Руслан Михалевский (Бельцы)

ИЗА КРЕМЕР: БЕЛЬЧАНКА, ПОКОРИВШАЯ МИР


В моих наушниках звучит старинная патефонная запись ностальгической песни о "воспоминаниях юных лет". Сквозь потрескивание под аккомпанемент рояля и скрипки слышен красивый глубокий женский голос. Он принадлежит певице Изе Кремер, покорившей своим талантом в 20-х годах прошлого века Европу, Северную и Южную Америку. Ее имя звучало наравне с именами таких знаменитых певцов как Александр Вертинский, Изабелла Юрьева, Вадим Козин. О ее успехе с завистью отзывался Есенин, ее мечтал услышать Сталин, ей рукоплескали Черчилль и Рузвельт.

Приятный для нас факт: великая певица 20-30-х годов Иза Кремер родилась в Бельцах.

К сожалению, какие-либо подробности жизни Изы Яковлевны Кремер в Бельцах мне найти не удалось. Родилась она в 1883 году (по другим данным в 1889, или в 1890 году). Блестящие музыкальные способности проявились у нее рано, и родители постарались дать ей соответствующее образование. В 1912 году она отправилась в Милан (заметим, что в то время во многих семьях еврейской интеллигенции родители стремились дать детям самое лучшее образование, отправляя их на Запад). В течение двух лет она училась пению у известного педагога Луиджи Ронци, затем выступала в небольших театрах в Италии.

После возвращения из Италии Иза Кремер приехала в Одессу. Ей предложили выступить в Одесском оперном театре. Дебютировала она в опере Пуччини "Богема". Затем выступила в "Травиате". На оперной сцене Иза пользовалась успехом, но ее влекло что-то иное: вскоре она перешла в оперетту, где сразу завоевывала колоссальное признание публики. Среди оперетт, в которых она участвовала, были "Нищий студент", "Идеальная жена", "Наконец один", "Польская кровь"...

В Одесса Иза вышла замуж за главного редактора газеты "Одесские новости" Израиля Моисеевича Хейфеца. Благодаря ему, она вошла в круг местных литераторов.

В 1915 году в Одессе состоялся большой концерт, на котором выступали видные артисты. С одной сентиментальной песенкой выступила и Иза Кремер, заслужив бурю аплодисментов. С той поры Иза выступала на эстраде, исполняя народные песни, романсы, шуточные, интимные и лирические песенки, многие из которых она сочиняла сама: "Черный кот", "Мадам Лулу". Изу Кремер считают даже родоначальницей песен шуточного и интимного характера. Это направление поддержала в советское время Клавдия Шульженко, а затем и многие другие исполнители.

Завоевав большую популярность, она отправилась уже в Петроград, в Москву - и всюду успех. Нотные магазины были заполнены нотами песен из ее репертуара и большими фотографиями исполнительницы. Но вот в России произошла революция. До прихода новой власти Иза Яковлевна продолжала активно выступать. В это время в Одессу приехал Александр Вертинский. Известный певец выступал тогда в Москве. В первое время после революции в столице жить было трудно, даже известным людям угрожал голод. Вертинский получил предложение приехать на гастроли в Одессу. Вот что вспоминает знаменитый артист: "Я сильно побаивался за свой успех в этом своеобразном городе. Одесситы - большие патриоты, у них свои особые вкусы, они имеют своих актеров, которых очень любят, и признают "привозных" очень осторожно и неохотно. Тем более что у них была своя собственная "звезда" в песенном жанре - Иза Кремер, довольно талантливая исполнительница французских и немецких песенок, переведенных на русский язык, а также еврейских. Разница между нами была та, что она пела чужие песни, а я - свои собственные, ну и в различии жанров, конечно. Муж ее был главным редактором самой крупной газеты - "Одесские новости", и я боялся, что эта газета мне "не даст ходу". Однако этого не случилось. Иза, с которой я был знаком в Москве, пришла на мой концерт, много аплодировала мне, демонстрируя свою лояльность. Она привела с собой даже мужа - всесильного редактора Хейфеца. Публика приняла меня тепло, и отзывы в газетах на другой день были прекрасные. У меня до сих пор сохранилась рецензия Эдуарда Багрицкого, тогда скромного одесского репортера".

Но время буржуазной Одессы уходило. Когда советская власть установилась в городе, местной интеллигенции пришлось нелегко. Многим интеллектуалам грозило физическое устранение. Иза Яковлевна приложила руку к спасению от неминуемой гибели популярного в Одессе поэта и переводчика Александра Биска. Вот что он рассказывал впоследствии об этой истории: "Я был арестован в качестве заложника. Просидел я, впрочем, недолго, всего 3 дня. В это время печаталась моя книга из Рильке (речь идет о переводе австрийского поэта Райнера-Марии Рильке. - "СП"). По гениальнейшему совету Изы Кремер моя жена забрала из типографии первый экземпляр моей книги и пробралась с ним к самому председателю ЧК Калиненко, чтобы доказать, что я не буржуй. Меня, в конце концов, освободили, но секретарь ЧК товарищ Веньямин, нежный юноша с голубыми глазами (говорили, что он собственноручно расстреливает людей), потребовал взамен освобождения мою книгу с надписью".

Александр Биск после этого срочно уехал на Запад. Его примеру последовала и Иза Кремер. В 1919 г. вместе со своим мужем, редактором "Одесских новостей" Хейфецом, она эмигрирует сначала в Константинополь, а затем во Францию. В Константинополе она около года работала в артистическом заведении Юрия Морфесси, также известного певца. В его кабаре Иза когда-то пела еще в Одессе. Приехав во Францию Кремер ушла от Хейфеца. Познакомившись с известным американским импресарио, она начинает гастролировать по многим странам мира, приобретая мировую известность. В 20-х годах она побывала с гастролями в Румынии: Бухарест, Кишинев (известна даже точная дата ее приезда - 4 мая 1929 года), Бельцы, Измаил. Выступала она и Берлине, Париже, Милане, Риме, Нью-Йорке. Она достигла пика славы, став популярной и как киноактриса.

О ее известности упоминал, находясь в Нью-Йорке, Сергей Есенин в одном из писем своему другу, поэту и прозаику Анатолию Мариенгофу: "Раньше подогревало то при всех российских лишениях, что вот, мол, "заграница", а теперь, как увидел, молю бога не умереть душой и любовью к моему искусству. Никому оно не нужно, значение его для всех - как значение Изы Кремер, только с тою разницей, что Иза Кремер жить может на свое пение, а тут хоть помирай с голоду". Сохранилось воспоминание одной из зрительниц концерта Изы Кремер в Париже: "Я видела и слышала нежную, очень артистичную Изу Кремер. Она выступала в приталенном чёрном платье и пела "Мадам Лулу" и "Чёрного Тома". Это было в зале Гаво, в Париже, и концерты собирали много народу. Иза была среднего роста, слегка полноватая, носила глубокое декольте".

Кстати, великий комбинатор Остап Бендер, пребывая в добром расположении духа, любил напевать известную песню, написанной Кремер на мелодию аргентинского танго, - "Под знойным небом Аргентины". В конце 30-х годов она практически прекращает публичные выступления. Исключение было сделано только в одном единственном случае - перед главами СССР, США и Великобритании, прибывшими на Тегеранскую конференцию 1943 года. У Уинстона Черчилля был тогда день рождения и в качестве подарка он Сталина просил привезти на концерт великого тенора Вадима Козина. А для советского вождя он пригласил Изу Кремер. Рядом с ней также выступали актриса Марлен Дитрих и французский шансонье Морис Шевалье. За кулисами тогда Иза успела шепнуть Вадиму Козину: "Попроси у Черчилля остаться - и весь мир будет у твоих ног". Козин отказался и вернулся назад в Москву. Через год за отказ петь о Сталине его осудили и выслали в Магадан.

Последние годы ее жизни проходили в Аргентине. Иза, вступив в общество аргентино-советской дружбы, даже готовилась приехать на родину, но за несколько дней до предполагавшегося отъезда ее не стало. Она умерла 7 июля 1956 года в аргентинском городе Кордова. Изу Кремер незаслуженно относят к числу "забытых кумиров". Но еще в большей мере несправедливо то, что о ней не помнят на ее родине. Сколько еще времени понадобится, чтобы исправить историческую несправедливость?


В статье использованы материалы из книги Юрия Сосудина "Незабываемые певцы" и энциклопедии "Femeii din Moldova". Благодарю за помощь в подготовке материала Михаила Местера.

Не позднее 2007