|
Владимир Бахтин
"Нева", 1997, №10, стр. 225-229.
Не употребляли раньше слов "рейтинг", "хит-парад". Но если бы таковые проводились
в 20-е годы, то наверняка на первом месте оказались бы "Кирпичики" - символ
нэпа, новой экономической политики, когда после невероятной разрухи, войн и
революции народ вдруг зашевелился, заработали станки, стала налаживаться вся
жизнь. Короткое время нэпа, кажется, пока лучшее в новой истории России. "Кирпичики"
об этом и рассказывали. Здесь соединились официальная пропаганда с искренней
еще верой в правильность советского пути.
На окраине где-то города
Я в рабочей семье родилась,
Горе мыкая, лет пятнадцати
На кирпичный завод нанялась.
Было трудно мне время первое.
Но зато, проработавши год,
За веселый гул, за кирпичики
Полюбила я этот завод.
На заводе том Сеньку встретила...
Лишь, бывало, заслышу гудок -
Руки вымою и бегу к нему
В мастерскую, накинув платок.
Кажду ноченьку мы встречалися,
Где кирпич образует проход
Вот за Сеньку-то, за кирпичики
Полюбила я этот завод.
Но, как водится, безработица
По заводу ударила вдруг:
Сенька вылетел, а за ним и я,
И еще двести семьдесят штук.
Тут война пошла буржуазная,
Огрубел, обозлился народ,
И по винтику, по кирпичику
Растащили кирпичный завод.
После вольного счастья Смольного
Развернулась рабочая грудь.
Порешили мы вместе с Сенькою
На знакомый завод заглянуть.
Там нашла я вновь счастье старое:
На ремонт поистративши год,
По советскому, по кирпичику
Возродили мы с Сенькой завод.
Запыхтел завод, загудел гудок,
Как бывало, по-прежнему он.
Стал директором, управляющим
На заводе товарищ Семен.
Так любовь моя и семья моя
Укрепилась от всяких невзгод.
За веселый гул, за кирпичики
Полюбила я этот завод.
"Кирпичики" молниеносно распространились по стране. Даже по своему детству начала
30-х годов помню их, исполняемых вживе, а не в ностальгическом ретро (только
мы пели: "Лет пятнадцати, горемычная..."). Появилось несколько сборников, которые
так и назывались по имени песни. Один из них, изданный газетой "Приволжская
правда" в 1926 году, содержал такое примечание: ""Кирпичики" - это популярнейшая
песня в рабочей и, в особенности, в комсомольской среде. Новые слова и старый
известный мотив, удачно подобранный к ним, легко исполняются каждым".
А начиналось это так. 19 января 1924 года прошла премьера мейерхольдовской постановки
"Леса" по Островскому. Постановка была новаторская, революционная или, точнее,
революционно-лубочная. Для нас в данном случае важно лишь одно обстоятельство:
в любовной сцене между Петром и Аксюшей звучала гармонь (за сценой играл М.
Я. Макаров). Исполнялся вальс "Две собачки". Спектакль имел огромный успех,
за десять лет состоялось более 1300 представлений. Но он вызвал и споры. "Для
меня глубоко отвратительна постановка "Леса" Мейерхольда при всем колоссальном
интересе, который вызывает во мне гармошка, но безотносительно к театру, - сказал
Маяковский. - Это не новое искусство, а воскрешение покойников". Именно музыка,
как видим, не устроила поэта.
Родилась песня после, а следовательно, и в результате театральной постановки.
Но она так быстро вошла в сознание современников, что А. Гвоздев в своей книге
о театре Мейерхольда писал: "...использование музыки (гармошка, игравшая "Кирпичики"
во время любовной сцены) знакомило с совершенно новым приемом..." В 1927 году
- специалист! - держит в памяти уже не вальс "Две собачки", а "Кирпичики"!
Слегка фантастическую историю создания текста изложил в своих книгах "Долги
наши" (1973) и "Загадка королевы экрана" {1979) известный сценарист Алексей
Каплер. По его словам, он приехал в Киев и в кругу своих друзей рассказал о
мейерхольдовской постановке. Потом зашел разговор о вальсе, который ему понравился.
Музыкальная девушка Ася, также бывшая на спектакле, напела мелодию. Пианист
Дмитрий Колесаев тут же подобрал аккомпанемент и сказал с вызовом присутствовавшему
при этом поэту-песеннику П. Герману: "Павел, можешь сочинить слова?"
Герман к этому времени был уже профессионалом, автором нескольких песен и романсов.
Он якобы вышел в другую комнату и вскоре вернулся с "Кирпичиками".
А вот что пишет известный театровед Д. И. Золотницкий в своей книге "Будни и
праздники театрального Октября" (1978):
"Почти сразу после мейерхольдовской премьеры тот же вальс в обработке В. Я.
Кручинина и со словами П. Д. Германа прозвучал в эстрадном содружестве коршевских
актеров "Павлиний хвост". Туда входило около десяти человек... Униформой были
бальные платья и фраки с павлиньим пером у корсажа или в петлице. Песня "Кирпичный
завод", или просто "Кирпичики" инсценировалась осторожным намеком. Запевали
Колумбова или Оганезова (обе славились в "Летучей мыши" Балиева), подпевали
вальсирующие пары в бальной "прозодежде", но в красных косынках и кепках. Песня
подавалась ряженой, как новейший волапюк. Нарочитая смесь стилистики салона
и фабричной окраины показалась многим зрителям пародийной".
"Кирпичики" пошли! (Эстрада дала толчок к популярности многих песен. Так, "Катюша"
М. Исаковского и М. Блантера стала знаменитой после первого же публичного исполнения.)
"В 1925-1926 годах, - пишет Д. Золотницкий, - делали сборы фильм "Кирпичики",
пьеса "Кирпичики", а сама песенка не сходила с эстрадных подмостков клубов и
пивных".
Дальше жизнь "Кирпичиков" развивалась по двум направлениям: официально-эстрадному
и неофициально-фольклорному. На эстраде шлягер, как это часто бывает, стали
перепевать. Д. Золотницкий упоминает "разные "Гаечки", "Шестереночки"
и откровенно пародийные - под "Камаринскую" - "Эх вы, шарико-подшипники
мои!.."". Нас интересует безымянное народное творчество.
На прилипчивую, запоминающуюся мелодию, как и в случае с "Муркой", о которой
недавно писала "Нева", почти одномоментно был создан вариант, отходящий от оптимистической
первоосновы, сближающийся своей трагической концовкой с эстетикой и традициями
городского (жестокого) романса.
На окраине возле города
Я в рабочей семье родилась,
Горемычная, лет семнадцати
На кирпичный завод нанялась.
Отец с матерью жили весело,
Но изменчива злая судьба -
На заводе том Сеньку встретила,
Где кирпичная в небо труба.
На заводе том Сеньку встретила -
Развеселым он мальчиком был,
И сама тогда не заметила,
Как он тоже меня полюбил.
Но, как водится, безработица
Налетела, проклятая, вдруг.
Сенька вылетел, а за ним и я,
И еще двести семьдесят штук.
Началась война буржуазная,
Озлобился рабочий народ,
И по винтикам, по кирпичикам
Растащили кирпичный завод.
Сенька кровь свою проливал в бою -
За Россию он жизню отдал,
И несчастную всю судьбу свою
Он, как жженый кирпич, поломал.
Затем последовали еще одни "Кирпичики" (под названием "Пролетарочка") - городской
любовный романс, уже без всяких оговорок.
Как на фабрике была парочка;
Он был Сенька, рабочий простой,
А она была пролетарочка,
Всем известна своей красотой.
Вот она ему и понравилась,
Что не мог отвести с нее глаз.
И во сне она ему снилася,
Как увидел ее в первый раз.
- Пролетарочка, черноокая,
Ты весенний прекрасный цветок,
Ой, какая ты уж жестокая,
Подойди, поцелуй хоть разок!
А она ему так ответила:
- Ой, какой ты чудак, паренек!
Не такая я уж жестокая -
Подойди, поцелую разок!
Я работаю за машиною...
И сказал: "Потерплю, потерплю!
Заработаю два с полтиною,
Пролетарке платочек куплю!"
Кажду ноченьку с ней встречалися
Там, в саду, где поет соловей,
Целовалися, миловалися,
Про любовь он шептал тихо ей.
Но недолго так продолжалося -
Знать, судьба ей такая была:
Молодая жизнь прекратилася,
Под машину попала она.
Тут пришел Семен и упал на грудь,
На измятый весенний цветок.
Целовал ее губки алые,
Целовал ее красный платок.
- Пролетарочка, черноокая,
Ты навеки закрыла глаза.
Ой, машинушка, ты жестокая,
Пролетарочку ты отняла!
(Из тетради Е. Маношиной, 1966)
У любого хорошего дела есть оборотная сторона, как у медали. Когда, защищая
права женщины-матери, правительство ввело закон об алиментах, оказалось, что
в пору стало защищать права мужчин; посыпались ложные заявления об отцовстве,
и многим молодым людям пришлось по решению на первых порах особенно строгого
суда годами платить за чужого дядю на чужого ребенка. Помню частушку: Раньше
были времена, / А теперь моменты. / Даже кошка у кота / Просит алименты". Вот
и выплеснулся в неумелой, совсем уж доморощенной песне крик мужской души. Песня
эта напечатана в сборнике С. Адоньевой и Н. Герасимовой "Современная баллада
и жестокий романс" (1996). Записана в 1977 году на Вологодчине.
Ни кирпичики, ни чугунные
В Ленинграде теперь не куют,
А поют всегда песню новую,
Как девчонки на суд подают.
И вот, друзья мои, расскажу я вам.
Этот случай бывал и со мной.
Встретил барышню я круглолицую,
Дело было вечерней порой.
Подошла ко мне и промолвила:
- Вы скажите, который же час?
Я ответил ей, а она опять:
- Разрешите узнать, как вас звать?
Слово за слово, познакомились,
Незаметно попали в кино,
Я купил билет, и отправились
Кинокартину смотреть с <...>...
Кино кончилось, а она меня
Подошла и за руку взяла.
- Милый Шурочка, проводи меня,
Это скучно идти мне одной.
Проводил ее до парадного,
Ровно губки меня обожгли.
Прихожу домой, раздеваюся,
А поглядел на часы: ровно три.
Раздеваюся сам и думаю:
"Вот знакомство-то черт побери"…
Не видал ее, не встречал ее,
Тут еще повстречал как-то раз.
Изменилася круглолицая
И поближе ко мне подошла.
"Милый Шурочка, я беременна,
Я об этом пришла вам сказать.
Вдруг милиция с протоколами,
Через месяц повестка пришла.
Меня вызвали обвиняемым,
Круглолицая тут уж была.
Я просил суду, суд не верил мне,
Надо было бы раньше смотреть!
За чужой грешок, за незнаемость,
По пятнадцати в месяц плачу.
Городская улица породила еще одну песенку. Она сохранилась в среде дворовой
шпаны, встречается в рукописных песенниках. Но вряд ли ее считали своей настоящие
уголовники. Фраза "У налетчиков глаза мутные" не должна была нравиться им.
Эту песенку про кирпичики
В Ленинграде поет каждый дом.
В переулочке с милой дамочкой
Шел прилично одетый пижон.
А навстречу им в переулочке
Трое типов каких-то идут.
- Разрешите-ка папиросочку,
Не считайте, товарищ, за труд.
А на ней была шубка беличья,
Воротник на ней был из бобра,
А как вынул он портсигарчик-то -
В нем без малого фунт серебра.
У налетчиков глаза мутные.
Так они отдавали приказ:
- Вы присядьте-ка на кирпичики.
Расшнуруем ботиночки с вас.
Кавалер хотел воспротивиться,
Но с блатными шутить ведь нельзя.
И кирпичиком по затылочку -
Разлетится в куски голова.
Жалко, не было здесь фотографа,
А то б вышел прекрасный портрет;
Дама в шапочке, без рубашечки,
А на нем и кальсончиков нет.
(Из рукописного песенника Н. Ясюкевича, конец 40-х годов)
В 1967 году произошла короткая шестидневная война между Израилем и Египтом.
Точнее, Израиль напал на Египет и разгромил его приграничные войска, уничтожил
большое количество танков, которые предоставил в свое время СССР. Интеллигенция
не удержалась от иронии, и пошла гулять по компаниям еще одна песенка на мотив
наших "Кирпичиков".
Песни лирические, песни о каких-то явлениях существуют дольше, чем песни, посвященные
конкретному случаю, событию. Поэтому и песня о шестидневной войне, так ее назовем,
забылась. В 1997 году москвичка, литератор Л. B. Поликовская, вспомнила только
последнюю ее строфу, а полгода спустя петербургская переводчица Ольга Васильева
напряглась и продиктовала три начальных куплета (кто-то помнит и середку!).
А пока у нас получилось вот что:
На Синайском на полуострове,
Где стоит государство Израиль,
Положение очень острое,
Потому что воинственный край.
Там евреи дерутся с арабами,
Разобраться не могут никак.
Прекратить давно уж пора бы им
Этот ближневосточный бардак!
Что же делать нам....
Ведь в пустыню они приведут!
Помогите нам добровольцами
Не сочтите вы это за труд!
Крепко спали в ту ночь пограничники,
Обманул их еврей-генерал,
И по винтику, по кирпичику
Растащили Суэцкий канал.
Не оставила "Кирпичики" без внимания и современная молодежь, а может, даже солдаты
(тоже еще недавно были образованные, с десятилеткой и выше!), любители веселого
досуга и остряки. Судя по уважительному отношению к рублю, песня "Люди добрые,
посочувствуйте" создавалась задолго до начала перестройки. Ее услышал В. Г.
Желтов в 1972 году в Архангельске, где служил в армии. Мотив "Кирпичиков":
Люди добрые, посочувствуйте -
Человек обращается к вам:
Дайте молодцу на согрев души -
Я имею в виду на сто грамм!
Не покиньте меня в этот трудный час -
Я ж вас всех бесконечно люблю,
Скиньтесь, граждане, по копеечке -
Я имею в виду по рублю!
Если нет ни в ком сострадания
И сочувствия нету ни в ком,
Покарай же их, грешных, Господи, -
Я имею в виду кулаком.
К сожалению, нету времени -
Я в другие высоты иду.
Песня близится к завершению -
Ничего не имею в виду.
В одних случаях при создании новых произведений были использованы и слова, и
мелодия песни, в других, как в только что приведенной, - лишь мелодия. На мотив
"Кирпичиков", уже без использования их формы, конструкции, пошла серия так называемых
вагонных песен, в которых разворачивались жуткие истории убийства дочери отцом
по требованию мачехи ("Как на кладбище Митрофаньевском..."), о преступной любви
брата к родной сестре:
Тише, граждане, не мешайте мне,
Начинаю я вам заливать.
Были случаи таки несчастные:
Брат сестру приглашает гулять...
Или так:
Как в одной семье что случилося:
Брат с сестрою закон перешли.
Отец с матерью знать не знали их,
Вот что, дети, наделали вы...
И, конечно, о коварной измене и револьверной мести:
Этот случай был в лето жаркое
На опушке душистой лесной.
Расскажу я вам и поведаю
О несчастной любви молодой...
А имя Семен обрело некую смысловую ауру и естественно вошло в обиход песен именно
такого пошиба: надрывного романса или пародийной стилизации. Среди последних
выделяется тоже весьма известная и долго жившая в студенческо-интеллигентском
репертуаре песня о Семене-пролетарии. Приводим вариант Елены Никитиной, редактора
издательства "Советский писатель", поскольку он сохраняет старые черты, - мы
в университете пели более осовремененный текст.
Служил на заводе Семен-пролетарий,
Он в доску был сознательный марксист,
И он же член профкома, и он же член месткома -
Ну, в общем, стопроцентный активист.
Жена его Маруся страдала уклоном,
И наш Семен утратил с ней контакт.
Накрашенные губки, колени ниже юбки -
Ну, словом, безусловно мерзкий факт.
Сказал Сенька Маньке: "Ты брось свои отрыжки,
Ведь ты комплиментируешь себе...
Маруся ему басом: "Пошел ты к своим массам!
Не буду я сидеть в твоей клубе!"
Стихийно возмутился тут Сенька-пролетарий,
И пошла между ними тут мура:
"Ты - шахтинская гада, и нам таких не надо!
С помадовщиной кончить нам пора!"
Услышав это дело, тут Манька заревела
И волосы повсюду с себя рвет!
А Сенька не сдается, он своего добьется -
Он маньковщину с корнем изживет!
Самое интересное: песня-то, сочиненная в те же 20-е годы будущим известным сатириком
Владимиром Массом и с успехом исполненная будущей знаменитой артисткой Риной
Зеленой, имела другого героя! Вот какой текст, по воспоминаниям Наталии Соколовой,
дочери сатирика В. Типота ("Вопросы литературы". 1995. Вып. IV), вышел из-под
пера В. Масса (строфику приводим в соответствии с нашей):
Сергей-пролетарий служил на заводе.
Он в доску был отчаянный марксист.
Он был член профкома и секретарь домкома,
Ну, словом, стопроцентный активист... и т. д.
Сергея певцы перекрестили в Семена, конечно, под влиянием Семена из "Кирпичиков"!
К "Кирпичикам" и вернемся. Донат Мечик (отец Сергея Довлатова) много лет писал
для эстрады и хорошо знал ее историю. Он тоже подтверждает авторство Павла Германа.
Надо сказать, что творчество Павла Давыдовича Германа (1894-1952) заслуживает
отдельного разговора. Достаточно перечислить песни и романсы, созданные на его
слова. Это прежде всего авиационный марш "Все выше", написанный еще летом 1920
года. Это известные и любимые до войны песни и романсы "Не надо встреч", "Последнее
танго", "Чайная роза", "Дни за днями катятся", "Ты напомнила о прошлом, о далеком",
"Записка", "Саша" и др.
В качестве автора музыки называли режиссера и композитора Илью Саца (умер в
1912 году), где-то мелькнула фамилия - С. Бейлезон.
И вот недавно, работая в нотном отделе Российской национальной библиотеки, я
нашел отдельное издание вальса "Две собачки" (М., 1925). Проиграйте первую нотную
строчку - и услышите "Кирпичики". На обороте нот напечатано: "Бейлезон. Две
собачки. Вальс, исполняемый в пьесе "Лес" А. Островского". К сожалению, о композиторе
пока ничего узнать не удалось. Ясно, что вальс был написан давно (и в заметке
приволжского сборника "Кирпичики" говорится о старом мотиве). Но как бы там
ни было, несравнимая с прежней популярность мелодии "Кирпичиков" возникла именно
после постановки 1924 года и, разумеется, после появления слов П. Германа.
Снова и снова убеждаешься: творческая одаренность, склонность к творчеству,
желание творчества никогда не угасали и не угаснут в нашем народе, во всех его
слоях и прослойках. Песня родилась под пером профессионалов - композитора и
поэта. А затем была подхвачена и городскими малообразованными низами, и интеллигентами,
воспринявшими текст уже эстетски, которые, с одной стороны, стилизовали свои
переделки, а с другой - приводили их к словарю и помыслам новой эпохи.
Как бы ни расцветала высокая, элитарная, и не очень высокая, массовая, культура
и как бы мы ни жили - бедно или богато, свободно или под пятой власти, - народ
будет сочинять, творить, петь, и не только то, что ему предлагают, но и то,
что ему захочется, что, худо ли, хорошо ли, смастерит он сам...
|
|