Kender

WEATHERMAN: «ВСЕ ПРАВИЛЬНО, НО СЛИШКОМ МАЛО».
ПРОГНОЗ ПОГОДЫ И БОМБОМЕТАНИЕ


(«Ситуация», газета «Автономного действия», №22, февраль 2008)

В пули превратятся бисерные феньки.
Александр Непомнящий






Этот материал рассказывает об американской террористической группировке «Метеорологи». Их активность пришлась на 1960-70-ые годы. Это время резкой активизации леворадикального терроризма. В Германии — RAF, в Италии — «Красные бригады», во Франции — «Акцион Директ», в Великобритании даже «Ирландская Республиканская Армия» заигрывала с марксизмом. «Метеорологи» меньше известны в России, чем «йиппи» или «Черные пантеры». Мы решили немного восполнить этот пробел.

***

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Многие нынче жалуются на недостаточную радикальность современных левых групп. Люди всё больше на митингах и дискуссиях, а где же настоящее прямое действие? Где «в тайгу с автоматом»? Так было не всегда.

На рубеже 60-х и 70-х годов прошлого века цитадель глобального капитализма — США — испытала настоящее нашествие леворадикальных террористических групп. Как ни парадоксально, многие из них ведут своё происхождение от пацифичных и миролюбивых волосатых хиппи. К аббревиатуре SDR (Sex, Drugs, Rock-n-Roll) они добавили «МММ» (Маркс, Мао, Маркузе). В принципе, в те годы быть молодым и не быть левым радикалом в США считалось чем-то постыдным, и в приличном обществе таким людям руки не подавали. Но всё-таки за границы закона выходили далеко не все. Одна из самых ярких звёзд на небосклоне американского левого терроризма — организация Weatherman (по-русски что-то типа «Метеорологи» или «Прогноз погоды»). Правда, феньки у них превратились не в пули, как в эпиграфе, а в бомбы.

Столь странным названием они тоже обязаны хипповым шестидесятым, а точнее — гениальному Бобу Дилану с его знаменитой песней Subterranean Homesick Blues, в которой есть такие строчки: «You don't need а weather man, То know which way the wind blows». В вольном переводе на русский: «Тебе не нужен прогноз погоды, чтобы понять, откуда дует ветер».

В принципе, вполне себе либертарный лозунг. Да и многие источники называют Weatherman «анархистской группой». Правда, загвоздка в том, что, судя по всему, «везермены» как раз и считали себя теми самыми «метеорологами», которые расскажут всем, откуда, собственно, ветер дует.

Сформировались метеорологи в конце 60-х в недрах молодёжного антивоенного движения «Студенты за демократию» (SDS), которое довольно активно работало в общежитиях Мичиганского университета. Движение это было весьма левацким и выступало против войны во Вьетнаме и за мир во всём мире через массовые ненасильственные выступления.

Так вот, в недобрый для SDS час туда пришли бунтарь Марк Радд, рыжеволосая красавица Бернадин Дорн, весельчак Джефф Джоунс (JJ) и вундеркинд-меломан Терри Робинс. Ещё один из «метеорологов», Дэвид Гилберт, был вообще одним из основателей SDS. Все родились в благопристойных семьях среднего класса, некоторые даже в откровенно буржуйских. Однако это не помешало (или наоборот, помогло) им прийти к методам самого что ни на есть прямого действия.

Очень быстро эта компания пришла к выводу, что мирные протесты не работают, потому что империализму на них наплевать. Студенты, в целом, были с этим полностью согласны, и уже в июне 1969 года на съезде SDS лихой кавалерийской атакой из организации исключили «Прогрессивную Рабочую Партию» — скучных ортодоксальных маоистов. Контроль над «Студентами за демократию» перешёл в руки молодых и красивых бунтарей, которые к съезду выпустили специальный манифест. В нём, собственно, и цитировался Боб Дилан и декларировалась необходимость немедленного действия. Манифест был подписан «Weatherman».


ОТ ДЕМОНСТРАЦИЙ К БОМБАМ

Политическая позиция «везерменов» выглядела довольно просто. Для приближения социальной революции необходимо «вернуть войну из Вьетнама в США». Партизанская война изнутри капиталистического общество должна расшатать его стенки и помочь ему рухнуть. Причём прямо говорилось о вредности всяческих «авангардов рабочего класса»: нет времени строить правильную партию, нужно начинать войну прямо сейчас. В качестве самого революционного слоя американского общества Weatherman рассматривали освободительное движение негритянского населения, в том числе радикальные военизированные группировки типа «Чёрных пантер».

Группа поднимала не только политические, но и социокультурные темы (точнее всё это было сплетено вместе). Отдавая дань времени, в котором они жили, «везермены» всемерно боролись против сексуальных предрассудков, в частности, моногамии и гомофобии. Кстати, по воспоминаниям очевидцев, свободная любовь давала возможность запутать ФБР (копы привыкли вычислять активистов по устойчивым сексуальным связям, а тут связей было слишком много). Не забывали они и про употребление психоделических субстанций типа ЛСД, считая, что невозможно освободить общество, не освободив предварительно сознание.

Итак, для затравки в июле 69 года шестеро «везерменов» съездили на Кубу, где, в частности, пообщались с представителями Северного Вьетнама. Вьетнамцы подарили им стальные кольца, сделанные из сбитых американских самолётов: так ознаменовалось начало войны внутри США.

Уже в октябре 1969 года группа провела в Чикаго так называемые «Дни гнева». Следуя концепции уничтожения буржуазной частной собственности, около 600 человек шли по улицам, громя витрины мажорских магазинов и офисы банков. Так Weatherman стали первым «чёрным блоком» в истории и предвосхитили Битву за Сиэттл 1999 года. В «Днях гнева» приняло участие около 600 человек, 70 из них были задержаны. Полиция открыла огонь на поражение и несколько десятков человек получили пулевые ранения. Ответом на это стало около 75 раненых полицейских.

Однако, «везермены» рассчитывали не на 600 человек, а на десять тысяч. Наступило некоторое разочарование и откат к индивидуальному террору. Именно тогда организация принялась мастерить бомбы для правительственных учреждений. Стоит отметить, что Weatherman всегда заранее звонили в заминированную контору и предупреждали о заложенной бомбе, чтобы избежать жертв (аналогичным образом поступала и немецкая RAF).

В 1970 году полиция убила Фреда Хэмптона, одного из активистов «Чёрных Пантер». В ответ на это «везермены» от имени Бернадин Дорн выпустили «Декларацию объявления войны» правительству США и окончательно ушли в подполье. С тех пор группа именовалась Weather Underground («Подпольная погода»).

Затем наступила катастрофа. «Везермены» собирались взорвать дискотеку армейских офицеров в Форт Диксе (штат Нью-Джерси). Взрывное устройство мастерили 6 марта в Гринвич-Виллидж. По чистой случайности бомба взорвалась в процессе изготовления. Погибли Терри Робинс, Дайана Оутон и Тэд Голд, ещё несколько участников организации получили ранения. Интересно, что это была бы первая акция Weother Underground с серьёзными человеческими жертвами (предполагалось начинить взрывное устройство гвоздями). Позднее, некоторые участники группы говорили: «мы были уже готовы убивать других, но вместо этого умерли сами». После взрыва в Гринвич-Виллидж наступила всеобщая подавленность и спад активности. Количество «везерменов» резко уменьшилось.


ОСВОБОЖДЕНИЕ ТИМОТИ ЛИРИ

Метеорологи восстановились быстро. Оставшиеся в живых взяли себя в руки и переосмыслили свою деятельность. Основными идеологами на этом этапе стали Бернадин (такая же неотразимо сексуальная) и Джефф Джонс. Они предложили не идти по пути убийств и захвата заложников, а вместо этого формировать массовую молодёжную контркультуру в духе Weather Underground. Называться это всё должно было «Weather Nation». Однако, время уже было упущено. Пока «везермены» устраивали «Дни гнева» и учились делать бомбы, сформировалось более мирное молодёжное протестное движение — Woodstock Nation, которое и стало известно всему миру как «поколение шестидесятых». Его не контролировал никто, и «метеорологи» явно не тянули на роль духовных лидеров, хотя и пользовались огромным уважением (например, их активно поддерживала культовая рок-группа Jefferson Airplane).

Пришлось оставаться в подполье. В мае 1970 Weatherman продолжили свою борьбу, заложив бомбу в полицейской управе Нью-Йорка. Кульминацией их деятельности стал взрыв в женском туалете Сената США в знак протеста против американского вторжения в Лаос. Произошло это 1 марта 1971 года. За шесть лет активной роботы группа подготовила 25 успешных закладок взрывных устройств.

Осенью 1970 Weather Underground попали в детективную историю. Правительство США посадило в калифорнийскую тюрьму психоделического гуру и ЛСД-первопроходца Тимоти Лири. Вся прогрессивная молодёжь мира негодовала, но сделать ничего не могла. «Везермены» реализовали народные чаяния и внезапной силовой операцией освободили Лири. По слухам, «Братство Вечной Любви» (торговцы ЛСД) заплатило за это двадцать пять тысяч долларов, но доподлинно сей факт никем не установлен. Дедушку Тимоти успешно переправили то ли в Швейцарию, то ли в Алжир (источники расходятся). Потом, правда ФБР его всё равно задержало, уже в Афганистане. Но уважение прогрессивной молодёжи мира Weather Underground уже заслужили.

Беда, как водится, подкралась, откуда не ждали. В 1973 году под давлением массовых протестов США прекратили войну во Вьетнаме. Начался закат «новых левых». Оказавшись без главного объекта обличения, «метеорологи» стали соскальзывать в партийность, приближаясь к тем самым маоистам, от которых избавились в начале своей истории. Они снова попытались легализоваться, на этот раз через рабочее движение. Появилась левацкая образовательная инициатива The School, где всем желающим преподавался марксизм. Большой удачей «везерменов» этого этапа можно считать разворачивание подпольных типографий (принтеров-то тогда не было). Так, в 1974 году в кофейнях и книжных магазинах по всей стране появилось пять тысяч экземпляров их манифеста «Степной пожар: политика революционного антиимпериализма». Манифест пользовался популярностью и на время показалось, что дорога верная.

Однако, заигрывания с авангардными партиями, как и следовало ожидать, не привели ни к чему хорошему. К 1976 году странным образом из движения выгнали его основателей Бернадин, Билли Эйерса и Джеффа Джонса. Выгнали новые лидеры — за какой-то очередной уклон от генеральной линии партии.

Устав от подпольной жизни и не получив признания среди традиционных левых, большинство былых бунтарей сдались властям. В основном отделались штрафами. Некоторые, правда, отказались поднимать белый флаг перед системой. Так, Дэвид Гилберт и Кэти Будин присоединились к «Армии чёрного освобождения» и получили длительные тюремные сроки за вооружённое ограбление инкассаторской машины и убийство полицейских. Это ограбление считается последней акцией, связанной с именем «метеорологов».

Сейчас большая часть оставшихся в живых участников «Weather Underground» интегрировалась в жизнь современной буржуазной Америки, но о прошлом не сожалеет. Билл Эйерс, который нынче преподаёт в университете, несколько лет назад заявил: «Мы всё делали правильно. Но слишком мало».


ВЫВОДЫ


Когда читаешь о деятельности Weather Underground, не покидает ощущение легкой несерьёзности и даже нереальности происходящего. Наверное, так и должно быть, учитывая время, когда всё это происходило. Кто-то из парижских бунтарей 68 года говорил, что революция должна сопровождаться танцами и весельем. «Везермены» в полной мере воплотили в жизнь этот тезис. Но добились ли они чего-то в реальности? Как и у немецкой RAF и других лево-террористических групп, единственным значимым результатом всех этих взрывов и убийств стало нарастающее недоверие общества к леворадикалам и отождествление их с террористами. Мало кто был способен увидеть в законспирированных элитаристских организациях ростки будущего другого мира. К чести «метеорологов» нужно сказать, что они это понимали и дважды пытались выйти на широкую массовую культуру (точнее, контркультуру). Обе попытки оказались неудачными, что закономерно привело к деградации группы.

Как нам видится, история Weather Underground ещё раз показывает бесперспективность пути точечного террора против капитализма. Система довольно легко обращает раздражение народа против немногочисленных «террористов», сама же выступает в роли спасителя мира от хаоса. Да, участники таких групп становятся героями в левой среде, да, они показывают своим примеров возможность радикального прямого действия. Но и только. Лишь массовые низовые движения (как карнавальные, так и вооружённые) способны эффективно противостоять машине государства и капитала.


Примечание: Среди членов редколлегии есть разные точки зрения по поводу оценок деятельности «Метеорологов». Некоторые авторы этой газеты не согласны с таким однозначным осуждением «Метеорологов», RAF и им подобных. Есть мнение, что такие действия бесполезны в условиях массового общественного движения. В таких условиях действительно нужно направлять все силы на расширение этого движения и привнесение в него все большей радикальной политизации. Но когда наблюдается резкий спад активности людей, в условиях, когда реакционные правители просто-таки глумятся с экранов телевизоров, это все порой имеет смысл.