Николай Бугай

УМЕТЬ ЖИТЬ РЯДОМ...

(«Новая Польша», 2008, №2(94), стр. 15-17)


Это основная установка и вывод, прозвучавшие на состоявшейся в Москве, в польском посольстве, презентации IV тома сборника документов под лаконичным названием «Катынь»*. Документы сборника соединили в себе три эпохи: период кануна Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., послевоенное развитие событий, современное состояние отношений между Россией и Польшей.

Представленный том — заключительная часть совместной польско-российской публикации «Катынь. Документы преступления», связанной с одним из самых драматических сюжетов в истории польско-российских отношений ХХ века.

Первые три тома были опубликованы в 1995, 1998 и 2002 годах. Настоящий том охватывает свидетельства источников, созданных в период с апреля 1943-го по март 2005 года. Сюда вошли, в частности, сообщение берлинского радио от 13 апреля 1943 г. об обнаружении в катынском лесу под Смоленском могил польских военнопленных, документы, представляющие события на международной арене после информации о преступлении, дипломатическая переписка Великобритании, США и СССР в период кризиса в польско-советских отношениях и после их разрыва. Ряд документов касается комиссии Н.Н. Бурденко (1944), а также правительственной комиссии, создававшейся для руководства советской делегацией на Нюрнбергском процессе (1946).

Среди представленных документов есть также датированная 1959 годом записка возглавлявшего КГБ СССР Н.А. Шелепина Н.С. Хрущеву с предложением уничтожить учетные акты расстрелянных в 1940 г. польских военнопленных и предназначавшийся членам Политбюро КПСС мартовский циркуляр (1976) относительно совместной польско-советской пропаганды по «катынскому вопросу». Новую главу в катынской истории открывает записка секретаря ЦК КПСС В.М. Фалина от апреля 1990 г. о порядке передачи польской стороне документов преступления. Отдельный раздел в IV томе посвящен открытию польских военных кладбищ 22 марта 2005 г., в 65-ю годовщину катынского преступления.

Сборник подготовлен при участии государственных управлений архивов двух стран, ученых Польши и России (Институт всеобщей истории Российской Академии наук).

По своему содержанию и направленности презентация трансформировалась в заседание «круглого стола» с выступлениями ведущих ученых, представителей общественности, сотрудников посольства.

Заседание «круглого стола» проходило под руководством директора Центра польской культуры в России, советника посольства Хиеронима Грали и приняло оживленный дискус- сионный характер.

В работе «круглого стола» приняли участие представители МИД России, Минрегиона России, Государственного управления архивов при президенте РФ, ученые институтов РАН (Института всеобщей истории, Института российской истории и др.), сотрудники польского посольства, польских институтов, польских общественных организаций в Москве.

Судя по всему, презентацией IV тома, изданного по-польски и по-русски, в публикации на русском языке основополагающих документов по этой проблеме поставлена многозначительная точка. Эта продолжавшаяся годами незавершенность, недосказанность в отношениях между двумя государствами потребовала, по определению профессора В. Матерского, «огромного шмата времени» — длиною в 14 лет. Ученые-историки после долгих поисков представили последний том документов, которые начали издаваться еще в середине 1990-х. Можно сказать, что это своеобразное покаяние, связанное с судьбами польского офицерства накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, покаяние во имя будущего, во имя улучшения отношений двух соседних государств.

За изданными томами стоит огромная кропотливая работа коллектива ученых, направленная на формирование совершенно новых отношений между государствами, на взаимопонимание, на решение такой важной актуальной задачи, как воспитание культуры межнационального общения в каждом из государств.

А по данным руководителя следственной группы Военной прокуратуры России Третицкого, это еще и огромные усилия специалистов прокуратуры, криминалистов, следователей, судебных и медицинских экспертов, это их продолжительная работа в Харькове, Смоленске, это бесконечные поиски в архивах. Представители названных структур были и с польской стороны — Здислав Комаровский и другие. Именно Здислав Комаровский смог найти в ходе исследований прах своего отца, польского офицера.

Безусловно, такую проблему необходимо глубоко осмыслить, пережить, сделать все необходимое и зависящее от нас, чтобы она никогда не возникала вновь. Вряд ли можно в связи с этим не поддержать выступавшего на заседании «круглого стола» представителя польского посольства Марека Голковского, выразившего полное согласие с решением проблемы в научном и социальным плане. Весьма уместным стало и его предложение «передать» проблему историкам, аналитикам, они и «доскажут недосказанное». Главное, чтобы в отношениях между двумя государствами не было недоразумений. История как наука расставляет все по своим местам, в том числе и в спорных проблемах.

Профессор А.О. Чубарьян, поделившись воспоминаниями о возникновении самой идеи создания этого труда, раскрыл и сложный путь прохождения ее через все — еще действовавшие в конце 1980-х — идеологические структуры государственной власти в СССР. Было сделано заключение, что выход в свет очередного тома документов — это событие огромной исторической важности, имеющее непреложное значение в идеологическом плане для России и Польши, но «больше все-таки для России».

А.О. Чубарьян рассмотрел и роль существовавшей некогда Комиссии историков СССР и Польши (т.н. комиссия по «белым пятнам» истории России и Польши), внесшей ощутимый вклад в развитие исторической науки в СССР и Польше. Были отмечены такие ученые, как академик А.А. Гейштор, Н.С. Лебедева, С. Модайчик и другие. Несомненно, рассматриваемая тема вызывала и вызывает живой интерес. К ней, конечно же, обратятся и на предстоящей международной научной конференции «Польша и Россия в Европе», которую предполагается провести в Париже.

Мысли А.О. Чубарьяна получили развитие в выступлении профессора Р.Г. Пихои, раскрывшего роль бывшего президента Бориса Ельцина, который ратовал за справедливое освещение событий, связанных с расстрелом тысяч польских офицеров. При этом Р.Г. Пихоя остановился на характеристике одной из непременных составляющих этого процесса — наличия политической воли в государстве.

Прозвучали мнения польских ученых. Профессор В. Матерский уверен в своих выводах: научный труд удался, работа проделана не зря. С этой точкой зрения согласился и глава Архивного управления при президенте Российской Федерации доктор исторических наук В.П. Козлов. Он уделил особое внимание анализу роли и места архивов «на постсоветском и постпольском пространстве».

Реализация рассматривавшегося проекта — это, по мнению В.П. Козлова, свидетельство реальных демократических преобразований в российском государстве. Решалась и такая важная задача, как работа с общественностью по этой сложной проблеме исторической науки. Создана база данных о местах хранения документов по истории Польши в РФ. Для дальнейшего развития отношений между государствами, да и решения многих проблем межнациональных отношений в Российской Федерации с учетом польской компоненты**, оставалось важным переведение проблемы из политичесюй плоскости в историческую, научную. По мнению В.П. Козлова, ученые-архивисты (России, Польши, Германии) справились с этой сложной задачей. В процессе взаимодействия было устранено и имевшее место определенное недоверие.

За полтора десятка лет удалось накопить богатый опыт совместной работы, подготовить многие другие издания по истории отношений Польши и России на разных временных срезах.

Несомненно, для ученых остается актуальным и определение новых направлений сотрудничества. В связи с этим необходимы новые научные проекты, которые потребуют нового подхода к раскрытию малоизученных вопросов истории отношений Польши и России.

Конечно, среди выступлений, прозвучавших на заседании «круглого стола», особенно важны были мнения составителей труда, которые сообщили о трудностях в работе над изданием, в выявлении многих деталей. Эта сторона работы была раскрыта в выступлении профессора Н.С. Лебедевой и представителя общественной организации «Мемориал» Александра Гурьянова, выдвинувшего предложение более широко представить издание не только в Москве, но и в других субъектах Российской Федерации с компактным проживанием поляков, где эта проблема долгое время оставалась на слуху, где ощущается необходимость — с учетом человеческого фактора (еще живы родственники расстрелянных польских офицеров) — новых толкований случившегося. Ценные предложения высказала также Э.О. Россовская-Якубчик и др.

Вывод однозначный: сделан важный исторический шаг. Ничто не должно омрачать отношений двух славянских государств. Российские поляки солидарны с подобной установкой. На ее проведение в жизнь направлены усилия польских институтов гражданского общества в Российской Федерации — ФПНКА «Конгресс поляков в России», региональных и местных национально-культурных автономий. 30 ноября 2007 г. эта установка получила свое развитие на презентации новой книги «Дорога на Восток. Документальная хроника из жизни депортированных поляков в Оренбургской области (1937-1955 гг.)». Оренбург-Москва, 2007, составители профессор Н.Ф. Бугай, юрист 1-го класса Ф.А. Ишбулатов, председатель Оренбургского областного культурно-просветительского центра «Червонэ маки» В.Я. Селивановская (книга издана при непосредственной поддержке варшавского фонда «Помощь полякам на Востоке»). Эти же аспекты были в центре обсуждения и на состоявшемся 1 декабря 2007 г. в Москве IV съезде ФПНКА «Конгресс поляков в России».


* Катынь. Документы преступления. Том IV: Эхо Катыни / Katyń. Dokumenty zbrodni. Tom IV: Echa Katynia. /Издательство Главной дирекции государственных архивов / Wydawnictwo Naczelnej Dyrekcji Archiwów Państwowych, 2007/. Официальная польская презентация издания состоялась в варшавском Главном архиве древних актов 12 апреля 2007.

** Координацией взаимоотношений органов исполнительной и законодательной власти с институтами гражданского общества, в том числе и с польскими общественными объединениями, занимается департамент межнациональных отношений министерства регионального развития РФ.