Герберт Маридзе
НАШ ИЛЬИЧ
Л. И. Мечников
18(30).05.1838 – 30.05.(12.06).1888
У человеческой памяти есть одно досадное качество: в ней остается общий фон
эпохи, все более-менее крупные достижения враках главного русла мейнстрима и,
может быть, еще много чего, но любой претендующий на собственную позицию рискует
быть преданным смерти через забвение. Как это случилось с Львом Ильичом Мечниковым.
XIX век – век либерального мракобесия и сказок о правовом государстве – не простит
ему, как и многим другим, анархических убеждений. Что же говорить о XX-м? Сейчас
о Мечникове, революционере и ученом с мировым именем и известном писателе, изредка
вспоминают разве что отдельные “исследователи” “основных доктрин классического
анархизма”, постоянно косящие в сторону брата Льва Ильича – Ивана Ильича Мечникова,
знаменитого естествоиспытателя и основателя геронтологии, и изрекающие сентенции
вроде: “перу Мечникова принадлежит одна, да и то неоконченная работа по анархизму”.
Оставим их невежество на их совести, да и хватит о них говорить.
Всю свою жизнь Мечников посвятил одной цели: “жить во всю ширь своей телесной
и нравственной природы”. Проучившись всего три семестра в Петербургском университете,
он, чтобы принять участие в “настоящей жизни”, бросает учебу и устраивается
переводчиком в дипломатическую миссию генерала Б.П. Мансурова. Позже, закончив
экстерном физмат, Мечников предпочел путешествия научной карьере, устроившись
агентом в Русское Общество Пароходства и Торговли на Ближнем Востоке. Однако
уже через два года торговля приелась ему, и он оставил коммерцию ради живописи
и уехал в Италию.
Рисорджименто с головой захлестнуло молодого русского. После неудачной попытки
образовать Славянский Легион в помощь Гарибальди Мечников сам отправляется на
Сицилию. Пройдя вместе с армией легендарного освободителя Италии весь юг страны
tenente Metshnikoff был тяжело ранен в битве на реке Вольтурно.
Поправившись, Лев Ильич вышел в отставку, но интереса к политике не утратил.
Громадное впечатление произвело на него знакомство с М.А. Бакуниным, чье влияние
привело Мечникова в 1864 году в Интернационал. На протяжении всех 60-х Мечников
активно публикуется в “Современнике”, “Отечественных записках”, “La Cloche”
(французская версия “Колокола”) и других радикальных изданиях.
В 1874-76 годах Мечников путешествует по Японии. Огромный материал, собранный
там, нашел свое применение в книге “Японская империя”, принесшей автору мировую
научную славу. Успех книги был столь велик, что знаменитый французский географ
и анархист Элизе Реклю предложил Мечникову пост секретаря издания “Nouvelle
geographie universelle” в томах, посвященных России и Востоку.
Многие из идей, рассмотренных русским революционером в “Японской империи”, были
позже развиты в главном труде ученого-анархиста, основной задачей которого было
изучение эволюции человечества и взаимосвязи прогресса общества и природной
среды. Согласно первоначальному замыслу, книга, названная “Цель жизни”, должна
была описать всю закономерную историю человечества, но, предчувствуя приближение
смерти, Мечников полностью сосредотачивается на завершении первой части – части
древних цивилизаций – которая вышла благодаря стараниям Реклю уже после смерти
автора, в 1889 году под заглавием “Цивилизация и великие исторические реки”.
Разумеется. Идея влияния внешних условий обитания на формы общественного устройства
не нова и встречается уже у Шарля Монтескье. Но заслугой Мечникова было то,
что он смог все разнообразие климатических, рельефных и прочих факторов привести
к общему знаменателю – гидрологической системе стран-колыбелей цивилизации:
Египта, Ассиро-Вавилонии, Индии и Китая. В процессе покорения внешней среды
эти цивилизации спустились по берегам рек к устьям. Положив начало второму этапу
развития человечества. “Под страхом неминуемой смерти река-кормилица заставила
население соединить свои усилия на общей работе, учила солидарности, хотя бы
в действительности отдельные группы населения ненавидели друг друга”.
Следующий “средиземноморский” период – время, когда окрепшие человеческие сообщества
все более переходят от механического объединения древних деспотий к добровольной
кооперации. Подготавливая почву для последнего “океанического” этапа, начавшегося
плаванием Колумба. Теперь единое человечество. По мысли Мечникова, уничтожит
государство и установит свою власть над природой всего земного шара.
Но свободомыслие ученого-революционера далеко от любого рода детерминизма: “По
моему мнению, причину возникновения и характер первобытных учреждений и их последующей
эволюции следует искать не в самой среде, а в соотношениях между средой и способностью
людей, населяющих данную среду, к кооперации и солидарности”. Поэтому только
в результате развития сознательности и способности к добровольному союзу человечество
постепенно подчиняет себе природу и одновременно освобождается от власти деспотов
и правителей.
Весь XIX век прошел в Европе под знаком успехов позитивной науки.
Эволюционистская теория Конта-Дарвина, казалось, давала исчерпывающую картину
развития универсума. Лев Ильич Мечников, а позже и Петр Алексеевич Кропоткин.
Применяли методы позитивизма в социальной науке и полагали. Что анархическое
общество – вершина эволюции – дело ближайшего будущего. Сейчас мы менее оптимистичны
в наших прогнозах и не испытываем излишнего пиетета перед наукой, попавшей еще
с начала XX столетия в затяжной экзистенциальный кризис. В текущую “океаническую”
эпоху скорее можно говорить не о закате государств. А о новых электорально-трансконтинентальных
формах отправления власти. Однако пусть сортировка плюсов и минусов теории Мечникова
останется делом личных пристрастий. Мы же. Пока существует государство, будем
помнить формулу, достойную букварей и скрижалей: “Деспот. Под видом ли жреца,
воина, царя, всегда является в истории только живым символом и олицетворением
неспособности и бессилия угнетаемых им народных масс”.
"Новый Свет",
Газета Анархистов Питера, #41 февраль-март 1998