ПИКОВАЯ ДАМА

Два туза, а между —
Дамочка вразрез; (1)
Я имел надежду,
А теперь я — без.

Припев:

Ах, какая драма —
Пиковая дама,
Ты мне жизнь испортила навек!
И теперь я бедный,
И худой, и бледный,
Никому не нужный человек.

Мальчики, на девочек
Не бросайте глаз:
Всё, что в вас звенело,
Вытряхнут из вас.

Припев:

Ах, какая драма —
Пиковая дама,
Ты всю жизнь испортила мою!
И теперь я, бедный,
И худой, и бледный,
Здесь, на Дерибасовской, стою.

Девочки забыли,
И теперь их нет,
И монеты были –
Нет теперь монет.

Припев.

Дамочка, взгляните –
Я у ваших ног!
Впрочем, разрешите
Мне ваш кошелёк… (2)

Припев.

Пиковая дама,
В клеточку окно. (3)
Говорила мама:
Не ходи в кино!

Припев.

Если бы послушал
Мамочку малец,
Я б сейчас не кушал
Этот баландец. (4)

Припев.

Девочки на воле,
А я сижу в тюрьме,
И мечтаю вскоре
Видеть их во сне.

Припев.

Вот промчались годы –
И последний шмон. (5)
Выйду на свободу,
Выжатый лимон.

Припев.

Два туза, а между –
Дамочка вразрез… и т. д.

(1) В ряде вариантов (в том числе у Аркадия Северного) — «Раз гляжу я между кралечке в разрез», т. е. речь идёт о подсматривании женщине в разрез юбки, между ног. Это, конечно, искажённое понимание текста. В авторском варианте имеется в виду ситуация в карточной игре «очко» («двадцать одно»), где выигрывает тот, кто набирает 21 очко или опережает партнёра по очкам, но не перебирает в сумме 21. При этом абсолютным выигрышем, помимо 21, считается выпадение двух тузов — «золотое очко». Но часто между тузами проскакивает любая другая карта - так называемая «прокладка», и игрок, разумеется, перебирает, проигрывает. Эта ситуация и описана в куплете, а в качестве «прокладки» выступает пиковая дама — видимо, автор памятует о Пушкине.
(2) Вариант:
«Впрочем, извините:
Где ваш кошелёк?»
(3) Вариант – «Бар шумит давно», «Бан шумит всю ночь» и проч.
(4) Баландец – (иронич.) баланда, лагерная похлёбка.
(5) Шмон – обыск.

Песня чрезвычайно популярна среди так называемых «блатных» бардов. Многие её считают «старой арестантской». Между тем она возникла в начале 60-х годов; начальный вариант принадлежит перу поэта Игоря Шаферана и создавался для приключенческого фильма Одесской киностудии. Очень удачная стилизация. Правда, что касается игры в «очко», упоминаемой в песне, надо заметить: среди «порядочных», «честных воров», «бродяг» она считалась «недостойной». «Истинно воровские» карточные игры — стос, терц, бура, отчасти — рамс.

Приводимый вариант отличается от текста Шаферана, поскольку можно сказать, что песня стала уголовным фольклором и обросла вариациями и дополнительными куплетами.

Жиганец Ф. Блатная лирика. Сборник. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001, с. 162-163.


Песня действительно написана для фильма Евгения Ташкова «Страницы былого», повествующего об одесских марксистах-подпольщиках 1901 года и снятого на Одесской киностудии. Но только не в в начале 1960-х, а в 1957 году, а автором стихов песен фильма, в том числе и этой песни (авторское ее название - "Кралечка вразрез"), был не Игорь Шаферан, а Владимир Карпеко. Автор музыки - Андрей Эшпай. Из фильма песня шагнула в народ.



Максим Кравчинский

КАК «КРАЛЕЧКА» СПАСЛА ПОЭТА

Максим Кравчинский. Песни, запрещенные в СССР. Нижний Новгород, ДЕКОМ, 2008, с. 184-187. Впервые опубликовано в журнале «Шансонье», между 2005 и 2008. Написано на основе воспоминаний Валерия Поволяева.

Песня, о которой пойдет речь, едва появившись на свет, тут же «покинула родителей» и ушла «в люди». Лихой мотивчик и злободневный для всех времен текст зазвучал в репертуаре Аркадия Северного и Саши Комара еще в семидесятые, а в недавнем прошлом композицию записали в своих альбомах Владислав Медяник и Леонид Коржов. Настоящий хит, она лишь самую малость проигрывает в популярности «Мурке» или «Лимончикам». Да и то, скорее, из-за своей «молодости». Как ни странно, но знаменитая «Кралечка» вышла из-под пера талантливых авторов всего четыре десятка лет назад, и не во времена Бени Крика, как кому-то может показаться.

В начале шестидесятых годов на Одесской киностудии снимался фильм «Страницы былого». По сюжету в картине должны были прозвучать три песни, сочинением которых занимались известный композитор Андрей Эшпай и поэт Владимир Карпеко.

Две композиции, воспевающие в духе тех времен «комсомольцев-добровольцев», сложились легко, а вот с третьей, которую по сценарию исполнял хулиган Яшка Пятачок, авторам пришлось намучиться. Никак не выходило у морально устойчивых советских художников изобразить «приблатненную» музыкальную зарисовку.

Режиссер забраковал уже полдюжины вариантов, но все впустую. Творческий тандем забуксовал.

Теплым летним вечерком расстроенные соавторы решили немного развеяться и прогуляться по «красавице Одессе». Задумчивые компаньоны не спеша бродили по улочкам и оказались в небольшом скверике. Дни стояли погожие, парни криминального вида, в кепочках-восьмиклинках, тельняшках и со сверкающими рандолевыми фиксами, отчаянно резались в карты. Один из игроков — смазливый малый с острым взглядам и непослушной челочкой — в запале борьбы вдруг яростно выругался: «Чтоб тебя! Опять кралечка вразрез!»

Этим жаргонным выражением картежники называют ситуацию, когда дама при раздаче оказывается между двумя тузами.

Не дожидаясь ответа его партнеров, поэт уже тянул коллегу за рукав в сторону гостиницы.

— Скорее! Скорее! Песня готова! Надо только успеть записать! — бормотал вдохновленный автор.

Реплика неизвестного одессита помогла. за какой-то час родилось произведение, над которым Карпеко и Эшпай безуспешно бились неделями.

Новинку продемонстрировали peжиссеру — он остался доволен. Теперь можно было снимать задуманный эпизод. Мотор! Камерa! Дубль три! И в кадре появляется, идущий «походкой пеликана» хулиган Яшка, за которым столь же вальяжно передвигаются два дружка-гитариста. Пятачок при этом строил глазки встречным барышням и весело распевал:

Два туза, а между
Кралечка вразрез,
Я имел надежду,
А теперь я без.

Ах, какая драма,
Пиковая дама,
Всю ты жизнь испортила мою.
А теперь я бедный,
И худой, и бледный,
Здесь, на Дерибасовской, стою.

Девочки любили,
А теперь их нет,
И монеты были,
Нет теперь монет.

Ах, какая драма,
Пиковая дали
Всю ты жизнь испортила мою,
А теперь я бедный,
И худой, и медный,
Здесь, на Дерибасовской, стою.

Мальчики, на девочек
Не кидайте глаз,
Все, что вы имели,
Вытряхнут из вас,

Ах, какая драма,
Пиковая дама,
Всю ты жизнь испортила мою.
А теперь я бедный,
И худой, и бледный,
Здесь, на Дерибасовской, стою.

Успех картины превзошел все ожидания, и «Кралечку» стал распевать весь криминальный мир Одессы-мамы. Правда, последний куплет они почему-то игнорировали. Видимо, «отсутствие монет» не пришлось уркаганам по вкусу: они сами привыкли «вытряхивать» их из граждан, а тут стать жертвой какой- то «девочки» — это, извините, не по понятиям.

Спустя год новый заказ с киностудии вновь привел Карпеко в прекрасный южный город. Как-то раз, задержавшись на съемках, он поздним вечерам спешил в гостиницу. Внезапно дорогу преградили трое амбалов:

— Дядя! Пиджачок не жмет? А часы не мешают? Мы-таки избавим вас от этих хлопот! Скидывай все сюда! Позвольте поухаживать! — с характерным одесским акцентам произнес главарь.

Карпеко, в недавнем прошлом фронтовик, не растерялся:

— Ребята, меня нельзя раздевать. Я ваш гимн написал.

Бандиты оторопели:

— Это какой? «Сижу на нарах как король на именинах»?

— Нет. «Кралечка вразрез».

— Каму фуфло толкаешь, шляпа?! «Кралечку» он написал! А Гимн Советского Союза тоже ты написал?

— Так я докажу, — пошел ва-банк автор. — Вы знаете два куплета, а в песне их три.

И, не дожидаясь вопросов, исполнил заключительное четверостишье.

Громилы поверили сразу. Не может же человек с ходу взять и сочинить недостающие строчки. Значит, не врет дядя.

— Ладно, мужик, пойдешь с нами, — приказал старший.

Поэт уже не боялся хулиганов, ему стало любопытно, чем же закончится история.

Поплутав по темным дворикам, компания оказалась на богатой малине. Длинный стол, застеленный сияющей альпийским снегам белой скатертью, лучшие блюда и напитки перед гостями, коих поэт насчитал полтора десятка. Во главе сборища восседал симпатичный мужчина лет тридцати в элегантном костюме. На лацкане пиджака, к своему немаламу удивлению, Владимир Карпеко разглядел университетский значок.

Один из конвоиров» поэта обратился к пахану:

— Коська, мы привели тебе человека, который написал нашу песню.

— Пусть исполнит, — барственно кивнув, приказал молодой человек. Видимо, жиган остался доволен и песней, и ее автором. Далеко за полночь, насладившись культурным обществам, он распорядился проводить дорогого гостя до гостиницы. Прощаясь, один и провожатых наклонился к поэту и прошептал:

— Коська велел тебе сегодня вечерам с шести до семи гулять по Дерибасовской.

Предвкушая продолжение ночного приключения, Карпеко так и поступил. Ровно в семь к нему подошел Коська собственной персоной, одетый с головы до ног во все белое и даже со свежей белой розой в петлице. Светски поприветствовав знакомого, он произнес: «Теперь ты можешь ходить по Одессе в любое время дня и ночи. Тебя никто не тронет. Мы тебя показали».

Слово пахана оказалось твердым.



ВАРИАНТЫ (5)

1.



Два туза. Между –
Дамочка вразрез…
Я имел надежду,
А теперь я «без»!

Припев:

Ах, какая драма –
Пиковая дама!
Ты мне жизнь испортила мою,
И теперь я бедный,
Пожилой и бледный,
Здесь на Дерибасовской стою.

Девочки любили,
А теперь их нет.
И монеты были –
Нет теперь монет!

Припев.

Мальчики на девочек
Не кидайте глаз:
Все, что в вас звенело –
Вытрясут из вас!

Припев:

Ах, какая драма –
Пиковая дама!
Ты мне жизнь испортила навек,
И теперь я бедный,
Пожилой и бледный,
Никому не нужный человек…

Запрещенные песни. Песенник. / Сост. А. И. Железный, Л. П. Шемета, А. Т. Шершунов. 2-е изд. М., «Современная музыка», 2004.


2. Пиковая дама

Два туза, а между
Дамочка в разрез.
Я имел надежду,
А теперь я без!

Припев:

Ах, какая драма,
Пиковая дама,
Ты мне жизнь испортила навек.
И теперь я бедный,
И худой и бледный
Никому не нужный человек.

Девочки были,
Девочек уж нет.
И монеты были,
Нет теперь монет.

Припев:

Ах, какая драма,
Пиковая дама,
Ты всю жизнь испортила мою.
И теперь я, бедный,
И худой, и бледный.
Здесь, на Дерибасовской, стою.

Мальчики, на девочек
Не бросайте глаз.
Все, что в вас звенело,
Вытрясут из вас.

Припев:

Ах, какая драма,
Пиковая дама,
Ты всю жизнь испортила мою.
И теперь я, бедный,
И худой, и бледный.
Здесь, на Дерибасовской, стою.

В нашу гавань заходили корабли. Пермь, "Книга", 1996. - без заглавия.


3. Пиковая дама

Раз гляжу я между – дамочка в разрез.
Я имел надежду, а теперь я без!

Припев:

Ах, какая драма,
Пиковая дама,
Всю ты жизнь испортила мою!
А теперь я бедный,
И худой, и бледный
Здесь на Дерибасовской стою.

Мальчики, на девочек не кидайте глаз,
Все, что в вас звенело, вытряхнут из вас.

Дамочка, взгляните, я у ваших ног.
Впрочем, извините, вот вам кошелек.

Пиковая дама, бан шумит давно.
Говорила мама: Не ходи в кино!

Если бы послушал мамочку, малец,
Я б сейчас не кушал этот баландец.

Девочки на воле, а я сижу в тюрьме
И мечтаю вскоре видеть их во сне.

Вот промчались годы, и последний шмон,
Вышел на свободу как выжатый лимон.

Блатная песня: Сборник. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.


4.



Два туза, а между – кралечка вразрез.
Я имел надежду, а теперь я без.
Ах, какая драма – пиковая дама,
Всю ты жизнь испортила мою.
И теперь я, бедный и худой и бледный,
Здесь на вашей улице пою.

Мальчики, на девочек не кидайте глаз.
Всё, что их притянет, вытряхнут из вас.
Ах, какая драма – пиковая дама,
Всю ты жизнь испортила мою.
И теперь я, бедный и худой и бледный,
Здесь на вашей улице пою.

Слова и музыка – не позднее 1960 года.

Шел трамвай десятый номер… Городские песни. Для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). / Сост. А. П. Павлинов и Т. П. Орлова. СПб., "Композитор – Санкт-Петербург", 2005.


Такие же ноты с более длинным текстом - Павленко Б.М. "На Дерибасовской открылася пивная": песенник: популярные дворовые песни с нотами и аккордами / Сост. Б.М. Павленко. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - (Любимые мелодии), с. 11:

1. Два туза, а между – кралечка вразрез.
Я имел надежду, а теперь я без.

Припев:

Ах, какая драма – пиковая дама,
Всю ты жизнь испортила мою.
И теперь я, бедный, и худой и бледный,
Здесь на вашей улице пою.

2. Мальчики, на девочек не кидайте глаз.
Всё, что их притянет, вытряхнут из вас.

Припев.

3. Если ты влюбился - посмотри вокруг,
Может, есть кто лучше из ее подруг.

Припев.

4. Ну, а коль женился - ты уж не зевай
И на баб красивых рот не раззевай.

Припев.


5. Ах, какая драма…

Ах, какая драма, пиковая дама,
Жизню перепортила мою.
И теперь я бедный, и худой и бледный
Здесь, на Дерибасовской стою.

Раз гляжу я между – девочка вразрез.
Я имел надежду, а теперь я – без.
Мальчики, на девочек не кидайте глаз -
Все, что есть в карманах – вытряхнут из вас!

Дамочки, взгляните: я у ваших ног!
Впрочем, извините - вот вам кошелек.
Пиковая дама… Бан шумит давно.
Говорила мама: "Не води в кино…"

Если бы послушал маменьку малец,
Я б сейчас не кушал этот баландец.
Девочка на воле - я сижу в тюрьме
И мечтаю вскоре видеть всех во сне.
Вот промчались годы, вот последний шмон.
Я вышел на свободу – выжат, как лимон.

Ах, какая драма, пиковая дама,
Жизнь она испортила мою!
И теперь я бедный, и худой и бледный,
Вам на Дерибасовской пою.

Сиреневый туман: Песенник / Сост. А. Денисенко. Новосибирск, "Мангазея", 2001, стр. 164-165.


Близкий вариант:

Пиковая дама

Ах, какая драма,
Пиковая дама
Жизню перепортила мою.
А теперь я бледный,
И худой, и бедный,
Здесь на Дерибасовской стою.

Раз гляжу я между –
Дамочка вразрез.
Я имел надежду,
А теперь я без.

Мальчики, на девочек
Не кидайте глаз -
Все, что есть в карманах,
Вытряхнут из вас.

Дамочка, взгляните:
Я у ваших ног.
Впрочем, извините, -
Вот вам кошелек.

Пиковая дама,
Бан шумит давно.
Говорила мама:
Не води в кино.

Если бы послушал
Мамочку малец,
Я б сейчас не кушал
Этот баландец.

Девочка на воле,
Я сижу в тюрьме
И мечтаю вскоре
Видеть всех во сне.

Вот промчались годы.
Вот последний шмон.
Я вышел на свободу
Выжат, как лимон.

Ах, какая драма,
Пиковая дама!
Жизнь она испортила мою!
И теперь я бедный,
И худой, и бледный,
Вам на Дерибасовской пою!

Как на Дерибасовской... Песни дворов и улиц. Книга первая / Сост. Б. Хмельницкий и Ю. Яесс, ред. В. Кавторин, СПб.: Издательский дом "Пенаты", 1996, с. 59-61.