ДОРОГОЙ ТОВАРИЩ ВОВСИ…

Дорогой товарищ Вовси,
Я сердечно рад,
Что теперь выходит: вовсе
Ты не виноват!..
Вы работали, трудились,
Не смыкая глаз,
А лягавая зараза
Капала на вас.

Из воспоминаний бывшей лагерницы Ольги Адамовой-Слиозберг (р. 1902), отбывавшей в 1950-54 гг. ссылку в Караганде.

Доднесь тяготеет. Вып. 1. Записки вашей современницы. - М.: Советский писатель, 1989, с. 120.



Песню распевали блатари на улицах Караганды в апреле 1953 года, когда, через месяц после смерти Сталина, было объявлено, что процесс над «врачами-вредителями» («Дело врачей») был сфабрикован «Рюминым и его сообщниками», а врачи невиновны. Все они сразу были освобождены. Это был первый знак начинающейся оттепели. Он сильно разрядил обстановку в стране, так как люди ожидали еврейских погромов (большинство арестованных по «делу врачей» были евреями), а погромов в итоге не случилось.

Профессор Мирон Семенович Вовси (1897-1960) – один из 15 арестованных «по делу врачей», был объявлен их главарем. Он прошел Гражданскую и Великую Отечественную войны, последнюю окончил генерал-майором медицинской службы. С 1941 года был главным терапевтом Красной Армии.

На следствии профессора вынудили подписать показания, что он был английским и американским и шпионом, а затем, что еще он был шпионом немецким. Вовси недоумевал, как он может быть немецким шпионом, если он еврей и всю его семью расстреляли фашисты, но следователей это не интересовало.