пахарь»,
волжане из общины «Всемирное братство». Центром притяжения переселенцев стала
коммуна «Жизнь и труд», в которую влились члены разгромленной Новоиерусалимской
коммуны. В первое же лето на Томь переселилось свыше тысячи человек. Начали
с нуля, с землянок. Местные власти сначала не воспринимали коммунаров всерьез,
но когда уже через два года толстовцы сняли урожай, какой и не снился государственным
колхозам, забеспокоились.
Вначале они попробовали превратить коммуну в обычный колхоз, а когда это не
удалось, обложили ее непомерным налогом. Несмотря на это, толстовцы не голодали,
сумели построить к концу 1934-го года 35 домов, столовую, баню, провести водопровод,
обзавелись библиотекой и радио. Появились мельница, кузница, хлебопекарня, теплица,
парники и зерносушилка. Эти люди умели работать и отдыхать. По выходным устраивались
танцы и хоровые пения, но ни брани, ни спиртного не было и в помине. Это были
действительно лучшие представители народа, хотя и не имели на груди ни церковных,
ни Георгиевских крестов.
Начиная с 1935-го года коммунаров вновь стали арестовывать. Забирали молодежь
за отказ от военной службы. Председатель совета коммуны Борис Мазурин писал
много лет спустя: «Отказывается в фашистской Италии молодой человек брать оружие
- карают, отказывается в царской России - карают, отказывается у нас в Советском
Союзе - карают, отказывается в «свободной» Америке - карают. Страны разные,
а отношение к людям одинаковое, и слова-то везде одинаковые «изменник Родины».
Коммуна продолжала жить и работать, хотя уже закрыли школу, арестовали учителей
и членов выборного совета коммуны, нагло выгребали сено и урожай. Взрослых работников
становилось все меньше. На допросах толстовцы вели себя с достоинством. Многие
отказывались добровольно идти на допрос, в суд, в тюрьму. Они ложились на землю
и говорили мучителям: «Мы не хотим развращать вас своей покорностью». Их тащили
волоком, реже на руках. Они не отвечали на оскорбления, не сопротивлялись побоям.
Когда над ними издевались, они умолкали, и никакая сила не могла заставить их
говорить. Если же с ними говорили по-человечески, они отвечали прямо, не таясь.
Допрашивает следователь толстовца, в прошлом солдата германской войны, Георгиевского
кавалера, прозревшего после страшной бойни, воткнувшего штык в землю и пошедшего
в царские тюрьмы.
- Признаешь питы Советскую власть?
- Я не признаю никакой власти насильственной.
- И Советской? - Никакой!
И это в 1937-м году! Многие ли «железные коммунисты» обладали таким мужеством?
Сотни толстовцев погибли в лагерях. Оставшиеся в живых были расстреляны в 1941
году за отказ брать в руки оружие. Коммуна «Жизнь и труд» погибла в 1939 году,
когда ее, обескровленную, превратили в рядовой колхоз. Женщина-коммунарка, работавшая
в этом колхозе, рассказывала:
- Стали мы все бабы воры, вся жизнь пошла на воровство. Мужиков нет, детей кормить
нечем. Ну и тащишь все. Вот поэтому-то я и не хотела, чтобы дети в колхозе оставались,
приучались к воровству.
Позже толстовцы, выжившие в лагерях, писали, что учение так называемых коммунистов
удивительно походит на учение церковников, которые предлагают на земле терпеть
лишения и беды, обещая за гробом вечное блаженство. Толстовцы исповедовали «Царство
Божие» на земле и хотели достичь идеала в этой жизни. А может быть, и достигли?
Что дало им такую силу, которую не сломили ни царские тюрьмы, Ни большевистские
пули и лагеря?
Толстовцы были анархистами-коммунистами и не поклонялись ни власти, ни деньгам.
Сейчас это не модно. Коммуна плохо, частная собственность - хорошо, анархия
- хаос, бряцание оружием - патриотизм, любовь к государству - священный долг,
хождение в церковь скоро станет обязанностью. Мне же ближе и родней эти идеалисты.
Светлая память вам, сильные Духом!