|
#Х5дм, #Я5м, #Л
Как-то раз по Ланжерону я гулял,
Только порубав на полный ход; (1)
Вдруг ко мне подходят мусора: (2)
«Заплатите, гражданин, за счёт!»
Припев:
Алёша, ша -
Бери на полтона ниже,
Брось арапа заправлять (3) — эх-ма!
Не подсаживайся ближе,
Брось Одессу-маму вспоминать!
Вот так попал я на кичу (4)
И здесь теперь салаг учу:
«Сначала научитесь воровать,
А после начинайте напевать» —
Припев.
А как ведут гулять во двор —
С метлою там гуляет старый вор.
И генерал здесь есть, и старый поп –
Ему как раз сегодня дали в лоб.
Припев.
А если вы посмотрите в углу,
Там курочку пихают на полу. (5)
А уркаганы — наркоманы, как один,
С мелодией (6) торчат (7) под кокаин.
Припев.
А вот однажды генерал
Перед шпаной такую речь держал:
«Я ж вас передушу всех, как мышей!»
В ответ он слышит голос ширмачей: (8)
Припев:
«А генерал, чик-чик-чирик,
Бери на полтона ниже,
Брось арапа заправлять – эх-ма!
Не подсаживайся ближе,
Брось Одессу-маму вспоминать!»
А как-то поп с кадилою ходил,
Ширмачам такое говорил:
«Вам хочу я дать один совет…»
А ширмачи поют ему в ответ:
Припев:
«Святоша, ша!
Бери на полтона ниже,
Брось арапа заправлять – эх-ма!
Не подсаживайся ближе,
Брось Одессу-маму вспоминать!»
(1) Т. е. поев как следует.
(2) Мусор — работник милиции.
(3) Не совсем точное употребление выражения «заправлять арапа». Автор
смешал два устойчивых словосочетания — «заправлять арапа» (что значит
«врать», «нести чепуху») и «брать на арапа» (пытаться запугать, «брать
на горло»).
(4) Кича — тюрьма.
(5) Курочка, курица — у этого слова два значения в арестантском жаргоне.
Первое — пассивный педераст (также — петух, кречет, пивень). Соответственно
сборище пассивных педерастов называют «курятником». Другое значение —
тайный доносчик, стукач (синоним — «наседка»). И тех, и других тюремный
народ с одинаковым рвением готов «пихать», то есть использовать их в качестве
лагерных женщин. Аркадий Северный на концертах заменял (вольно или невольно)
эту строку и пел — «Там курочка канает на бану», что совершенно
бессмысленно, поскольку в углу тюремной камеры не может быть никакого
«бана» (вокзала).
(6) Мелодия — по-старому так назывался блатной жаргон (другое название
— «музыка», «блатная музыка»). В современном жаргоне «мелодия» — это отделение
милиции.
(7) Торчать — находиться под действием наркотика.
(8) Ширмачи – карманные воры.
«Алёша» считается одним из образцов классической «одесской» песни, что
вроде бы подтверждает характерное упоминание Одессы-мамы и Ланжерона.
На самом деле, как и во многих других случаях, одесский колорит — это
всего лишь позднейшие изменения и дополнения. «Алёша» — переделка известной
питерской песни революционных лет, причём вовсе не уголовной. В повести
Аркадия Гайдара «Р.В.С.» один из героев, мальчишка по прозвищу Жиган,
рассказывает: «Я, брат, всякие знаю. На станциях по эшелонам завсегда
пел. Всё равно хоть красным, хоть петлюровцам, хоть кому... Ежели товарищам,
скажем, — тогда «Алёша-ша» либо про буржуев».
К сожалению, полностью мне не удалось её восстановить, но один из куплетов,
в частности, процитировал писатель Вадим Шефнер:
А как-то поп с кадилом ходил,
Товарищам такое говорил:
«Товарищи, я тоже за Совет!»
И слышит от товарищей в ответ:
«А ну-ка, поп,
Бери на полтона ниже,
Брось кадило раздувать!
Не подсаживайся ближе —
Петрограда не видать!»
Как можно убедиться, в первоначальном варианте нет ни Одессы, ни уголовщины.
Но настоящую популярность песня приобрела, конечно, благодаря стараниям
полублатных одесских «лабухов».
Жиганец Ф. Блатная лирика. Сборник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
С. 338-340.
Если верить воспоминаниям клоуна Петра Тарахно, то песня "Алеша-ша!" была популярна в портовых южных городах России уже осенью 1917 г., во времена республики. Сам он вспоминает, как тогда исполнил на ее мотив куплеты в керченском цирке после того, как его дважды забирали в милицию и требовали не петь произведения, дискредитирующие Февральскую революцию. На сцену он вышел с бутафорским замком, подушкой и одеялом, объяснив шпрехшталмейстеру, что после выступления его, возможно, "отправят туда":
"Я начал петь куплеты на мотив популярной в то время песни "Алеша - ша!" Я их сочинил в тот же день, как побывал в милиции:
"Сейчас перед вами я стою
И распеваю песенку мою.
Мне приказали замолчать,
Язык велели крепче привязать,
Алеша, - ша! Возьми полтона ниже,
Меня ты хочешь запугать?.."
Из ложи выскочили три офицера. Один бросился на манеж и крикнул солдатам, стоящим в проходе:
- Взять его!
Меня схватили, но в тот же миг на манеж выскочил [борец] Лурих и крикнул:
- Вы не имеете права!
Тут же появились его товарищи, а потом с галерки сорвались те, кто в детстве были моими товарищами. И вот за руки меня держат уже не солдаты, а Володя Яшкес, Ваня Пшеничный и, чувствую, выталквают на конюшню. А там человек семьдесят, окружив меня, волной вынесли из цирка и уводят все дальше и дальше на гору Митридат." [Тарахно П.Г. Жизнь, отданная цирку. М.: Искусство, 1976. С. 76-77].
ВАРИАНТЫ (3)
1.
4-й куплет исполняется на мелодию 2-го куплета.
1. Как-то раз по Ланжерону я брела,
Только порубав на полный ход.
Вдруг ко мне подходят мусора:
"Заплати-ка, милая, за счет".
Припев:
Алеша, ша! Бери на полутона ниже,
Брось арапа заправлять. Эх, ма!
И подсаживайся ближе,
Брось Одессу-маму вспоминать.
2. Если посмотришь ты в углу,
Там курочки хиляют на бану.
А уркаганы, как один, как один,
В мелодии втыкают кокаин.
Припев:
Алеша, ша! Бери на полутона ниже,
Брось арапа заправлять. Эх, ма!
И подсаживайся ближе,
Брось Одессу-маму вспоминать.
3. Раз какой-то генерал
Перед шпаною речь держал:
"Я вас передушу, как тех мышей".
В ответ он слышит голос шермачей:
Припев:
"Ах, генерал! Бери на полутона ниже,
Брось арапа заправлять. Эх, ма!
И подсаживайся ближе,
Брось Одессу-маму вспоминать".
4. А поп кадилою кадит
И шермачам такого городит:
"Товарищи, где взять такой совет?"
Товарищи поют ему в ответ:
Припев:
"Ах, попик, ша! Бери на полутона ниже,
Брось арапа заправлять. Эх, ма!
И подсаживайся ближе,
Брось Одессу-маму вспоминать".
5. Как-то раз по Ланжерону я брела,
Только порубав на полный ход.
Вдруг ко мне подходят мусора:
"Заплати-ка, милая, за счет".
Припев:
Алеша, ша! Бери на полутона ниже,
Брось арапа заправлять. Эх, ма!
И подсаживайся ближе,
Брось Одессу-маму вспоминать.
Заправлять арапа – обманывать, дурачить.
Бан – вокзал.
Ланжерон – старый район Одессы.
Мусора – блюстители порядка.
Уркаган – вор, не останавливающийся ни перед каким преступлением.
Шермач – карманный вор.
Слова и музыка 1921-1924 годов.
Текст и мелодия записаны с напева ансамбля "Мираж" (1981)
Шел трамвай десятый номер… Городские песни. Для голоса в сопровождении
фортепиано (гитары). / Сост. А. П. Павлинов и Т. П. Орлова. СПб., "Композитор
– Санкт-Петербург", 2005. С. 3-6.
2. Как-то раз по Ланжерону я брела
Как-то раз по Ланжерону я брела,
Только "порубав" на полный ход.
Вдруг ко мне подходят мусора:
«Заплати-ка, милая, за счет!»
"Алеша, ша! Бери на полтона ниже,
Брось арапа заливать, эх-ма!
Не подсаживайся ближе,
Брось Одессу-маму вспоминать!"
Вот так попала я в кичу
И там теперь салаг учу:
Сначала научитесь воровать,
А после начинайте напевать:
"Алеша, ша! А на полтона ниже?
Брось арапа заливать, эх-ма!
Не подсаживайся ближе,
Брось Одессу-маму вспоминать!"
Как на прогулку выведут во двор -
С метлою там гуляет старый вор.
И генерал здесь есть, и старый поп
(Ему как раз сегодня дали в лоб).
"Алеша, ша! Ну? На полтона ниже!!!
Брось арапа заливать, эх-ма!
Не подсаживайся ближе,
Брось Одессу-маму вспоминать!"
А если вы посмотрите в углу -
Там курочка канает на бану.
А уркаган один, совсем один -
С мелодией втыкает кокаин.
"Алеша, ша! А на полтона ниже?!
Брось арапа заливать, эх-ма!
Не подтягивайся ближе,
Брось Одессу-маму вспоминать!"
А вот однажды старый генерал
Перед шпаной такую речь держал:
"Я ж вас попридушу всех, как мышей!"
В ответ он слышит голос ширмачей:
"Эх, генеральчик-чик-чирик! Эх, на полтона ниже!!!
Брось арапа заправлять, эх-ма!
Не подтягивайся ближе,
Брось Одессу-маму вспоминать!"
А поп кадилою кадит
И шармака такого городит:
"Товарищи, я тоже за Совет!"
Товарищи поют ему в ответ:
"Эх, попик, ша! А на полтона ниже?!
Брось арапа заправлять, эх-ма!
Не подтягивайся ближе,
Брось Одессу-маму вспоминать!"
Русский шансон / Сост. Н. В. Абельмас. – М.: ООО "Издательство
АСТ"; Донецк: "Сталкер", 2005. – (Песни для души).
3. Алеша, ша!
Как-то раз по Ланжерону я брела,
Только порубав на полный ход.
Вдруг ко мне подходят фраера:
Заплати-ка, милая, за счет.
Припев:
Алеша, ша! Возьми-ка на полутона ниже!
Брось арапа заправлять!
И не подсаживайся ближе,
Брось Одессу-маму вспоминать!
Если ты посмотришь в сторону одну -
Там курочки хиляют на бану.
А уркаган-наркоман, как один.
С мелодии стекает кокаин.
Раз какой-то генерал стоял, орал,
Он перед шпаною речь держал:
"Я передушу вас всех, как тех мышей!"
В ответ он слышит голос ширмачей…
Как-то поп с кадилою ходил, кадил,
Ширмачам такое говорил:
"Вам хочу, товарищи, я дать совет…"
"Товарищи" поют ему в ответ:
Алеша, ша! Возьми-ка на полутона ниже!
Брось арапа заправлять!
И не подсаживайся ближе,
Брось Одессу-маму вспоминать…
Татьянин день: Песенник. - Серия "Хорошее настроение". - Новосибирск:
"Мангазея", 2004.
Близкий вариант:
Алеша
Как-то раз по Лонжерону я брела,
Только порубав на полный ход.
Вдруг ко мне подходят фраера:
Заплати-ка, милая, за счет!
Припев:
Алеша, ша! Возьми-ка на полтона ниже!
Брось ты мне арапа заправлять!
И не подсаживайся ближе,
Брось Одессу-маму вспоминать!
Если ты посмотришь в сторону одну –
Там курочки хиляют на бану.
А уркаганы — наркоманы как один.
И с их мелодии стекает кокаин.
Припев.
Раз какой-то генерал стоял орал,
Он перед шпаною речь держал:
«Я передушу вас всех, как тех мышей!»
В ответ услышал он от ширмачей:
Припев.
Как-то поп с кадилою ходил-кадил,
Ширмачам такое что-то говорил:
«Вам хочу, товарищи, я дать совет...».
А товарищи поют ему в ответ:
Припев.
Песни нашего двора / Авт.-сост. Н. В. Белов. Минск: Современный литератор,
2003. – (Золотая коллекция).
|
|