|
|||
| |||
Светлана Тюкина СЕВЕРА ПРОНЗИТЕЛЬНЫЙ ЯЗЫК (ПОЭЗИЯ ВРЕМЕН СЛОНа) Альманах «Соловецкое море» № 1, 2002. Приводится по информационному порталу "Соловецкие острова". Поэзия на Соловках во время лагеря Лагерная поэзия — не какое-то самостоятельное, изолированное, замкнутое на себе явление, она — часть нашей литературы, часть культуры своего народа, эпохи. И просто — более широко, но и искренно — жизни. Строки, написанные для своего страдавшего поколения, звучат для последующих родом завещания, предупреждения. В соловецком лагере было немало представителей интеллигенции и, в частности, поэтов, среди которых немало ярких имен. Некоторые из них вернулись из белогвардейской эмиграции на родину и, конечно, сразу были арестованы. Поэтическая молодежь в лагере, по воспоминаниям Д.С. Лихачева, тогда жила стихами Баратынского и только что вышедшего сборника Мандельштама «Камень». Многое из творческого наследия времен лагеря связано с именем Бориса Глубоковского. Борис Глубоковский, в прошлом актер театра Таирова, развернул на Соловках бурную деятельность. Он возглавлял журнал «Соловецкие острова». Это был орган Управления Соловецкими Лагерями Особого Назначения ОГПУ. Официально направления журнала обозначались как «освещение исправительно-трудовой политики Соловецких лагерей; воспитательно-просветительская работа, как метод этой политики; вопросы местной экономики и промышленности; изучение северного края и Соловецкой старины; быт заключенных». За казенными формулировками — глоток воздуха, возможность быть услышанными и нужными. Но и когда журнал «Соловецкие острова» прекратил свое существование, литературная жизнь продолжала находить свое воплощение. Так, например, по воспоминаниям одного из заключенных, чтобы не думать о предстоящем (речь идет о времени после «большого» этапа, когда сотни заключенных уводили неизвестно куда, но известно, что навсегда), уцелевшие соловчане развлекались как эстеты перед нашествием варваров. И… устраивали состязания поэтов. Глубоковский занимался еще и лагерным театром, поставив замечательный спектакль «Соловецкое обозрение», для которого написал десятки текстов на мелодии из оперетты «Жрица огня»: Соловки открыл монах Савватий, Был наш остров нелюдим и пуст… «Соловецкое обозрение» продолжалось более трех часов и завершалось финальной песней «Соловецкие огоньки», которую заключенные пели в темноте с фонариками в руках: Соблюдая кодекс трудовой, Охраняет нас милый конвой, И гоняет с зари до зари Нас с высокой Секирной горы... В песнях спектакля звучала неприкрытая ирония, высмеивающая намерения начальства представить лагерь исправительным заведением, где возможно перевоспитать заключенных: И от нежной, душистой трески Соловчане не знают тоски... А заканчивалось представление тем, что: Когда-нибудь снежной зимой Мы сберемся веселой толпой, И начнут вспоминать старики Соловки, Соловки, Соловки… «Соловецкие огоньки» вышли за пределы лагеря, их пели и в Петрограде, и в Москве, помнили спустя десятилетия после освобождения. Мелодия песни была оригинальной, ведь в лагере были и музыканты: талантливый петроградский дирижер и композитор Вальберт, музыковед из Тифлиса армянин Ананве. На той же сцене соловецкого театра исполнялись частушки, также далеко не подцензурного тона: Соловки на Белом море, Пароход, Нева. Там грузят одни баланы И пилят дрова. Музыка и спорт. Чем же не курорт? Строки, где слышен юмор, не так и редки, видимо, смех помогал выжить, преодолеть окружающий ужас. И приходит штамп про «смех сквозь слезы», который здесь становится действенным и справедливым. Так, у Юрия Казарновского есть эпиграмма на самого себя: Шумела юность в голове, Все было розовым на свете, И, развлекаяся в Москве, СЛОНа-то я и не приметил. Можно без труда предположить, что чаще всего в соловецкой поэзии времен ГУЛАГа находили приют темы любви и дружбы, ностальгии по прежней жизни и надежды на благополучное будущее. Нередко встречались и пейзажные зарисовки, поэтические размышления, религиозные строки. Как это не покажется парадоксальным, но некоторые заключенные воспринимали то, что их отправили именно на Соловки, большим счастьем. Горькое и страшное счастье: на годы формирования характера, складывания жизненных принципов учителями молодых заключенных стали люди высокой нравственности и истинных знаний. Как писал «некрасовскими» стихами Ю.И. Чирков, арестованный в пятнадцать лет, будучи еще школьником: Старики прекрасные всюду Обучают наукам меня. Лагерная поэзия — это победа духа над бездуховностью, человеческого над бесчеловечным, вечной правды над временными обманами. Как ни странно звучит, но лагерь преподавал духовный опыт: через злобу, отчаянье — к сочувствию, милосердию, к осознанию добра высшей ценностью. В 1928 г., заканчивая свой срок на Соловках, М. Фроловский написал о себе: Стал смелее, тише и суровей, Стал суровей, может быть, добрей. Может быть, это именно те строки, ради которых было возможно жить дальше. В предложенной подборке — стихи и песни, связанные с морем, его образами и настроениями. Большинство текстов из выпусков журнала «Соловецкие острова», который выходил в 1925–1930 гг. О многих поэтах, к сожалению, нет сведений биографического характера. В «Соловецком вестнике» принято было ставить, да и то не всегда, только имена с фамилиями, и никаких комментариев. Борис Емельянов Море Белое — водная ширь Море Белое — водная ширь, Соловецкий былой монастырь. И со всех концов русской земли Нас любовно сюда привезли. Припев: Всех, кто наградил нас Соловками, Просим, приезжайте сюда сами, Посидите здесь годочков три иль пять — Будете с восторгом вспоминать. Соблюдая кодекс трудовой, Охраняет нас милый конвой. А зимой стерегут от беды Целых полгода крепкие льды. Припев. Хороши по весне комары, Чуден вид от Секирой горы. И от разных ударных работ Здоровеет веселый народ. Припев. Привезли нам надежд полный куль Бокий, Фельдман, Филиппов и Вуль. А назад повезет Катанян Только грустный напев соловчан. Припев. Так живем мы, не зная тоски, Благовонной покушав трески. И, вернувшись в родительский дом, С умилением тихо споем. Припев. Виктор Васильев Родился в 1916 г., двенадцатым ребенком в семье служащего Трехгорной мануфактуры. Закончил 5 классов школы и ФЗУ. Арестован в 1932 г., сослан на Соловки. В 1937 г. срок продлили и до 1943 г. был в УХТИЖМЛАГе, с 1950 г. — ссылка, где Васильев занимался геолого-разведкой. В 1973 г. вернулся в Москву. *** Плывет шуга, толкая рылом берег, зовет в заморские края. Беззубым ртом про вою что-то мелет, что на Руси во всех краях — беда. Плыви ты прочь, шуга, не прибавляй нам боли и не мани с собою дураков. Мы не сумели сохранить корней у воли, поэтому достойны Соловков. 1934 г. Михаил Фроловский (1895–1943) Из дворянской семьи, в 1916 г. окончил Александровский лицей. 1919–1921 гг. — служба в Красной армии. Инженер, служащий. Впервые арестован в 1925 г. До 1928 г. отбывал срок на Соловках, после чего был сослан на поселение сначала в Кемь, а затем на Урал. Заочно закончил Московский инженерный институт. В 1941 г. вновь был арестован, умер в заключении (предположительно в КАРЛАГе). Кресты В морях, где румпель морехода Не вел ни разу корабля, Где бьется в камни непогода, Где в лед закована земля, Там в пламени зари морозной Над угловатою скалой Глядится в море призрак грозный — Три тени смотрят в мрак ночной. Три крестных тени недвижимы Над грудой серых валунов, И море, страж неумолимый, Хранит их в сумраке веков. Хранит в пустыне бездорожной Их моря пенящийся вал, И белых чаек крик тревожный Не оглашает черных скал. Но в час последнего призыва К безлюдным, тихим берегам Волной великого прилива Мы все сольемся к трем крестам. Из недр земли, со дна пучины Немой, испуганной толпой, Комки проснувшиеся глины, Мы соберемся под скалой. На неприступные ступени Поставим влажную стопу, И трех крестов большие тени Накроют бледную толпу. 1926 г. Борис Евреинов Воскресным днем Теперь мне все равно, Где молодость моя проходит. В. Лозина-Лозинский Бродить бесцельно меж камней лишайных Расписанных, как танки, в дикий цвет… И вдруг шаги остановить случайно, Заметив чайки ловкой пируэт. Затем дойти до двух часовен Запущенной извилистой тропой. И у колодца из трухлявых бревен Испить ненарушаемый покой. И выйдя к морю, стершему все грани, Где на песке следы от неводов, Прилечь под солнцем, грезя без желаний, И слушать волн напевный часослов. А в зыбком мареве на горизонте Искать видения материка… О перечитанном не думать Конте И лишь о Вас грустить издалека. 1926 г. Борис Лейтин Весна Весна. И голуби воркуют жарко. Венеция приснилась в Соловках. Венеция. Сверкающий Сан-Марко. Видения, застывшие в веках. Но синь небес так трогательно марка — Взгляни: уже пятнится, в облаках. Какой безумец — Данте ли, Петрарка Расцвет, любовь размерит здесь в строках. Нет! Лишь на миг мечте поэта просто, Игрой пленившись нежной голубей, Взнестись в лазурь, что выше. Голубей, Забыть дыханье жгучее норд-оста. Чу! Севера пронзительный язык — То будит к жизни чайки резкий вскрик. Владимир Кемецкий Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих воспоминаниях о пребывании на Соловках писал, что это первоклассный поэт. Настоящая фамилия была Свешников. Жил за границей, увезенный родителями-эмигрантами. Владимир поссорился со своим отцом — полковником царской армии, не желавшим отпускать сына в Советский Союз, и поэтому принял фамилию своей матери. Вернулся в Россию в 1927 г., вскоре был арестован, отправлен на Соловки, двадцати с небольшим лет. Освобожден в 1931 г., но о дальнейшей судьбе ничего не известно. Корсар Мои корабли застоялись в заливе… Меня слишком долго они дожидались… Матросы веселые мне изменили, Покинув для берега пенные дали. Веселые парни, гуляют матросы, Пьют пиво хмельное в приморских тавернах, Забыли о солнце, о ливнях, о грозах В объятиях девушек, стройных, как серны. Так слушай приказ, экипаж мой суровый. Бегу из темницы сегодняшней ночью. Подкуплена стража. Друзья наготове… Со мною товарищ — он славно отточен. И ясные взоры клинок отражает, Бесснежные кудри… О, зеркало стали. Сегодня измену еще не караю, Еще неподвижен корабль на причале. Пусть каждый пьет радости в ласковом взоре, И сердце на чуткой груди отогреет… А завтра… В открытом, всклокоченном море Десятый изменник повиснет на рее. Зарей полыхает нахмуренный вечер, Вздувается парус над зыбью шумливой… Вперед, капитан. Вновь — просторы и ветер, Мои корабли застоялись в заливе. 1929 г. Перед навигацией В иных краях безумствует земля, И руки девушек полны цветами, И солнце льется щедрыми струями На зеленеющие тополя… Еще бесплодный снег мертвит поля, Расстаться ветер не спешит со льдами, И ветер ходит резкими шагами Вдоль ржавых стен угрюмого кремля. Непродолжительною, но бессонной Бледно-зеленой ночью сколько раз Готов был слух, молчаньем истомленный, Гудок желанный услыхать для нас О воле приносящий весть, быть может… Но все молчит. Лишь чайка мглу тревожит 1930 г. В статье использованы: — Журнал «Соловецкие острова» за 1925–1930 гг. — Васильев В. Сполохи. М.: Возвращение, 1992. — Воспоминания Д.С. Лихачева. — Кемецкий В. Белая ночь. М.: Возвращение, 1998. — Соловецкая муза. Стихи и песни заключенных СЛОНа. М.: Возвращение, 1992. — Средь других имен: Сборник / Сост. В.Б. Муравьев. М.: Моск. Рабочий, 1990. — Фроловский М. Северная весна. М.: Возвращение, 1992. Тюкина Светлана Львовна. Закончила гуманитарный факультет Поморского Государственного Университета. Закончила аспирантуру кафедры философии РАГС в Москве. Кандидат философских наук. В настоящее время живет и работает в г. Архангельске. |
|||
|