Марек Новицкий
О ДЕМОКРАТИИ И ТЕРПИМОСТИ
Фрагменты лекции «Права и свободы человека», прочитанной активистам «Международной
Амнистии» (Центр культуры Подковы-Лесной, 1996)
(«Новая Польша», 1 / 2004)
http://novpol.ru/index.php?id=154
У нас в Польше правит большинство — это ясно. У нас демократически избранный
президент, демократически избранный парламент. Надо, однако, не забывать, что
правление большинства может быть необычайно жестоким устройством, разрушающим
личности и социальные группы. Так в истории бывало.
Чтобы не ходить далеко за примером: Сократ был осужден на таком демократическом
процессе, что трудно и отыскать столь же демократическую процедуру. Несколько
сот свободных граждан Афин признали его виновным.
Демократия и правление большинства — невероятно деструктивный процесс из-за
того, что каждый из нас прежде всего обладает чертами меньшинства. Каждый из
нас — женщина, мужчина или ребенок, тот — алкоголик, у той — муж-алкоголик,
этот живет возле завода, который своим дымом отравляет окрестности, тот — рыжий,
этот — блондин, у каждого свои характерные черты, описывающие его как личность,
и 90% их — черты меньшинства.
Зато если мы отдаем правление большинству, то большинство, определяющее себя
всего по нескольким чертам, весьма склонно забывать о меньшинстве, забывать
о проблемах меньшинства. Потому-то большинство иногда опаснее для личностей
и групп-меньшинств, чем бывал когда-то абсолютизм.
Теперь несколько слов о понятии «терпимости».
Классическое понятие терпимости не принадлежит к лексике прав человека, так
как терпимость в этом своем классическом значении входит в отношения между людьми.
Нельзя сказать, что государство терпимо: это просто будет либеральное государство,
которое многое позволяет. Само слово «терпимость» принадлежит к языку межчеловеческих
отношений, и здесь у него есть довольно хорошо определенное значение, но его
часто путают с «любовью к ближнему».
Если терпимый человек окажется в компании алкоголика, который ведет себя скандально,
он подумает: меня злит, что он здесь и что он так себя ведет, я мог бы заставить
его вести себя по-другому, но я этого не сделаю.
Вот суть терпимости: пусть он пьет, пусть он здесь остается, потому что он имеет
право здесь быть.
В моем личном опыте терпимости важной оказалась поездка в Лондон, к моему дяде,
который там жил. Польша 60-х выглядела так: все ходили в плащах-болонья с портфелем-папкой
под мышкой, где лежал завтрак, и в беретике с «хвостиком».
И вот я в этом плаще и беретике поехал в Лондон. Идем с дядькой по улице, и
вдруг вижу дерево, а на дереве сидит негр в розовых одежках и играет на гитаре.
Я поглядел кругом: некоторые прохожие улыбались ему, другие — нет, но никто
не плевался, никто на него не орал. Сидит на дереве и играет — значит, ему так
нравится. Меломанам это не мешало, на дворе еще не ночь, так что ничьего покоя
он не нарушал, — пусть себе играет. И вдруг я вообразил себе этого негра в Варшаве,
как он сидит на дереве и играет. Какова была бы реакция народа, полиции! Это
был серьезный опыт в сфере терпимости.
Потом мы проходили с дядькой возле моста. Под мостом жили бездомные. Надо прибавить,
что в то время в Англии правили лейбористы и социальное обеспечение было необычайно
широким. У кого не было жилья, мог получить его от муниципалитета. Но в любом
обществе есть люди, которые выбирают себе нестандартный образ жизни — например,
польский дзяд [нищенствующий странник], русский бродяга [по-русски в тексте],
французский clochard [бездомный нищий, клошар]. И это не всегда нищий и бродяга
от безвыходности — часто по выбору: он выбирает себе такой стиль жизни. Таковы
были эти лондонские бездомные: они моли получить жилье, но не хотели, потому
что этот образ жизни их устраивал. Под мостом стояли картонные коробки, в коробках
леди и джентльмены потягивали из бутылочек, а между ними достойной поступью
прохаживался полицейский и смотрел, чтобы никто их не потревожил. Граждане избрали
такой стиль жизни — значит, надо их охранять.
Несколько лет спустя я попал в СССР, где проработал довольно долго. В то время
одной из проблем, обсуждавшихся в советской печати, были бичи. Слово «бич» расшифровывалось
как «бывший интеллигентный человек». Речь шла о людях, которые по горло были
сыты этим государством, всей этой системой. Они посылали все к чертям и уходили
в тайгу. Брали топоры, пилы, гвозди, удочку. Строили избушки, ловили рыбу и
так жили. Что за безобразие: гражданин должен служить государству, он не имеет
права куда-то улизнуть и жить как хочет! На них устраивали облавы, вылавливали
и отправляли в лагерь, ибо гражданин должен быть существом общественно-полезным.
Это тоже был опыт насчет терпимости в межчеловеческих отношениях.
Пожалуй, все тоталитарные системы характеризуются стремлением создать «нового
человека».
Я очень боюсь идеологических государств. Трагедия начинается, когда мы имеем
дело с государством, которое обладает какой-то идеологией или религией, расцениваемой
как сверхценность: в такой момент оно производит «нового человека».
Брежнев уже в 70-е годы заявил, что «советский человек» создан. Чтобы не отстать,
Иосип Броз Тито быстро провозгласил существование «югослава».
«Советский человек» был не только лишен национальности — он был человеком совершенно
нового общества, мыслящим совершенно новыми категориями. Тоталитарное государство
стремится к стандартизации граждан. Все люди должны быть одинаковыми — моделью
идеального гражданина, и при помощи всяческих инструментов каждого гражданина
старались втиснуть в рамки этой модели.
В Польше шла когда-то страшная борьба с разноцветными чулками у девушек и цветными
носками у юношей — против «стиляг». У кого были волосы чуть подлиннее, тот считался
«стилягой», и полагалось его сажать.
Гражданин был обязан не только говорить то же, что все, но и выглядеть как все.
В крайнем варианте мы получаем общество в униформе, как в Северной Корее или
коммунистическом Китае, своими телами выкладывающее на стадионах живые картины
в честь любимого Вождя.
Я ношу значок, который выпустил Совет Европы, с надписью: «Каждый — иной, но
все равны». Это квинтэссенция прав человека: каждый человек есть индивидуальность.