Винсент Колоджей
ЗАРОЖДЕНИЕ АНАРХИЧЕСКИХ ИДЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ (1840-1870)
Пер. (с польск.) главы из кн.: Винсент Колоджей «Анархизм и анархисты в
России и Польском королевстве» - Wincenty Kołodziej “Anarchizm i anarchiści
w Rosji i Królestwie Polskim” , Poznań: Bractvo "Trojka",
без даты (не позднее 2003).
С 1840 года в России начал нарастать кризис феодального строя. Идеи капиталистического
устройства, проникающие из Западной Европы в Россию, привели к тому, что часть
интеллигенции и помещиков оказалась заинтересована в проведении глубоких политических
и экономических реформ на территории страны. Однако в вопросе о способах выхода
России из кризиса оформились две точки зрения. Одни утверждали, что Россия –
страна отсталая экономически и политически, с самобытными национальными особенностями,
поэтому должна пойти своей собственной дорогой развития, не перенимая опыта
Западной Европы. Сторонники этой концепции на переломе 30-х и 40-х гг. XIX века
объединились в кружок, получивший название «славянофилов». Его главными теоретиками
были Алексей Хомяков, братья Иван и Петр Кириевские, Юрий Самарин, Александр
Кошелёв, а также сыновья известного русского писателя и публициста Сергея Аксакова
– Константин и Иван.
Противоположной точки зрения придерживались сторонники другой концепции. Они
выражали взгляды той части интеллигенции, которая с большим вниманием следила
за переменами, происходящими в Западной Европе и поддерживала их. Они получили
название «западников». Главными теоретиками этого течения в России были Тимофей
Грановский, Константин Кавелин, Петр Кудрявцев, Василий Боткин (брат знаменитого
терапевта Сергея Боткина), Павел Анненков, Евгений Корш и другие. В круг «западников»
некоторое время входили также Александр Герцен и Виссарион Белинский. Однако,
в середине 40-х гг. XIX века они создали новое течение, выражающее интересы
широких масс, прежде всего, крестьянства. Герцен, как и Белинский, внимательно
изучали достижения европейской социалистической мысли, прежде всего, работы
А. Сен-Симона, К. Фурье, Р. Оуэна, В. Консидерана, Б. Анфантена и др.
Также в сороковые годы в Россию начали проникать анархические идеи Макса Штирнера
и Пьера Прудона, оказывая большое влияние на русскую революционно-демократическую
молодежь. Особенно живой интерес возбудила работа «Что такое собственность?»,
в которой Прудон в несколько провокационной форме утверждал, что собственность
есть ни что иное, как кража. Эта формула завоевала в те годы потрясающий успех,
не только в Западной Европе, но и в России. До настоящего времени среди исследователей
нет единого мнения об отношении доктрины Прудона к собственности. Как утверждает
М. Вальденберг, «согласно одной интерпретации, он собирался сохранить капитализм
и частную собственность на средства производства. Хотел только опереть ее на
новую базу, был противником деформации частной собственности и выступал за равномерное
ее распределение. Другие указывают на то, что Прудон разделял понятия собственности
и обладания. Был решительно против собственности, которая могла стать источником
доходов без работы, но одобрял обладание, понимаемое как право мелких пользователей
на продукцию с обрабатываемой ими земли. Был противником собственности, не связанной
с трудом собственника». Из такой трактовки вытекает, что Прудон был противником
захвата частной собственности государством. Утверждал, что любая централизация
собственности ведет к эксплуатации, независимо от того, кто этой собственностью
обладает. Недостаток собственности, согласно Прудону, лишает личность свободы,
и только собственность может быть силой, способной уравновесить силу государства.
Таким образом, собственность должна «служить противовесом государственной власти,
уравновешивать силу государства – обеспечить свободу личности». В своих теоретических
рассуждениях Прудон предостерегал общество от любой централизации, носителем
которой является государство. Он утверждал, что такая организационная форма
влечет за собой давление и угрожает свободе. В конце концов, рано или поздно
она станет тормозом дальнейшего общественного развития. Также Прудон был противником
принципа подчинения личности решению большинства. Он считал, что свобода, так
же, как и справедливость, - это высшая ценность и хотел такой организации общественной
жизни, при которой свобода ограничивается ее как возможно меньше. Прудон утверждал,
что парламентская система не может гарантировать свободы личности и означает
отказ народа от суверенитета. Далее утверждал, что «революция должна привести
к ликвидации государственной власти, и главной ее задачей является уничтожение
политической власти в государственной организации».
Взглядами Прудона на территории России заинтересовались как «славянофилы», так
и «западники», стараясь их использовать в своих политических целях. С этими
идеями ознакомился также Герцен, который в письме к Н. Кетчеру 2 марта 1845
года написал, что вместе с Белинским собирается изучить оригинальный и занимательный
труд, написанный французским социалистом – П. Прудоном «Что такое собственность?».
С книгой ознакомились также участники кружка Белинского и горячо о ней дискутировали.
Когда Герцен в 1847 году эмигрировал из России в Париж, он был ярым сторонником
«отца анархии». В 1849 году Герцен внес 24 тыс. франков в существовавший в Париже
кружок на возобновление выпуска прудоновской газеты, закрытой властями. Более
того, Герцен вошел в состав редакции и проводил оживленную политическую деятельность.
Однако с течением времени разница во взглядах дала о себе знать. Герцен был
сторонником революционных преобразований, а Прудон – эволюционных. В конце концов,
это привело к расставанию двух великих личностей.
Первые российские анархисты истоки своих теорий находили в «славянофилах», а
своим предшественником считали Константина Аксакова. В его записках, предположительно
относящихся к концу 50-х гг. XIX века, обнаружена самая ранняя на территории
России разработка анархических концепций, приспособленных к российской специфике.
В записках Аксакова говорится, что у человека (общественной единицы) и у народа
есть две дороги развития: одна – дорога внутренней правды и свободы, другая
– внешнего права и неволи. Если первая – это дорога общественная и земская,
то другая – дорога государственная. Для Аксакова неприемлема государственная
дорога, независимо от того, какую форму она принимает – монархического или либерального
государства – так как зло, по его оценке, заключается не в той или иной форме
государства, а в самом государстве. Также негативно Константин Аксаков относился
к любой демократической форме государства, а особенно критически оценил модный
тогда на Западе государственный либерализм. Он утверждал, что такая доктрина
является началом дороги внешнего навязывания человеку права и неволи. Государственный
либерализм вскоре должен дойти до своей крайней степени развития, что, по мнению
Аксакова, непременно наступит в Европе и Америке. Результатом этого развития
будет порабощение человека разросшимся государственным аппаратом. Государство
уничтожит у человека его интересы, чувство общности, справедливость и свободу.
Действующим лицом истории станет государство, а не народ. Отсюда у Аксакова
возникает концепция неподчинения личности государственной власти, а ее отторжение.
Что касается России, то Аксаков утверждал, что этому российскому народу чужд
бюрократизм, навязанный Петром I. Необходимо возродить русскую общину, в которой
нет права частной собственности на землю, а только права владения землей. И
затем, продавать можно не землю, а только право владения ей.
В рассуждениях Аксакова видно влияние идей Прудона о собственности и государстве
– политические взгляды Аксакова сформировались под сильным влиянием работ французского
анархиста.
Кроме Прудона, другим теоретиком был Макс Штирнер, заложивший фундамент не только
европейского, но и российского анархизма. Его крайний индивидуализм, сведенный
к отрицанию общественной природы человека и поискам неограниченной вольности
и благ для себя, нашел признание и пробудил интерес в деспотичном государстве.
Работа Штирнера «Единственный и его достояние» (Der Einzige und sein Eigentum)
известна была в России в 1845-1854 гг. в оригинале; царская цензура запретила
переводить ее на русский язык, и поэтому распространялась работа нелегально.
Книга эта была в библиотеке Петрашевского, читали ее Белинский, Хомяков, Герцен,
Чернышевский и Добролюбов.
Анализируя политическую философию русского народничества 50-х-60-х гг. XIX века,
можно отметить значительное влияние взглядов Штирнера на российскую молодежь.
Особенно это проявилось в концепции самой революции, когда ее идею сменила идея
бунта, который нашел признание и поддержку сначала в нигилизме, а позднее во
взглядах Бакунина. Здесь можно выдвинуть тезис, что под воздействием взглядов
и идей как Прудона, так и Штирнера, к концу 50-х гг. XIX века в России появилась
новая революционно-демократическая идеология, названная нигилизмом, основу которой
составили элементы анархизма и индивидуализма. Идеология эта вскоре распространилась
в России, обретая своих сторонников в университетских кругах и среди интеллигенции
городских центров. Там также стали возникать первые оппозиционные кружки нигилистов,
в которых изучались работы Штирнера и Прудона. Через эти кружки анархические
идеи впитывались в российскую почву.
Одним из главных теоретиков нигилизма был Николай Васильевич Соколов (1835-1889),
ученик Чернышевского и Писарева. Соколов развил их взгляды, пополнив анархическими
идеями. Анархическая теория Соколова возникла на почве всенародной ненависти
к власти помещиков и царских чиновников и демократических стремлений ликвидировать
самодержавие. Соколов был сторонником «политической свободы», противником парламентаризма
и государства, призывал к ликвидации всякой власти. Взгляды свои он укрепил
во время пребывания в Брюсселе в 1869 году, где встретился с Прудоном, обмениваясь
мыслями и сравнивая идеи нигилизма с прудонизмом. Идеи Соколова изложены в его
работах «Деньги и торговля», «Торговля без денег», «Чего не делать», «Социальная
революция», «Экономические иллюзии», «О капитале». Эти работы в форме статей
были опубликованы в 1863-1865 гг. в «Русском слове». Особого внимания заслуживает
брошюра «Отщепенцы», написанная совместно с Варфоломеем Зайцевым в 1865 году.
Царским властям удалось конфисковали тираж, однако несколько экземпляров попали
в руки российских студентов. В 1872 году она была вновь издана гектографическим
способом в Женеве тиражом 1500 экземпляров. В Россию завезена нелегально, главную
роль в ее распространении сыграли «чайковцы», которые в то время проводили оживленную
революционную деятельность в Петербурге, Москве и Одессе. Анархические идеи
Соколова разделяли также другие сотрудники «Русского слова»: Л. Бранди (Лев
Мечников) и уже упомянутый Зайцев (1842-1882).
Еще одним представителем нигилизма в России, с анархической окраской, был биолог-дарвинист
Николай Дмитриевич Ножин (1841-1866), который процессы общественного развития,
общественно-экономические условия, политику, науку и искусство выводил из природных
процессов. Возникновение классов он объяснял разделением труда на физический
и умственный, и считал это основой всех несправедливостей и антагонизмов, существующих
в обществе.
И Соколов, и Ножин были связаны с кружком Николая Ишутина, основанного в 1863
году в Москве, и входили в состав его непосредственного руководства. Вскоре
возник Петербургский филиал кружка во главе с Иваном Худяковым. Подобные кружки
были прообразами последующих народнических организаций. В них сложилось два
направления: одни были сторонниками приближения революции с помощью мирной пропаганды,
другие призывали к немедленному перевороту путем «дезорганизации правительства»,
и, прежде всего, путем цареубийства. Первое из этих течений Кропоткин назвал
зародышем будущего народнического движения; в последующие годы оно активно развивалось.
Другое направление, согласно его оценке, было чисто «политическим». Своим главным
теоретиком «ишутинцы» считали Чернышевского, который твердил, что народ может
добиться воли и земли только путем всеобщей революции, и что будущее общественно-политическое
устройство должно основываться на крестьянской общине. Члены кружка предполагали,
что территориальные союзы вольных общин сольются в федерацию. Они не признавали
власть и государственную организацию.
В середине 60-х гг. XIX века существующие в России кружки нигилистов начали
налаживать контакты с Бакуниным, который после отъезда из России в 1840 году
стал главным теоретиком и вождем анархического движения. В 1865 году в Женеве
Худяков связался с Герценом, Огаревым и Бакуниным, а после возвращения в Россию
ознакомил местных революционеров с взглядами российской эмиграции (и, прежде
всего, Бакунина) на стратегию и тактику борьбы с царизмом. Худяков убеждал товарищей,
что прежние методы борьбы: создание предприятий с коллективной собственностью,
развитие просвещения и культуры среди народных масс с одновременной революционной
пропагандой, - не приведут к революции в России и призывал к энергичным действиям.
В результате образовалась группа во главе с Ишутиным, Шагановым, Худяковым и
Каракозовым, которая постановила, что только борьба путем дезорганизации существующих
властных структур и применение метода индивидуального террора, и, прежде всего,
цареубийства, может привести к желаемым результатам. Оба кружка – Московский
и Петербургский - в 1866 году объединились, образовав новую организацию. Внутри
нее была создана боевая террористическая группа под названием «Ад». Ишутин разработал
условия вхождения в группу. Задачей «Ада» было наблюдение за членами организации,
казнь предателей, исполнение покушений на царя. Покушение на царя Александра
II, организованное 4 апреля 1866 года Дмитрием Каракозовым, не удалось, члены
группы были арестованы. 1 ноября 1866 года Каракозов был приговорен к смерти
через повешение. Ишутину был вынесен смертный приговор, после помилования замененный
на вечную каторгу. Остальных приговорили к вечной, 20- и 8-летней каторге. Вину
Худякова доказать не удалось, и он получил только ссылку в Верхоянск.
В 1867 году из России выехал Бочкарев, бывший член кружка Ишутина-Худякова,
и наладил контакт с Бакуниным. В 1867-68 гг. он участвовал в заседаниях международных
анархических организаций. Осенью 1868, вернувшись в Россию, Бочкарев привез
с собой первый номер анархического журнала «Народное дело», в котором были напечатаны
статьи Бакунина. Концепции и взгляды Бакунина оказали глубокое влияние на формирование
в России нового течения – бакунинского анархизма. Девизом этого течения была
формула: «хождение народ и пропаганда в нем социализма». Девиз этот стал очень
модным среди молодежи Петербурга и Москвы. Создавались кружки, читались статьи
Бакунина, прежде всего, «Знамя и революция», в которой автор призывал студентов
к посвящению своей энергии и жизни на завоевание свободы для своего народа дорогой
революционных поступков. Это было абсолютной новостью для России, где до недавнего
времени молодежь была воспитана на взглядах Писарева и Чернышевского, которые
проповедовали веру в мощь знания и будущее науки. Бакунин вместо этого говорил,
что для революционной деятельности достаточно общего образования и начитанности
в области социализма. В студенческих кругах стало модным чтение социалистических
изданий, добирающихся из-за границы. Участником одного из таких кружков был
Сергей Нечаев, который сыграет в дальнейшем важную роль в распространении бакунинских
идей в России.