Тов. Мышка, Саня и ЧК

СЕКСИЗМ В АНАРХИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

(«Автоном» №19, январь 2003)


Этот текст является результатом беседы анархо-феминисток, записанной на обычный магнитофон промозглым московским вечером. Беседы, которая отражает актуальные проблемы и трудности, возникающие на пути к либертарной альтернативе. Ее участницы не во всем были согласны друг с другом, но так даже интереснее.

- Самый первый вопрос, который возникает: «а был ли мальчик?». Есть ли сексизм в анархическом сообществе в принципе?

- Что касается моего опыта размышлений на тему столкновения с сексизмом, то сексизм есть и начинается в либертарном пространстве с непризнания того, что сексиэм существует, так как когда человек знает о проблеме, он мало-мальски с ней борется, а когда не знает, то ничего против нее и не предпринимает. Поэтому, осознание сексизма - первый шаг к его искоренению.

- Мне это напоминает один из бэконовских идолов - заблуждений ума, а именно - «идол рынка». Человек, критически относящийся к мнению большинства, все же неосознанно воспроизводит некоторые стереотипы и заблуждения, бытующие в народе. В данном случае - по поводу отношения между полами.

- Давайте подумаем, отчего в анархической среде проблема сексизма есть и даже процветает?

- На мой взгляд, сексизм вырастает на почве отсутствия солидарности. Т.е. проявляется некий групповой эгоизм, который заключается в том, что какая-то группа внутри сообщества говорит о том, что есть проблема, а другая группа, не разобравшись, говорит, что нет никакой проблемы.

- Отрицают проблему неосмысленно, из какого-то глубинного чувства протеста.

- Хотят доказать незнамо кому, что мужчины тоже угнетены. Но ведь понятно, что угнетены. Патриархат по своему определению есть реальность тотальная.

- Проблема «отрицания феминистками угнетения мужчин» выросла на пустом месте. Сексизм - это угнетение по признаку пола, всех - как мужчин, так и женщин.

- Мужчины защищаются, им кажется, что на них нападают. Это происходит потому, что критике подвергаются привычные образцы поведения, которые для них чем-то удобны или выгодны.

- А как же девушки? Отчего они всячески не хотят считать себя феминистками, если даже они действуют и говорят в целом как феминистки? В соответствии с законами логики противницы феминизма выступают «за» сексизм... Но ведь это не так - есть много сильных и независимых женщин; феминизм они отрицают потому, что само это слово дискредитировано реакционными общественными настроениями, вызывает нездоровые ассоциации, несет множество стереотипов.

- Феминизм отталкивает девушек еще и потому, что образ феминистки мужеподобен: раз она хочет быть наравне, на короткой ноге с мужчинами, то отвергает в себе все то женское, что в ней воспитано культурой и дано природой. Равенство мыслится ими так, что если ты феминистка, то значит на тебя распространяются мужские нормы: типа «дрова рубить» и прочая чушь.

- Да, действительно, если человек отвергает какую-то навязанную традицией идентичность, другие ждут от него принятия другой, противоположной линии поведения. Если ты не хочешь быть настоящей женщиной, то будь тогда настоящим мужчиной. Все это происходит оттого, что человека все время окружали взаимоисключающие, общепринятые стандарты либо мужского, либо женского. Такой биполярный мир. Многим либертариям не чужды подобные стереотипы. В контркультурной среде девушкам предлагается следовать и разделять все мужские нормы, Или: раз ты феминистка, так что же ты не хочешь «качаться», что бы бить морду фашистам. В этом тоже проявляется скрытый сексизм. И это очень отталкивает девушек.

- Кстати, наглядный пример: мачистская, брутальная эстетика того же журнала «ABTOHOM» отталкивает от движения девушек вообще.

- Другой аспект этой проблемы - стремление современных людей как можно меньше давать себе определения, нежелание причислять себя ни к каким «измам», что на мой взгляд можно объяснить всеобщим социальным скептицизмом и еще огромным рядом причин.

- Еще к вопросу сексизма в анархическом движении. Часто женщины боятся проявлять инициативу, чувствуют себя менее компетентными, и никто их не поощряет по поводу этой инициативы. А всякая рутинная оргработа чаще всего ложится на них, И по моим наблюдениям женщины менее амбициозны и часто согласны выполнять какие-то малозаметные вещи.

- Взять то же неподавание руки при встрече. Когда мужчинам рука протягивается, а девушкам нет. Это значит, что анархическое сообщество разделено на женское и мужское. Разделено в том смысле, что «женское» существует как «иное», «другое», а значит чуждое, находящееся на особом положении.

- Когда девушек мало, в анархическом сообществе начинают преобладать такие темы как скинхеды, физическое противостояние, которые опять же отталкивают девушек.

- У «Автонома» вообще исключительно мужской имидж, Несмотря на то, что там есть картинки с девушками, например, сидящими с камнями на баррикадах. Это и есть отказ от всего женского в культуре, принятие мужского мира «как должного». Отказ от женской одежды как некой идеи женского: девушки в политических движениях пытались уйти от стереотипов и стали одеваться как мужчины. Но это все равно отказ, который символизирует скорее поражение. Я не говорю сейчас о трансвеститах.

- Дело же тут еще и в самом автономистском образе жизни - на баррикадах как-никак в юбке не походишь. Да и вообще, это вопрос вкуса. Люди как-то близкие к контркультуре - как парни, так и девушки - склонны выбирать именно такой образ жизни (и стиль одежды), коль скоро они независимы, активны и хотят борьбы. На опять же; мужская активность преобладает, поэтому необходимо создавать ей какую-то альтернативу.

- Вопрос о «женском стиле» сопротивления системе - вопрос о женской контркультуре в самой контркультуре. Что является помехой для ее существования? Нужна ли она? Кого-то устраивают мужские стандарты, но есть и те, кто им чужд. Сейчас нет выбора - есть только одна «философия действия».

- Если анархисты более или менее придерживаются несексистского стиля поведения в политической деятельности, то когда общение выходит за пределы чисто деловых отношений или возникают личные отношения, то сексистские стереотипы быстра начинают воспроизводиться. Например, в быту можно столкнуться с тем, что готовят девушки, тогда как парни по привычке встают и уходят ждать - оттого, что за них всегда такую работу делают матери и бабушки, Живут-то все, как правило, в традиционных семьях.

- Мужчины, конечно, могут этого не замечать, но не замечают они это постольку, постольку им это удобно.

- Еще из своего опыта вспоминаю пример: иногда, когда девушки хотят высказаться, их не выслушивают, перебивают, а если и выслушивают, та с очень рассеянным видом, и не принимают всерьез сказанное Кроме того, анархисты могут общаться с девушками из движения как с феминистками, а со «своими девушками» - как с девушками, на которых эти идеи не распространяются. А это тоже сексистская установка.

- Большинство статей в анархо-движении пишется мужчинами. Эта связано с тем, что для мужчин более важно себя выразить, утвердить - в том числе, в интеллектуальной сфере. Мальчика воспитывают как «ведущего», как «создателя нового», как «умного», «сильного», как «борца». Девочку - как «заботливую», «терпеливую», «красивую» и т.д. Поэтому женщины часто Испытывают сомнения в своих способностях, поэтому они предпочитают отмалчиваться.

- Для этого и нужны женские журналы, женские группы, дающие возможность самовыразиться, преодолеть ощущение «второсортности», которое женщины получают от общества. В них женщины становятся более социально активны, более инициативны, чаще высказывают свое мнение.

- Какими методами стало быть будем искоренять сексиэм?

- Необходимо проводить семинары и дискуссии, которые помогают «обнаружить» сексизм, это раз. Два - создание женской контркультуры в самом анархо-движении. Тогда возрастет количество девушек. Будем создавать женские группы и проекты - три.

- Нужны чисто практические вещи, потому что теоретические разговоры сами по себе не помогают, вернее, очень мало помогают. Только когда общаешься с человеком очень долго, то «личными» разговорами еще можно что-то изменить в его сознании, Нужна говорить с людьми о том, что их лично касается, а каких-то конкретных ситуациях, в которых проявляется угнетение, унижение, насилие над личностью - тогда это «зацепит», Нужно развивать в людях способность поставить себя на место другого человека, понять его и постараться сделать так, чтобы другой человек чувствовал себя свободным, спокойным и счастливым.

- То, что ты говоришь, можно увидеть на примере автономистского движения с его лозунгом «личное есть политическое», Политика - это не некие политические институты и партии, борьба за власть в обществе, демонстрации и прочее, а наши повседневные отношения. И только изменение нашего быта и наших отношений, основанное на либертарных идеях, может воплотить их в жизнь уже мало-мальски здесь и сейчас. Так появились коммуны, сквоты, которые воплощали эти идеалы. Конечно, воплощали только отчасти, поскольку проблема сексизма «на западе» существует и даже в более острых формах, но это уже другой разговор. И все же, коммунарский опыт есть уже первый шаг на пути преодоления гендерной дискриминации. Когда взаимодействие с товарищами по борьбе перестает быть эпизодическим, когда «другие» повседневные отношения становятся не просто теоретическим или каким-то второстепенным вопросом, а насущной потребностью - тогда подобный опыт совместной альтернативной жизни дает возможность для реальных перемен.

- Еще, чтобы преодолеть сексизм, можно показывать на личном примере, как реализовывать свою свободу, свой творческий потенциал. Когда, к примеру, играет мужская группа, то девушки по отношению к ней просто зрители или - хуже того – поклонницы. Когда же на сцене девушки, та это уже пример и одновременно призыв к другим девушкам активнее самим заниматься творчествам.

- Необходимо в повседневной жизни поднимать вопросы сексизма. Например, не подал тебе руку - сразу наехать, не помыл кружку - тоже наехать. Пошутил сексистской шуткой - еще раз наехать. (Главное не перестараться... – ред.)

- Самый реальный способ что-то изменить - это создавать альтернативные проекты для совместного проживания и деятельности: коммуны, автономные центры. Нужно ориентироваться больше на практические, социальные в широком смысле слова вопросы - больше приносить помощь людям, а не на внутренние анархические «разборки».

- А для начала хотелось бы, чтобы люди поняли, что феминистки не пытаются добиться угнетения мужчин за счет возвышения себя и воспитать у них «комплекс неполноценности». Мы хотим, прежде всего, свободных и творческих отношений, не ограниченных гендерными ролями и стереотипами.