Михаил Магид, Москва
ЦЫГАНЕ
...Мне было лет 13 и родителя меня возили на рижское взморье, в городок под названием
Каугури. Я помню там цыганский поселок. Его все обходили стороной. Считалось,
что в нем живут опасные люди. Но все же мои еврейские родители и их друзья иногда
ходили через этот поселок, дорогой к морю.
Вспоминая свою удивление и некоторые странностями места, о котором идет речь.
Прежде всего, эти цыгане были оседлыми, но разные люди отзывались о них как
о кочевниках и дикарях. А между тем, "дикари" свободно говорили на
трех (!) языках: латышском, русском и цыганском. На мои недоуменные вопросы
кто-то из старших ответил, что этим жалкие люди живут в окружении русских и
латышей, а потому с детства естественным образом" выучивают два чужих языка,
наряду со своим собственным. К сожалению, мне не пришло в голову спросить тогда,
в чем же состоит "естественный образ жизни" как таковой, и почему
ни я и никто из окружающих меня людей не владеет тремя языками, или хотя бы
двумя; почему наряду с русским никто не говорит на еврейском?
Латвийские цыгане сильно отличались друг от друга. Я видел светленьких, похожих
на русских и латышей, а однажды увидел видел девочку с необычными (позже узнал,
что дравидическими) чертами лица и очень смуглой кожей. Эта пестрота человеческих
типов тоже казалась странной, непонятной, вызывающей. Но доминировал вполне
определенный тип: смуглая кожа, черные волосы. Цыганские девочки были прелестны:
гибкие, тонкие, с огромными темными глазами, глубокими как омуты. Помню, одна
ссорилась с родителями, ей сказали что-то резкое на непонятном диалекте и ее
огромные черные глаза мгновенно наполнились прозрачными слезами, от чего она
стала такой красивой, что в нее просто нельзя было не влюбиться…
Но самым поразительным были развлечения цыган. Однажды они устроили что-то вроде
боксерского турнира, в котором приняли участие и юноши и девушки. Они весело
дрались друг с другом в боксерских перчатках, не взирая на пол. На почтительном
расстоянии от поляны, где все происходило, собралась толпа зевак из числа отдыхающих.
И опять зазвучали знакомые слова: дикари, дикие люди, что с них взять…
Замечу, правда, что поселок, о котором идет речь, был очень грязным, впрочем,
не грязнее некоторых других, окрестных поселков, населенных русскими и латышами.
Население Советской Латвии вообще не отличалось этнической терпимостью. Миф
о советской "дружбе народов" является ничем иным, как вздорной выдумкой.
Именно здесь коренятся причины распада СССР. Обращение по-русски латыши чаще
всего игнорировали. Что до отношения к отдыхающим, приносившим немалую пользу
местному отнюдь не богатому населению, в виде арендной платы за жилье, то о
них говорили кратко и выразительно: "миенас жид" ("жидовский
сезон"). Русские платили латышам взаимностью: однажды в автобусе чуть не
избили какого-то латыша, сказавшегося протестантом: ему было высказано все,
что возможно о его народе, боге и вере. Единственные проявления дружбы народов,
или, хотя бы, некоторой солидарности между ними, наблюдались, как ни парадоксально,
в день советской оккупации Латвии. В этот день буквально все мужское и половина
женского населения Каугури напивались до последнего предела. На улицах собирались
толпы, все вслух (по-русски) ругали коммунистов. Однако, цыган там не было.
Они держались обособлено. Вообще пьянство в Каугури имело чудовищные размеры,
но вот пьяных цыган видеть мне не довелось.
Круг общения моей семьи состоял главным образом из интеллигентных ассимилированных
евреев. Цыгане же, о которых идет речь, не были таборными кочевниками. Это были
самые обычные люди, конечно с особыми культурными традициями, но, в сущности,
- типичные обитатели небольшого городка. Они жили оседло, работали где-то, растили
детей… Однако, мне объясняли, что цыгане - опасные существа: воруют детей. Так
что от них следует держаться подальше, а то, как бы чего не вышло.
…Однажды на пляже у кого-то из отдыхающих пропал ребенок, мальчик. Поднялся
крик. Кто-то пустил слух, что ребенка украли цыгане. Не знаю, чем бы все это
кончилось, если бы мальчик не отыскался - он с друзьями играл в кустах.
Страх, брезгливое отвращение и в то же время любопытство, даже влечение к тем,
кто живет "естественной", "дикой" или полудикой" жизнью,
не скованной дисциплиной - вот, пожалуй, те ощущения, которые долгое время связывались
в моем сознании с цыганами. С беспощадной точностью радикальные европейские
философы описывают этот комплекс - типичный набор расистских мифов. Вытесненная
ненависть к самому себе, к принудительной авторитарной дисциплине, сковывающей
поведение цивилизованного" человека, неизбежно проецируется на других",
кем бы они не были - цыганами, евреями, арабами или индусами. В других ты ищешь
и находишь запретную часть своего изуродованного Я. Отсюда и представления об
их якобы "дикости", "животности", "естественности",
"природном" (хтоническом) начале, необузданности, сексуальной раскрепощенности,
тайных, утраченных цивилизацией магических знаниях. Возможно здесь истоки и
мифа о Кармен (в действительности женщины в цыганском сообществе отнюдь не свободны,
а, напротив, зачастую скованы более жесткой дисциплиной, нежели у других европейских
народов) и странной ненависти-любви к цыганам, и страха и тайного преклонения
перед ними.
…Детские мои впечатления, воспоминания о запретном поселке, отложились в памяти,
как-то подсознательно влияли на отношение к цыганам. Сейчас мне кажется, что
эти люди вели вполне самобытную и интересную жизнь, о которой я ничего не знаю,
и мало кто знает что-либо.
…В школе учились вместе со мною две девочки-цыганки. Одна была красивой, а вторая…
вторая была очень красивой, и они все время держались вместе. Но знакомство
наше, хотя и состоялось, имело странный характер. На перемене я подходил к ним
и говорил:
-Здравствуйте, товарищи цыгане!
Они за словом в карман не лезли.
- Здравствуйте, товарищи евреи! - отвечали они мне и дружно прыскали со смеху.
Мы церемонно раскланивались и тем дело заканчивалось. Вспоминая это, не могу
удержаться от мысли, что проводить эту красивую девчонку мне мешал все тот же
глупый страх.
…Однажды знакомая рассказала ужасную историю, свидетелем которой оказалась.
В метро цыганка вытащила кошелек у русской женщины. Или той показалось, что
вытащила. Цыганка была обмотана какими-то тряпками, несла за плечами ребенка,
была маленькой, щуплой, жалкой. Начался скандал. Женщины заголосили. Какой-то
мужчина схватил цыганку за плечи и закричал: "если ты не отдашь деньги,
разобью об стену голову твоего ребенка!" Стала собираться толпа, сгустилась
атмосфера погрома. И цыганка отдала деньги - свои ли, или же, в самом деле,
украденные, не знаю…
Сегодня, глядя на толпы цыганок в национальных одеждах, не могу отделаться от
мысли, что этот несчастный народ, отброшенный на обочину жизни, не ждет в будущем
ничего хорошего. Разорение целых, жизнеспособных в прошлом отраслей экономики,
сокращение социальной помощи со стороны государства заставили значительную часть
ромов вернуться к бродяжничеству, попрошайничеству и воровству, к которому добавилась
для полного счастья еще и торговля наркотиками. А в то же время традиционные
цыганские ремесла, связанные с обработкой металлов, давно забыты. Криминализация
и маргинализация цыганского сообщества превращает его в легкую жертву набирающего
силу русского фашизма.
Чем на самом деле жили и живут эти люди? Каковы их проблемы, реальные, а не
вымышленные? Цыганское сообщество для подавляющего большинства россиян- terra
incognita, неизвестна земля. Вряд ли добавляют понимание такие, пусть и замечательные
в художественном отношении фильмы, как Табор уходит в небо". Даже фильмы
Эмиля Кустурицы - скорее философские притчи, нежели что-либо иное.
Но даже не в этом дело. Есть более глубокая, социальная проблема. И это проблема
не одних только цыган. До тех пор, пока не будут изжиты наши собственные комплексы
и страхи, до тех пор, пока не будет радикальным образом изменена, исправлена
наша собственная больная жизнь, до этих пор дружба народов будет пребывать лишь
в области мечты. Все изменится лишь тогда, когда соединятся воедино две половинки
целого, нашего собственного, расколотого Я.
23 ноября 2006