Янина Куманецкая
ГИМН В ЧЕСТЬ «СОЛИДАРНОСТИ»
(«Новая Польша», 2005, №10, стр. 69-70)
25-летие подписания августовских соглашений, породивших «Солидарность», было
ознаменовано множеством культурных событий.
Несомненно, самым нашумевшим из них стал концерт звезды электронной музыки Жана-Мишеля
Жарра. «Этот концерт я назвал «Пространство свободы», - сказал сам автор. -
Ведь именно здесь, в Гданьске, в Польше, началось возвращение к свободе - и
не только для вашей страны».
Концерт прошел на территории Гданьской судоверфи. Послушать Жарра, который включил
в свою музыку фрагменты песен барда «Солидарности» Яцека Качмарского, пришли
почти сто тысяч зрителей. Одним из лейтмотивов стала песня Качмарского «Стены»,
написанная на музыку каталонца Луиса Льяха и ставшая неофициальным гимном «Солидарности».
Концерт Жарра был не единственным культурным мероприятием, организованным в
честь юбилея. Польский лауреат «Оскара» (за музыку к кинофильму «Мечтатель»)
Ян П. Качмарек сочинил получасовую ораторию «Путь к свободе», которая была впервые
исполнена на гданьской площади Солидарности. На концерте «Честь вам, Солидарные»,
прошедшем во дворце спорта «Оливия», где в 1981 г. проходили и I съезд «Солидарности»,
и первый бунтарский Фестиваль запрещенной песни, выступили ведущие польские
исполнители. На одной сцене встретились представители самых разных направлений:
мастер поэтической песни Войцех Млынарский и современный рэпер; Анджей Северин,
читавший стихи Збигнева Херберта, и замечательная певица Анна Мария Йопек. В
ходе концерта зрителям были показаны архивные и документальные кадры, а также
театрализованное представление.
Августовским событиям были посвящены многочисленные концерты, фотовыставки и
киносеансы, однако мне хотелось бы остановиться только на нескольких. Начнем
с того, что по инициативе Анджея Вайды был создан фильм ««Солидарность», «Солидарность»...»
состоящий из тринадцати десятиминутных новелл, снятых тринадцатью разными режиссерами.
Каждый из них должен был в сжатой форме определить, что, по его мнению, стоит
сегодня за этим названием. Некоторые с большим или меньшим успехом просто выбрали
некий исторический мотив или сюжет. Но несколько историй в самом деле заслуживают
внимания. Например, новелла Юлиуша Махульского, где двое юных кинематографистов
заявляют, что они, конечно, снимут фильм на эту тему, если только заказчик назовет
хотя бы одну вещь, которой мы обязаны «Солидарности»; или рассказ Роберта Глинского
об экскурсиях для иностранцев по Гданьской судоверфи, которая в наши дни стала
уже немного подзабытым символом; или история Яна Якуба Кольского о группе польских
спелеологов, исследующих итальянские пещеры, до которых через этот двойной фильтр
- языка и обстоятельств - доходят сведения о том, что происходит в Гданьске.
Сам Вайда, по аналогии с собственным знаменитым «Человеком из железа», снятым
в 1981 г., назвал свою новеллу «Человек из надежды» и пригласил сниматься в
ней Леха Валенсу. Режиссер представил дискуссию героев (которых сыграли Кристина
Янда и Ежи Радзивилович) с истинным героем тех событий. Пожалуй, Валенса лучше
всего подытожил этот киноэксперимент, сказав: «Я уже готовлюсь к следующей беседе
- в 50-ю годовщину «Солидарности». По-настоящему объективную оценку этих событий
можно будет дать только тогда».
Похоже, что так же считают и полные скептицизма авторы организованной Институтом
искусства «Выспа» («Остров») выставки «Стражи доков», которая открылась на территории
бывшей судоверфи им. Ленина. «Запущенная территория работающей вполсилы верфи
стала прелюдией к выставке, рассказывающей о крахе августовского мифа, - пишет
Дорота Ярецкая. - Если работы приглашенных сюда художников выражают общественные
настроения, то мы имеем дело с полным разложением миа (...) Посмотрев выставку,
можно прийти к выводу, что размышлять о мифе «Солидарности» все еще означает
размышлять о личности и легенде Леха Валенсы. Конечно, не для всех, но уж наверняка
для тех художников, которым сегодня чуть больше сорока. Валенса - это утраченные
иллюзии их молодости, их навязчивая идея, их мантра (...) Можно ли сегодня говорить
о межчеловеческой солидарности, если нет человеческой личности? Это мрачный
итог, свидетельствующий о том, что время свободы уже прошло и еще не настало».
Между тем появляются все новые планы строительства на территории Гданьской верфи
Европейского центра солидарности, а архитекторы всего мира спорят о его архитектурном
облике. «Европейский центр солидарности будет международным центром, популяризирующим
идеи демократической свободы и независимости, - говорит один из авторов идеи
центра и активный участник событий, предшествовавших августовским соглашениям,
Богдан Лис. - Мы начали думать, каким образом увековечить события августа 80-го,
передать потомкам наследие «Солидарности» и демократической оппозиции, включающее
в себя этику, гражданские права и вклад в демократические перемены в других
странах».
Вскоре события польского августа 1980 года увековечит еще и комикс «Солидарность»-
25 лет. Надежда простых людей», действие которого происходит в 1980-1989 годы.
«Меня подвигли на это беседы с учителями истории, из которых следовало, что
молодежь не знает, какую роль сыграло движение «Солидарности» в переменах, произошедших
во всей Восточной Европе, - говорит автор сценария Мацей Ясинский. - Для них
это все равно что история времен Мешко I (...) Мы хотим рассказать современную
историю молодежи, выросшей уже в свободной Польше, пользуясь доступным ей языком».
«Поляки вспоминают именно биографию своей демократии, - пишут в редакционном
комментарии «Известия». - Воздают ей должное в том смысле, что демократическое
движение (...) заложило основы современной польской государственности, современных
базовых ценностей польской политической и исторической культуры. Можно по-разному
относиться к тому, что происходило в Польше в последнюю четверть века, но эта
культура есть. И ее можно назвать культурой свободы».