|
|||
| |||
ЛУННАЯ РАПСОДИЯ Музыка Оскара Строка Слова Наума Лабковского Был вечер ясный, был тихий час. Одна луна, как верный страж, Оберегала в парке нас, В тени ветвей пел соловей, И песнь лилась, И ночь была ясней От блеска ясных глаз. Я помню лунную рапсодию И соловьиную мелодию, Твой профиль тонкий, голос звонкий, Твои мечты. Но где же ты? Звучи же, лунная рапсодия, — Твой голос слышу в каждой ноте я. Твои улыбки — в звуках скрипки, Поют альты — я слышу: ты. Счастья я не ищу теперь иного, Вечер мне повторить бы лунный снова. Сыграй мне лунную рапсодию, Я напою тебе мелодию. Хочу, как прежде, жить в надежде, Что будут петь нам соловьи. Не знаю, где ты, и где твой дом, И как найти тебя На шумном нашем шаре на земном, Встает заря, и мне пора Забыть о том, что, может быть, Меня и вспомнишь ты с трудом. 1944-1945 Мелодия и текст воспроизведены с записи на грампластинке, исполнение Л. Утесова не позднее 1945 года. Если любишь – найди. Популярные мелодии 1930-60-х годов для голоса и фортепиано. Сост. А. П. Павлинов, Т. П. Орлова. СПб.: «Композитор • Санкт-Петербург», 2004. Новая версия слоу-фокса "Синяя рапсодия", написанного Оскаром Строком в 1935 году и входившего в репертуар Петра Лещенко. Переделка создана для Леонида Утесова. Наум Лабковский сочинил новый текст, а Строк аранжировал мелодию прежнего фокстрота в танго. Из книги Дмитрия Драгилёва "Лабиринты русского танго" (Спб., Алетейя, 2008) о "Синей рапсодии": "По воспоминаниям Евг.О. Строка (сына композитора) — написано в 1936 г. в поезде для небольшого ревю, которое шло в одном из городов. Указанной дате противоречит тот факт, что ноты и пластинки с данным произведением появляются в продаже уже в 1935 г. Вероятее всего, появлением этого танго (задуманного как слоу-фокс) мы обязаны гастрольной поездке композитора по странам Дальнего Востока, где, по его собственному свидетельству, он участвовал в постановках ревю. Первоначальное название отсылает к «Рапсодии в стиле блюз (в голубых тонах)» Дж. Гершвина и возможно явилось отголоском интереса к дебютам джаз-оркестров О. Лундстрема и Б. Райского в Шанхае и Харбине. Исполнение западной легкой музыки не было сильной стороной оркестров, сопровождавших Петра Лещенко, и медленный фокстрот «Синяя рапсодия», а именно так он обозначен в авторском издании, звучит у Лещенко слишком неопределенно. Новый текст принадлежал перу Наума Лабковского (1944—45 гг. написан для Л.О. Утесова, Строк в это время живет в Москве). Лабковский, поэт-песенник и журналист, сотрудничавший с оркестрами А. Цфасмана, Э. Рознера и Я. Скоморовского, знакомый со Строком с 1940 г. (тогда он был специальным корреспондентом в Риге), способстовал общению композитора с Утесовым. Новая аранжировка окончательно превращает слоу-фокс в танго, хотя оно и интерпретируется утесовцами несколько маршеобразно. Название «Лунная рапсодия» перекликается со многими другими произведениями — от бетховенской «Лунной сонаты» и «Лунного вальса» Дунаевского до «Серенады лунного света» Гленна Миллера, получившей после 1945 г. огромную популярность в СССР. Таким образом в истории этого танго неожиданно обнаруживаются джазовые контексты". Оскар Строк (1892, Даугавпилс – 1975, Рига), "король танго", воспитанник Петербургской консерватории, жил в Риге, наиболее известные произведения создал в 20-30-е годы, во времена независимой Латвии. НОТЫ ДЛЯ ГОЛОСА И ФОРТЕПИАНО (6 листов): Оскар Строк. Скажите, почему... Популярные мелодии для голоса и фортепиано (гитары). Ред. Сергей Гринберг. Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», б.г. |
|||
|