А.П. Шекшеев

АНТИБОЛЬШЕВИЦКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЕНИСЕЙСКОМ КАЗАЧЬЕМ ВОЙСКЕ. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Альманах «Белая гвардия», №8. Казачество России в Белом движении. М., «Посев», 2005, стр. 251-252.


Впервые на берегах Енисея казаки появились в начале XVII в. Возводя остроги, отбивая набеги южных соседей и енисейских кыргызов, неся караульную службу в пограничных форпостах и налаживая хозяйственную жизнь, они внесли большой вклад в присоединение и освоение территории, объединённой с 1822 г. в Енисейскую губернию. В 1917-1920 гг. численность енисейского казачества составляла около 11 тысяч человек, большинство которых проживало в станицах южного Минусинского уезда. Енисейское казачье войско возникло в 1917 г.: I съезд енисейского казачества (май) избрал Войсковой совет и правление (председатель урядник И.Г. Казанцев), а II съезд (сентябрь) — атамана (хорунжий А.А. Сотников).

Февральская революция 1917 г. и соответствующая пропаганда обеспечили в политической жизни казаков, служивших в Красноярском дивизионе, приоритет проэсеровских взглядов. I съезд «свободного» казачества, приветствуя крах самодержавия и высказавшись за доверие Временному правительству счёл «неотложным делом объединение всего трудового народа вокруг Советов». Но уже летом-осенью 1917 г. на платформе противодействия крестьянскому «чёрному переделу», защиты частновладельческих земель и создания твёрдой власти произошло сближение казаков — демократов и консерваторов. События октября 1917 г. повлекли за собой вновь утрату казаками политического единства. Осудив большевицкий переворот, общее собрание дивизиона и Войскового правления признало власть Енисейского губернского комитета объединённых общественных организаций. В станицах же, напротив, казаки пошли на соглашение с крестьянством и иногородними в вопросах о земле и отношении к советам.

Решив избавиться от угрозы, исходившей от дивизиона (350 человек, в том числе подготовленные для фронта офицеры), а также воплотить в жизнь декрет ВЦИК и СНК от 10 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», Енисейский губисполком 18 декабря того же года принял постановление о демобилизации и разоружении казаков. 17 января 1918 г. дивизион во избежание вооружённого столкновения с превосходящими силами Красной гвардии ушёл из Красноярска в с. Торгашино, а затем в Минусинский уезд. Каратузский III съезд енисейского казачества (февраль 1918 г.) одобрил действия Войскового правления и атамана по сохранению своей воинской части. Однако, под напором многочисленных и вооруженных вплоть до артиллерии минусинских красногвардейцев, казаки, ещё не жившие под большевиками, отказались от вооружённой борьбы с ними и, распустив свои органы, признали Советскую власть.

Спустя два месяца казачество, возмущённое взятием контрибуции, неспособностью местных советов решать экономические вопросы и введением декретом ВЦИК и СНК от 13 мая 1918 г. продовольственной диктатуры, стало ударной силой антибольшевицкого движения на юге Енисейской губернии. Станицы выставили не менее 1,5-2 тысячи казаков, которые вместе с крестьянскими дружинниками в ночь на 24 июня вошли в Минусинск, и свергли Советскую власть. Проходивший ещё под эсеровским влиянием и под председательством будущего атамана сотника А.Н. Тялшинского Минусинский IV съезд енисейского казачества (август 1918 г.) призвал станичников сплотиться вокруг Временного Сибирского правительства в борьбе за очищение восточных территорий России от большевиков, выступил за автономию Сибири во главе с областной Думой, созыв Учредительного собрания и организацию земского самоуправления. По мобилизации, объявленной казакам ещё 28-29 июня, под командованием хорунжего Розанова был создан 1-й Енисейский казачий полк, насчитывавший 514 сабель. Выполняя директивы омских властей, казаки взяли на себя полицейские функции по сбору в деревнях налогов, вылавливанию дезертиров и борьбе с самогоноварением. Случаи насилия, допущенные ими и названные крестьянами «казачьим игом», стали одной из причин минусинского восстания, вспыхнувшего в ноябре 1918 г., и обусловили ответные террористические акции. В разгроме десятитысячных, но слабовооружённых крестьянских толп под Минусинском и в последующем преследовании их участвовали, кроме забайкальских частей и мобилизованных горожан, атаманская сотня, учебная команда и сотня Енисейского казачьего полка, а также казачьи дружины из местных станиц общей численностью до 600 человек.

В дальнейшем ограниченные контингенты енисейских казаков во главе с войсковым старшиной Розановым и есаулом Бологовым в составе разных правительственных отрядов действовали по подавлению восстаний в Енисейске, Ачинском и Канском уездах. Начавшееся с колчаковским переворотом доминирование в политической жизни Сибири военных привело к смене руководства Енисейского казачьего войска, а накал борьбы на внутреннем фронте — к более широкому и концентрированному использованию казаков в военных целях и в наведении порядка. В майском 1919 г. наступлении правительственных войск на партизанские районы участвовали все подразделения Енисейского казачьего полка. 15 июня они вошли в с. Степной Баджей — «столицу» крестьянской республики.

С наступлением РККА, вызвавшим отправку в западном направлении казачьих частей и формирование 2-го Енисейского казачьего полка, с разгромом отряда Бологова в Белоцарском бою (август 1919 г.) и занятием партизанской армией А.Д. Кравченко и П.Е. Щетинкина Минусинска (сентябрь 1919 г.) самым надёжным защитником разваливающегося режима оставалось минусинское казачество. Имели место случаи, когда казаки, ожесточённо сопротивляясь партизанскому наступлению, отступали целыми селениями, сжигая за собой станицы. В бою под с. Байкалово они потеряли убитыми 400, а под с. Сарагаш — ещё 60 человек. В то же время казачий полк в Красноярске, деморализованный развалом фронта, отказавшись выступать против партизан, обстрелял свой штаб, а Малый Круг 24 декабря 1919 г. признал власть в губернии Комитета общественных организаций, коалиции земцев и эсеров, выступавших против Колчака.

Продолжая Белое дело, около 400 казаков в составе Енисейской отдельной казачьей бригады, ведомые атаманом, генерал-майором А.И. Феофиловым и полковником Розановым, совершив с каппелевцами Великий Сибирский поход, дошли до Читы. В апреле-мае 1921 г. для борьбы с красными бригада под командованием генерал-майора Потанина была переброшена в район Владивостока. Отсюда казаки эмигрировали в Харбин, где образовали своё представительство в Восточном казачьем союзе и Енисейскую станицу, а некоторые из них в 1923 г. вернулись домой.

Другие, прекратив борьбу и получив свободу, разъехались по разорённым станицам в конце 1919 - начале 1920 гг. Организованно вернулась домой 4-я сотня Енисейского казачьего полка. В условиях политической дискриминации и хозяйственного упадка расказаченное население, как отмечалось в сводках ОГПУ, держалось замкнуто, испытывало к коммунистам стойкую неприязнь и было готово при объявлении войны к антисоветскому выступлению. С началом массовой коллективизации все бывшие енисейские казаки, способные оказать ей сопротивление, были репрессированы.


4-й Войсковой Круг 
  Енисейского казачьего войска, Красноярск, 1919 г.
4-й Войсковой Круг Енисейского казачьего войска, Красноярск, 1919 г. (журнал "Енисейские казаки").


Енисейские казаки
Енисейские казаки