|
|||
| |||
Фима Жиганец ВЕРНИТЕ ГОРОДУ ПИВНУЮ! Как Одесса-мама обокрала Ростов-папу Из книги "Классические блатные песни с комментариями и примечаниями Фимы Жиганца" (2001) В необъятном море уличных, босяцких, блатных песен особое место занимает песня одесская. Нет, наверное, человека, который не слышал таких названий, как "С одесского кичмана", "Как-то по прошпекту с Манькой я гулял", "Шарабан", "Когда я был мальчишкой, носил я брюки клеш", "На Дерибасовской открылася пивная"... Стоп-стоп! Вот именно с этой последней и начинается история, которую мы хотели бы сегодня поведать. Но прежде чем перейти к "Дерибасовской", надо сказать пару слов и о других "одесских" песнях. Многие из них родились вовсе не в Одессе, а были заимствованы и перекроены на свой лад веселыми бардами и шансонье славного Черноморска (как назвали город Ильф и Петров в незабвенном "Золотом теленке"). Конечно, никто не будет оспаривать одесского происхождения истории про то, как: Как-то по прошпекту С Манькой я гулял. Фонарик на полсвета Дорожку освещал, И шоб было весело С нею нам идти, В кабачок Мещерского Решили мы зайти. Еще у Александра Куприна в романе "Яма" проститутка Катька сообщает: "Эту песню поют у нас на Молдаванке и на Пересыпи воры и хипесницы в трактирах". Вне подозрений и знаменитые "Бублички", сочиненные в середине 20-х годов одесским поэтом Яковом Ядовым по просьбе приятеля, куплетиста Григория Красавина на известную в те времена мелодию фокстрота. Но в остальном Одесса не стеснялась творчески перерабатывать песенки, которые ей нравились. Например, популярный "Шарабан". Помните: Прощайте, други, Я уезжаю. Кому должна я, Я всем прощаю. Ах шарабан мой, американка, А я девчонка, я шарлатанка! Никто уж и не помнит, что в основе одесского "Шарабана" лежит "Амурская партизанская", которую в гражданскую распевали дальневосточные красные партизаны, издеваясь над адмиралом Колчаком: Шинель английский, Мундир французский, Табак японский, Правитель омский. Ах шарабан мой совсем разбился – Зачем в Антанту да я влюбился? Да и утесовское "С одесского кичмана" тоже имеет к "маме" отдаленное отношение. Это - перепев каторжанского: С вапнянского кичмана Сбежали два уркана, Сбежали два уркана на Одест... "Одест", "Одеста" - каторжанское произношение Одессы. Наконец, "Алеша, ша!", ставшее популярным в исполнении Аркадия Северного – Алеша, ша! Держи на полтона ниже, Брось арапа заправлять, Не подсаживайся ближе, Брось Одессу-маму вспоминать! – тоже на поверку оказалось песней гражданской войны, где речь идет не об Одессе, а о Петрограде ("Не подсаживайся ближе - Петрограда не видать!"). Но Ростов-папа легко мог бы простить ветреной супруге все эти шалости (сами, что ли, без греха?), если бы... Если бы мамаша заодно не облапошила и собственного муженька! Вот тут-то мы подходим к известной песне о пивной: На Дерибасовской открылася пивная, Там собиралася компания блатная, Там были девочки - Маруся, Роза, Рая И гвоздь Одессы - Степка-Шмаровоз... А знаете ли вы, что старые арестанты и уголовники до сих пор поют несколько иначе? Писатель Андрей Синявский (Абрам Терц) в очерке "Отечество. Блатная песня" приводит классическое начало: "На Багартьяновской открылася пивная...". Так же начинал песню в ранних концертах и Аркадий Северный. При этом объяснял: "Во время скитаний по свету мне пришлось слышать много вариантов этой популярной одесской песни. И что это за Багартьяновская улица? Бесполезно искать её в современной Одессе. Она растворилась в потоке новых названий...". От себя добавим: бесполезно искать такую улицу и в старой Одессе. А вот в Ростове Богатяновскую найти легко, тем более что там стоит знаменитая Богатяновская тюрьма - следственный изолятор №1. И старые "сидельцы" прекрасно знают, о какой конкретно пивной идет речь в песне. Например, Михаил Танич, бывший арестант ростовского СИЗО, стихотворение "Прогулочный дворик" предваряет эпиграфом "На Богатяновском открылася пивная" и пишет: Был хлеб богатяновский горек, совсем уж не хлеб, а припек, но пайку в прогулочный дворик таскал я с собою, как срок. И мы по квадрату ходили, а там, за колючей стеной, сигналили автомобили вблизи знаменитой пивной... Да-да, именно у Богатяновского централа, на перекрещении Сенной (ныне Горького) и Богатяновского переулка (ныне Кировский) находилась знаменитая пивнушка! Некоторые старожилы, называют и другое место: в сквере на пересечении нынешней улицы Суворова и Кировского. Здесь до революции находился храм, а в ходе антирелигиозной большевистской кампании культовые учреждения закрывались, и на их месте открывались пивные. Вот этот процесс якобы и отразила песня. Впрочем, всякого рода пивных на Богатяновке было, как мусора. И о какой именно идёт речь в блатном фольклоре, сегодня уже трудно сказать. О ростовском происхождении песни писал в автобиографическом романе "Блатной" и Михаил Дёмин, бывший вор в законе: "В каждом крупном городе страны имеется блатной район - своё "дно"...". Средоточием ростовского преступного мира является - с незапамятных времён - нахичеванское предместье, а также Богатьяновская улица. Улица это знаменитая! Издавна и прочно угнездились тут проститутки, мошенники, спекулянты. Тут находится подпольная биржа, чёрный рынок. И мало ли что ещё находится на экзотической этой улице! О ней сложено немало экзотических частушек и песен. "На Богатьяновской открылася пивная, - сообщается в одной из таких песен, - где собиралася компания блатная. Где были девочки Маруся, Рита, Рая. И с ними Костя, Костя-шмаровоз"... Но, может спросить читатель, как же так получилось, что ростовчане не сберегли песню и в ней не осталось ни малейшего намека на "папу"? Действительно, стыдно, граждане... Но насчет ростовских следов - тут уж прошу пардона! Так, Абрам Терц в очерке о блатной песне приводит классический куплет: Держась за ручки, как за тухес своей Раи, Наш Костя ехал по Садовой на трамвае. За ним гналися тридцать ментов, три агента, А с ними был ищейка - рыжий пёс. Разумеется, речь идёт именно о Ростове, на что указывает Садовая улица, и именно о старом Ростове, когда Садовая еще не была перекрещена в Энгельса и по ней ходили трамваи - №1 и №6. Один из них с Таганрогского (Буденновский) сворачивал на Большую Садовую и шел до железнодорожного вокзала. Самый урожайный маршрут для карманников! Ещё один штрих, показывающий, что песня родилась не в Одессе, а в Ростове. Помните куплет: Две полудевочки, один роскошный мальчик, Который ездил побираться в город Нальчик... Понятно, что из Ростова ездить в Нальчик легко и удобно, поскольку Нальчик под боком, на Кавказе. Из Одессы же отправляться на побирушки в Нальчик - проделывать длинный, неудобный кружной путь, за семь верст киселя хлебать. Далее. Дерибасовская - не та улица, где могло происходить действие песни. Это - улица фешенебельных кафе и ресторанов, а не босяцких пивнушек. А Богатяновская - традиционно босяцкий район, собиравший всякое отребье. Газета "Приазовский край" еще в 1905 году сообщала: "Группа жителей Богатянского поселения обратилась к полицмейстеру с коллективным заявлением о беспорядках, происходящих в последнее время на Богатянском спуске. Хулиганы среди бела дня нападают на прохожих, грабят и избивают их". Не изменилось положение дел и при Советской власти. Тот же Демин вспоминал: "Блатные компании собираются здесь во множестве! Для этой цели существует - помимо пивных - немало укромных мест; всякого рода ночлежки, потайные притоны и ямы...". Заодно уж - о времени возникновения песни. Поскольку Богатяновский переулок был переименован в Кировский уже после убийства Кирова, можно с уверенностью сказать, что песня родилась в конце 20-х - самом начале 30-х годов, то есть ещё до убийства Кирова 1 декабря 1934 года. А теперь, когда мы пригвоздили коварных одесситов к позорному столбу, хочется добавить еще одну интересную подробность. В песне идет речь о некоем "шмаровозе" (то есть сутенере, от уголовного "шмара" - женщина, проститутка), которого называют Костей, Степкой и некоторыми другими именами. Если восстанавливать историческую справедливость до конца, следует заметить, что прототипом песенного "шмаровоза" был реальный Васька-шмаровоз с Богатяновки, о котором ещё хранят память некоторые ростовские старожилы. Всякий раз, слушая Аркадия Северного, я недовольно морщусь при словах "На Дерибасовской открылася пивная...". Это уже рефлекс. Не успокаивает даже то, что сами ростовчане не совсем чисты: мелодию песни они в свое время стащили у южноамериканцев. Она поется на мотив "Аргентинского танго" композитора А. Виллольдо (1911). Думаю, такие мелочи - вполне простительны. Но неужели никто не воссоздаст, не воскресит из небытия классического текста "Богатяновской пивной"? Вслед за Станиславским восклицаю: "Не верю!" Не хочу верить... А пока классическим текстом считается вот этот. НА ДЕРИБАСОВСКОЙ ОТКРЫЛАСЯ ПИВНАЯ На Дерибасовской открылася пивная, Там собиралася компания блатная, Там были девочки - Маруся, Роза, Рая, И гвоздь Одессы - Васька-шмаровоз. Три полудевочки, один роскошный мальчик, Который ездил побираться в город Нальчик И возвращался на машине марки Форда, И шил костюмы элегантней, чем у лорда. Походкой ровною под коммивояжёра Являлся каждый вечер фраер из надзора. Махнув оркестру повелительно рукою, Он говорил: "Одно свиное отбивное!" Но вот вошла в пивную Роза-молдаванка, Она была собой прелестна, как вакханка, И с ней вошёл её всегдавишний попутчик И спутник жизни Васька-шмаровоз. Зашёл в пивную он с воздушным поцелуем И предложил красотке Розе: "Потанцуем! И фраерам всем, здесь сидящим, растолкуем, Что есть у нас салонное танго". Держась за тухес, как за ручку от трамвая, Он повторял: "О моя Роза дорогая, Я вас прошу, нет - я вас просто умоляю! – Сплясать со мной прощальное танго". Но тут Арончик пригласил её на танец, Он был для нас почти что иностранец, Он пригласил её галантерейно очень И посмотрел на Шмаровоза между прочим. Красотка Роза танцевать-таки с ним не хотела – Она до этого достаточно вспотела. Но улыбнулася в ответ красотка Роза – И раскраснелась морда Васьки-шмаровоза. Арону он сказал в изысканной манере: "Я б вам советовал пришвартоваться к Вере, Чтоб я в дальнейшем не обидел Вашу маму И не испачкал кровью белую панаму". Услышал реплику маркёр известный Моня, Об чей хребет сломали кий в кафе "Фанкони", Побочный сын мадам Олешкер тёти Песи – Известной бандерши в красавице Одессе. Он подошёл к нему походкой пеликана, Достал визитку из жилетного кармана И так сказал, как говорят поэты: "Я б Вам советовал беречь свои портреты". Но наш Арончик был натурой очень пылкой: Ударил Моню он по кумполу бутылкой, Официанту засадил он в тухес вилкой – И началось салонное танго! На Аргентину это было непохоже – Вдвоём с приятелем мы получили тоже, И из пивной двоих нас выкинули разом: С огромной шишкою и с фонарём под глазом. И вот когда мы все лежали на панели, Арончик всё ж таки дополз до Розанели, И он шепнул ей, весь от страсти пламенея: "Ах, Роза, или вы не будете моею?! Я увезу тебя в тот город Тум-Батуми, Ты будешь кушать там кишмиш с рахат-лукуми, И, как цыплёнка, с шиком я тебя одену, Захочешь спать - я сам тебя раздену! Я, как собака, буду беречь твоё тело, Шоб даже кошка на тебя смотреть не смела. А чтоб к не липла ни одна к тебе зараза, Я буду в баню в год водить тебя два раза. Я всё отдам тебе, все прелести за это, А то ты ходишь, извините, без браслета, Без комбинэ, без фильдекоксовых чулочек И как я только что заметил, без порточек". Вот так накрылася фартовая пивная, Где собиралася компания блатная, Сгорели девочки - Маруся, Роза, Рая И с ними вместе - Вася шмаровоз. Это ранняя версия статьи. В дальнейшем она изменялась. Более поздние версии см. на странице песни "На Дерибасовской открылася пивная". |
|||
|