Н. А. Кузнецов

К ВОПРОСУ О ЗНАКАХ РАЗЛИЧИЯ МОРСКИХ ЧАСТЕЙ ВСЕВЕЛИКОГО ВОЙСКА ДОНСКОГО

Альманах «Белая гвардия», №8. Казачество России в Белом движении. М., «Посев», 2005, стр. 70-72.


Одной из малоисследованных страниц отечественной униформологии периода Гражданской войны является форма одежды военных моряков. В данной статье мы расскажем о проекте знаков различия для морских частей, действовавших на Дону.

История возникновения данных знаков различия началась в феврале 1919 г. 22 февраля начальник штаба Речных сил Дона капитан 2-го ранга В.В. Гернет прислал в штаб Донской флотилии телеграмму №5648, адресованную инспектору Морской тяжелой артиллерии капитану 2-го ранга Я.И. Подгорному. В ней он цитировал приказ начальника Речных сил Дона, который требовал «...срочно привести в исполнение: Всем офицерам Морской Тяжелой Артиллерии иметь флотские погоны. Морским и по Адмиралтейству без изменений, а сухопутным иметь золотой галун, черные просветы, ниже пуговицы две скрещенные золотые пушки, ниже пушек золотой якорь малого размера»1. Однако, как мы видим из других сохранившихся документов, датированных более поздним временем, в этот период точные рисунки новых погон утверждены еще не были. Первым документом, дающим более или менее ясное внешнее описание предполагаемого вида знаков различия является рапорт инспектора Морской тяжелой артиллерии капитана 2-го ранга Я.И. Подгорного начальнику Морского штаба Всевеликого войска Донского (ВВД) капитану 2-го ранга В.В. Гернету, написанный 3 марта 1919 г. в Таганроге. В рапорте было написано следующее: «Прошу о возбуждении ходатайства об установлении формы погон для чинов Морской тяжелой артиллерии по образцу прилагаемых чертежей, утвержденных морским министром 25 августа 1917 г. со следующими изменениями:

1) для солдат и казаков погон черного сукна, арматура: якорь с двумя перекрещивающимися пушками и шифровкой (1,2,3 ...Тж.), арматура на погонах по трафарету желтой краской;

2) для юнкеров флота — тот же погон, но обшитый по борту трехцветным черно-желто-белым шнуром и золотым узким галуном и

3) для офицеров — погон с золотым галуном с черным просветом и выпушками; арматура: золотой якорь с двумя перекрещивающимися пушками и цифрами (1,2,3 ...) и буквой Тж; звездочки по чинам серебряные. Арматура может быть шитая или металлическая накладная»2.

К рапорту прилагался выполненный типографским способом рисунок погон, утвержденных морским министром в 1917 г. На документ капитаном 2-го ранга Гернетом была наложена резолюция, написанная не очень разборчивым почерком и датированная 2 марта 1919 г. Резолюция гласила: «Юнк[ерам] фл[ота] — обычн[ый] морской юнк[ерский] погон ... [далее неразборчиво — Н.К.] снять, только буквы «ТЖ». Однако, несмотря на резолюцию Гернета, вопрос с рисунком погон юнкеров флота решался в течение еще по меньшей мере трех недель. Ранее, 1 марта Гернетом была послана телеграмма №6451, гласившая о том, что «пушки на погонах юнкеров быть не должны»3. Именно она и объясняет наличие вышеуказанной резолюции. Подобное изменение подтверждает и еще одна телеграмма Гернета от 13 марта. В ней говорится: «Сообщаю для сведения и руководства установленный погон для юнкеров флота: черный суконный пасон,4 юнкерские золотые нашивки, пасон обшит бело-оранжево-черным шнуром, на погоне накрашены желтой краской трафаретные буквы: 1) Для флотилии «РФ»; 2) Для тяж[елой] артиллерии — цифра [обозначающая номер] дивизиона и буква «Т» - большая и «ж» - малая»5. То есть ни о каких пушках речи не идет. Однако через 16 дней Подгорный вновь запрашивает начальство о том, должны ли все-таки изображаться пушки на погонах юнкеров флота6. В чем причина возникшей неясности и почему вопрос с изображением пушек так волновал инспектора Морской тяжелой артиллерии мы не знаем. Как мы увидим далее, в итоге командование морскими силами Дона остановилось именно на таком варианте рисунка погон юнкеров флота.

Возникает вопрос, какие именно погоны послужили прототипом для вышеуказанного проекта? Как известно, ношение погон для чинов флота и морского ведомства было отменено приказом морского министра Временного правительства в апреле 1917 г. Вместо погон для офицеров были введены нарукавные нашивки.7 Однако это нововведение не распространялось на сухопутные части, подчиненные флотскому командованию. Более того, сохранение для чинов этих частей сухопутной формы старого, дореволюционного образца было закреплено рядом приказов. В частности, командующий флотом Балтийского моря А.В. Развозов, сразу же после вступления в должность выпустил приказ №16 от 15 июля 1917 г., который гласил: «Приказ моего предшественника от 15 апреля сего года, за №125, на чинов сухопутных войск не распространяется, которые руководствуются в отношении формы одежды приказами по военному ведомству».8 На практике же ситуация с ношением погон в сухопутных частях складывалась по-разному и зависела от степени «революционности» их чинов, воли командиров и офицеров и многих других внешних факторов. Скорее всего, образец погон, на рисунок которых опирается в своем проекте Я.И. Подгорный был разработан для чинов морских тяжелых артиллерийских дивизионов сухопутного фронта Морской крепости Императора Петра Великого. I и II дивизионы были сформированы в 1915 г., в мае следующего года они были направлены на фронт под Ригу, где и находились до начала 1918 г.9 Впрочем, по другим данным, дивизионы вернулись в крепость в сентябре 1917 г.10 Их личный состав состоял из сухопутных чинов, хотя и подчинявшихся флотскому командованию.

В документах РГА ВМФ нами была обнаружена недатированная копия документа, озаглавленного «Описание погон чинов Морского отдела Всевеликого Войска Донского» и подписанного донским атаманом А.П. Богаевским, а также управляющим Военным и морским отделом войска и его помощником. На наш взгляд, данный документ мог быть написан в период между 3 марта (т.е. датой создания цитированного выше рапорта) и 27 июня (в этот день вышел приказ главкома ВСЮР, согласно которого Морской штаб ВВД был преобразован в Штаб речных сил Юга России 1919 г. Далее приведем полный текст документа:

«I. а) Офицеры Морского ведомства: офицеры строевые флотские, офицеры инженер-механики, офицеры Корпуса корабельных инженеров, офицеры Корпуса морской артиллерии, Офицеры корпуса гидрографов, офицеры по Адмиралтейству, офицеры по морской части и офицеры по механической части имеют погоны, присвоенные соответствующим специальностям и корпусам согласно «Правил о форме одежды чинов морского ведомства», изд[ания] 1915 г.

б) Сухопутные офицеры: Морского штаба, Речной военной флотилии, Транспортной флотилии, Управления Главного командира портов Дона, Отдельного морского берегового батальона имеют погоны: золотой галун с черными просветами и черной выпушкой, золотой адмиралтейский якорь без каната ниже пуговицы и выше звездочек, если таковые имеются. Сухопутные офицеры морской тяжелой артиллерии имеют указанный в этом 2-м пункте погон с той разницей, что кроме якоря имеют между ним и пуговицей две золотые скрещенные пушки.

II. Военные чиновники Морского отдела имеют погон согласно «Правил о форме одежды чинов морского ведомства», изд[ания] 1915 г.

III. Гардемарины имеют погон согласно «Правил о форме одежды чинов морского ведомства», изд[ания] 1915 г.

IV. Юнкера флота Военной и транспортной флотилий и Управления главного командира портов носят погоны черного сукна, обшитые трехцветным (черно-оранжево-белым) шнуром и золотым узким галуном с шифровкой на погоне по трафарету желтой краской «Р.Ф.»

Юнкера Морской тяжелой артиллерии имеют тот же погон, но с оцифровкой желтой краской по трафарету «1, 2, 3 ...Тж.» (в зависимости от номера дивизиона).

V. Кондукторы флота носят погоны согласно «Правил о форме одежды чинов морского ведомства», изд[ания] 1915 г.

VI. Подхорунжие и подпрапорщики носят погоны черного сукна с широким продольным золотым галуном, занимающим половину ширины погона, причем подхорунжие и подпрапорщики Морского штаба, Речной и Транспортной флотилии и Управления главного командира портов носят золотой адмиралтейский якорь без каната, а подхорунжие и подпрапорщики Морской тяжелой артиллерии имеют кроме того между пуговицей и якорем две скрещенные золотые пушки.

VII. Казаки (солдаты и матросы) носят погоны черного сукна, имея накрашенными по трафарету желтой краской адмиралтейский якорь без каната и ниже его шифровку: а) Чины Морского штаба - «М. Шт.», б) чины Управления Главного командира портов - «У. П.»; в) чины речной Военной и Транспортной флотилий и Отдельного морского берегового батальона - «Р. Ф.» и г) чины Морской тяжелой артиллерии — «1, 2, 3 ...Тж.», в зависимости от номера дивизиона, и две скрещенные пушки, накрашенные по трафарету желтой краской между пуговицей и якорем.

Строевые боцманы, фельдфебели и вахмистры носят широкую поперечную золотую нашивку.

Боцманматы, квартирмейстеры, унтер-офицеры, урядники и ефрейторы носят поперечные нашивки; строевые — желтой тесьмы, а нестроевые — белой тесьмы».11

Как мы видим, составители документа явно опирались на рапорт Я.И. Подгорного, кроме того можно отметить, что одной из основных задач, которые планировалось решить с введением новых погон, было отличие сухопутных офицеров, служивших в составе морских частей от кадровых офицеров флота. Однако, скорее всего, данный проект реализован не был. Об этом говорит, в частности тот факт, что во флотских частях Дона и с ношением обычных погон возникали значительные трудности, вы- званные как нехваткой материала, так и общим падением дисциплины в период Гражданской войны. Об этих проблемах свидетельствует целый ряд документов.

26 февраля 1919 г. начальник Речных сил Дона издал приказ №16, который гласил: «Объявляя нижеследующий приказ Донского атамана, предписываю всем начальствующим лицам строго следить за его выполнением. Приказ Всевеликому Войску Донскому №363. 20 февраля 1919 г. По Военному отделу. За последнее время появилось много офицеров и казаков без погон. Подобное явление недопустимо, как вносящее разложение в ряды войск. Оно указывает только на то, что занимающиеся таким маскарадом офицеры, явно обнаруживают полное отсутствие мужества, твердости и непонимание сути военной дисциплины и порядка. Приказываю начальствующим лицам и комендантам всеми предоставленными им законом средствами бороться с этим позорным явлением. Начальнику снабжения принять действенные меры к снабжению всех казаков казенными погонами...»12 Но и полгода спустя мало что изменилось. 4 июля 1919 г. начальник Морского штаба ВВД капитан 2-го ранга В.В. Гернет разослал циркуляр №940, посвященный ношению погон командующему Отдельным отрядом судов Азовского моря и начальнику Донской транспортной флотилии. В нем говорилось: «Мною замечено, что некоторые из г[оспод] офицеров Морского ведомства носят неприсвоенные им погоны. Так, например: бывшие мичманы военного времени, переименованные приказами в чины по Адмиралтейству или по морской или механической частям13, - продолжают носить погоны золотого галуна; инженер-механики носят погоны строевых офицеров и т. п. Обращая Ваше внимание на вышеуказанное, прошу не отказать принять самые решительные меры к недопущению в дальнейшем подобных отступлений от формы. Оговорки о том, что на рынке не имеется в продаже соответствующих погон не могут приниматься, ибо важно приобрести погоны требуемого галуна, а просветы и выпушки могут быть исправлены путем нашитья сверху их лент и закрашивания».14 Но, несмотря на грозные циркуляры и приказы, ситуация с ношением погон чинами морских частей не изменялась. 5 августа 1919 г. командующий Донской военной флотилией издал приказ №220, посвященный этому же «наболевшему» вопросу: «Объявляя телеграмму начальника Морского штаба от 4 августа с[его] г[ода] за №10162, предлагаю всем г[осподам] офицерам принять ее к точному руководству и предупреждаю, что лица, замеченные мною в погонах, неприсвоенных их чину и званию, мной будут подвергаться самым суровым наказаниям, вплоть до придания суду. На[чальник] ре[чных] сил обратил внимание, что некоторые офицеры позволяют себе носить погоны неприсвоенного им цвета галуна, просветов и выпушек и даже имели место случаи ношения погон, не соответствующих чину. Вновь обращая на вышеизложенное Ваше особенное внимание, прошу о принятии самых решительных мер к прекращению нарушения формы одежды. В случае полной невозможности достать необходимый золотой или серебряный галун, можно разрешить носить погоны защитного цвета ... На[чальник] шта[ба] ре[чных] сил ка[питан] вто[рого] ранг[а] Гернет.».15 Можно предположить, что при постоянной нехватке даже обычных галунных погон, изготовление каких-либо знаков отличия со сложным рисунком было крайне затруднено и скорее всего даже неосуществимо.

Еще одним свидетельством того, что описанный выше проект не был реализован является приказ командующего Донской флотилией №273 от 4 октября 1919 г. В его 2 параграфе говорилось: «Объявляю для точного исполнения и руководства приказ коменданта Штаб-квартиры главного начальника снабжений ВСЮР от 3 октября 1919 г. за №1 <...>.

1) Носить только установленные приказами по Всевеликому войску Донскому [от] 27 февраля 1918 г. форму одежды, кокарды, петлицы и другие знаки отличия и повязки с Красным крестом.

2) Если нет материала для погон, то таковые должны быть нарисованы химическим карандашом.

3) Не допускать смешения штатского платья с военной формой одежды, а также ношения кокард и петлиц при отсутствии погон».16

К сожалению, автору пока неизвестен текст приказа, ссылка на который приводится в тексте только что цитированного документа. Но известные приказы этого же периода, посвященные форме одежды ВВД, в основном касаются формы одежды сухопутных частей и в целом соответствуют дореволюционным нормам. Кроме того, ссылка именно на приказ коменданта Штаб-квартиры главного начальника снабжений ВСЮР, а не какого-либо из высших органов управления флотом подразумевает тот факт, что, скорее всего, чинам морских частей (в данном случае — Донской флотилии) было предложено руководствоваться в отношении формы одежды именно «сухопутными» правилами.

Подводя итоги, можно сказать, что проект погон чинов Морского отдела ВВД постигла участь многих разработок формы одежды, знаков различия и других внешних символов периода Гражданской войны — он не был реализован прежде всего по причинам материального характера, главным образом — отсутствия средств. Bозможно, новые архивные и иконографические изыскания позволят более точно восстановить внешний облик донских моряков.

Автор выражает благодарность С.Ю. Гордееву за предоставленные материалы и помощь в работе.


1 Российский государственный архив военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. Р-87. Оп. 1. Д. 7. Л. 68.

2 РГА ВМФ. Ф. Р-87. Оп. 1. Д. 30. Л. 44-44об.

3Там же. Л. 21.

4 Пасон — поле погона.

5 РГА ВМФ. Ф. Р-87. Оп. 1. Д. 30. Л. 23.

6 Там же. Л. 22.

7 Тронь А.А. Морская форма русской смуты. 1917 год. //Цитадель. 1998. №1(6). С. 64-67.

8 Колоницкий Б.И. Погоны и борьба за власть в 1917 году. СПб., 2001. С. 66.

9 II морской тяжелый артиллерийский дивизион в 1916 году //Цитадель. 2000. №1(9). С. 69-73.

10 Амирханов Л.И. Морская крепость Императора Петра Великого. СПб., 1995. С. 46.

11 РГА ВМФ. Ф. Р-87. Оп. 1. Д. 69. Л. 18-18об.

12 РГА ВМФ. Ф. Р-87. Оп. 1. Д. 9. Л. 33-33об.

13 Чин офицера военного времени присваивался лицам, окончившим школы прапорщиков по Адмиралтейству (мичманов военного времени), либо призванным из запаса и ранее не служившим. Временным правительством часть прапорщиков по Адмиралтейству, морской, механической и авиационной частям была переименована в мичмана военного времени. Донское командование, решив вернуться к дореволюционным нормам, 23 мая 1919 г. переименовало офицеров этих категорий обратно (РГА ВМФ. Ф.Р.-1064. Оп. 1. Д. 16. Л. 158). В отличие от строевых офицеров, офицеры военного времени имели погоны серебряного галуна.

14 РГА ВМФ Ф. Р-87. Оп. 1. Д. 69. Л. 156-156об.

15 РГА ВМФ. Ф. Р-1064. Оп. 1. Д. 16. Л. 239.

16 Там же. Л. 289.




РЕКОНСТРУКЦИЯ ПРОЕКТНОГО ВИДА ПОГОН ЧИНОВ МОРСКОГО ОТДЕЛА ВСЕВЕЛИКОГО ВОЙСКА ДОНСКОГО И АВИАОТРЯДА ДОНСКОЙ АРМИИ (1919 г.):




Первый — подпоручика (хорунжего) Морской тяжелой артиллерии; второй — подпрапорщика (подхорунжего) Морской тяжелой артиллерии; третий — матроса (казака) Морского штаба Всевеликого Войска Донского.




Первый — поручика (сотника) морских частей Всевеликого Войска Донского; второй — подпрапорщика (подхорунжего) морских частей Всевеликого Войска Донского; третий — фельдфебеля (вахмистра) 3-го дивизиона Морской тяжелой артиллерии.




Первый — юнкера флота морских частей Всевеликого Войска Донского; второй — юнкера 1-го дивизиона Морской тяжелой артиллерии. Варианты шифровок на погонах чинов флота и Морской тяжелой артиллерии Всевеликого Войска Донского.




Погоны 1-го авиаотряда Донской армии.