МЕНЯЮ АВТОМАТ НА БИЛЕТ ДО ТАМБОВА
Граффити в Чечне


«Автоном» № 22, весна-лето 2004 (по материалам newsru.com)


Российские военные в Чечне оставляют надписи на стенах блокпостов, зданий комендатур и других мест дислокации русских, на различных оградах и бортах автомашин. Одни из этих надписей годами красуются нетронутыми, другие довольно быстро исчезают, особенно те, что выдают негативное отношение солдат к идущей в Чечне войне или показывают их пессимизм и отчаяние.

Только одно можно достоверно сказать: абсолютное большинство солдатских надписей далеки от ура-патриотических настроений, констатирует исследователь, занимающийся собиранием подобного материала, Т. Амаков, сотрудник одного из чеченских оппозиционных агентств.

Надписи составляются на русском, чеченском или смеси этих двух языков, пишет Federal Post. Интересно, что если русские, родившиеся в Чечне и десятилетиями общавшиеся с чеченцами, не знали, точнее, не хотели знать ни слова по-чеченски, то российские солдаты и офицеры довольно быстро - в течение нескольких месяцев - обучаются основным, самым "ходовым" фразам на чеченском языке. Например, на одном из блокпостов в Урус-Мартановском районе по сей день красуется такая «смешанная» надпись: "Кхузахь буьйсан шастать ма де, топ тух без предупреждения" ("Не шастай здесь ночью, стреляем без предупреждения"). В сотне метров от этого блокпоста на дорожном указателе кто-то из местных написал в ответ: "Оха динахь а цац бийр бу хьох, козел!" ("Мы из тебя и днем сделаем сито, козел!")

Российские солдаты "тарифы" за проезд обозначают почти исключительно на чеченском языке. Например, на знаменитом Чернореченском блокпосту, как и на многих других, приходилось читать такую надпись: "Чекх вал лаахь тюм кечде" (" Хочешь проехать - готовь червонец"). А еще такая надпись, намекающая на плату "натурой": "Чечен, с удовольствием выпьем за твое здоровье!". Или такая: "Доллар - он и в Африке доллар".

Еще более интересно, что в качестве сувениров российские солдаты увозят домой магнитофонные записи песен чеченских бардов, флаги самопровозглашенной республики Ичкерия, которые почти открыто продаются на рынках, и изображения волка — чеченского национального символа.

Встречаются и довольно откровенные надписи. Например, такая: "Чечня, буду вспоминать тебя как кошмар!". Или: "Мама, забери меня домой!". Вот еще "геополитическая" надпись: "Америка, забери себе эту Чечню!". Внизу кто-то приписал: "И меня заодно". Встречаются и "отчаянные" надписи в стихах - двустишия или даже четверостишия:

"Пришли мы как солдаты чести,
Но нас увозят грузом 200".

Или:

"Я был красив, я был пригож,
Пока чеченский острый нож
Не перерезал глотку мне,
Теперь гнию в сырой земле".

Коллекционер граффити отмечает, что российские солдаты любят выражать свои чувства и отношение к войне именно в стихах. Вот несколько примеров и этой стороны лапидарного творчества федеральных военных:

"Итак, ты - слабое звено,
так отправляйся в Ведено".

Видимо, данная надпись была навеяна популярной передачей. Или надпись, переиначившая знаменитую рекламу: "Титановый бронежилет — лучше для мужчины нет". В первую войну популярным был такой стих:

"Если будешь вякать тут,
то отправишься в Бамут".

Под легендарный Бамут попадали многие проштрафившиеся российские солдаты и офицеры, и считалось чудом, если они возвращались оттуда живыми.

На стене заброшенного коровника в Курчалоевском районе, где долго дислоцировалась одна из российских воинских частей, красуется такая надпись: "Путин, будь человеком, договорись с Масхадовым!" Там же присутствовала и такая надпись: "Моджахед, целясь в меня, вспомни, что я могу и сдачи дать". В Октябрьском районе Грозного, на стене общежития у железнодорожного переезда долго красовалась надпись: "Меняю автомат на билет до Тамбова".

"Вы все минируете? Тогда мы идем к вам!" — такая надпись, навеянная рекламой стиральных порошков, была найдена исследователем на одном из блокпостов в Ачхой-Мартановском районе. Чуть дальше по дороге чеченцы написали в ответ: "Будешь идти к нам, не наступи на мину, идиот!". Такие словесные перепалки встречаются довольно часто. Например, в Грозном, на стене бывшей 18-й школы стояла надпись: "Волкам прикрутили хвосты". И ответ: "А свиньям их и прикручивать не надо, они и без того закрученные".

"Чехи, вам не видать независимости как своих ушей!" - написал какой-то патриотически-настроенный российский военнослужащий на стене полуразрушенного здания в районе Грознефтяной. Ответная надпись: "Сними со своих ушей тонны путинской лапши, ты, удобрение для чеченских полей!" Вот еще один пример словесной дуэли. На стене птичника у селения Гехи, где в первую войну жили российские солдаты, была такая надпись: "Чечня, куда ты от нас денешься!". И ответ: "В Чечне центнер свинины стоит девять грамм свинца". (Под "центнером свинины" здесь явно подразумевались российские солдаты). Встретилась в Грозном и такая надпись: "Уйдем, когда похороним последнего чеченца". Ответная надпись: "Сплюнь на Путина и постучи три раза по своему гробу".

Впрочем, гораздо чаще российские солдаты оставляют не столь воинственные и "державные" надписи. Вот довольно унылый стих, оставленный кем-то из солдат недалеко от площади Минутка в Грозном:

"Здесь мы – мишени ночью и днем,
Как надоел мне этот дурдом!"

Еще стих:

"За нефть и генеральские лампасы
Ребята погибают на фугасах".

Последняя надпись украшает деревянный крест, поставленный на месте подрыва одной из российских колонн на дороге из Сержень-Юрта в Ведено.

Богатое наследие оставили прошедшие в октябре прошлого года "президентские выборы" Кадырова. Рядом с официальными плакатами, превозносившими достоинства нынешнего президента, чаще всего встречалось лаконичное "Кадыров - козел!". Но попадались и более оригинальные надписи. Например, такая: "Кадыров, русской шлюхе не пристало носить мужскую папаху". Или: "Кадыров, если ты - отец народа, то мы скоро сделаем народ сиротой!".