Виктор Горохов - из Тобольска

ОРДЕНА СИБИРИ И КЛАД КОЛЧАКА

"Тюменские известия" №185 (4688) 16.10.2008 г.





Три дня работала в Тобольске съемочная группа популярной телевизионной программы «Искатели», выходящей на Первом телеканале. Она трудилась над проектом с рабочим названием «Тайна освобождения Сибири».

Известный телеведущий Андрей И (это его фамилия), шеф-редактор программы Алексей Шипулин, автор сценария преподаватель Тобольского государственного педагогического института Евгений Панишев, режиссер Игорь Акопян и оператор Дмитрий Есаков искали в древней столице Сибири и ее окрестностях, а также в Тюмени следы пропавших уникальных орденов, учрежденных Временным сибирским правительством, и церковных ценностей Тобольской епархии, которые воинские подразделения армии верховного правителя России и главнокомандующего ее вооруженными силами адмирала Колчака вывезли из губернского города в 1919 году на пароходе «Пермяк». Процесс поисков исчезнувших сокровищ и станет сюжетом новой телевизионной ленты знаменитых «искателей», чья творческая деятельность отмечена престижной наградой отечественного телевизионного искусства «ТЭФИ».

Ранее телекомпания «Цивилизация» уже работала в Тобольске и выпустила две историко-просветительские программы — «Олигарх Петра Великого», посвященную первому сибирскому губернатору князю Гагарину, и «Золото семьи Романовых».

Шеф-редактор программы «Искатели» Алексей Шипулин рассказал, что еще на съемках первого проекта в Тобольске группа познакомилась с научным сотрудником музея-заповедника Евгением Панишевым. Они тогда обсудили темы увлекательных сюжетов, которые могут получиться на материале тобольской истории. Сначала разговор шел вокруг золота Колчака и церковных ценностей, которые вывезли на пароходах из Тобольска отступавшие под натиском дивизии Блюхера белогвардейцы. Но история сибирских орденов, учрежденных Временным правительством Сибири, которые хранились в Тобольском отделении Государственного банка Российской империи, показалась «искателям» наиболее привлекательной.

К лету 2008 года сценарий был готов, и в сентябре «искатели» приехали в Тобольск на съемки программы «Тайна освобождения Сибири». Ведущий программы Андрей И подчеркнул, что не поиски золота Колчака привели «искателей» в Тобольск, а стремление привлечь внимание телезрителей к истории своей страны: «Делать открытия — не самая главная наша задача. Нас упрекают, что мы не всегда что-то находим в своей телепрограмме. Для нас важнее помочь людям почувствовать себя краеведами, побудить их относиться более уважительно к своей истории, с интересом заглядывая в ее глубины, более тонко оценивая произошедшие события. Мы стремимся привлечь внимание к определенным историческим темам, тайнам. И мы будем рады, если их будут в первую очередь открывать хозяева этой земли».

Алексей Шипулин отметил, что ни один из сибирских орденов так и не был найден. Остались лишь их эскизы. Ордена «Освобождение Сибири» и «Возрождение России» никогда не вручались, так как верховный правитель России Колчак решил вернуться к царским наградам — Георгиевским крестам. «Сибирские ордена — это уникальное явление, и аналогов ему в России нет, — подчеркнул шеф-редактор программы, — разве что ордена Кубанской рады. Евгений Александрович Панишев написал сценарий телепрограммы, и на его основе мы проводим в Тобольске съемки».

— Ордена Сибири были достаточно дорогие, отчеканены из драгоценных металлов, — отметил историк Евгений Панишев. — Высшая степень ордена представляла собой прямой золотой крест, на который наложен крест, сделанный из малахита, в центре которого —золотая накладная дата «1918». К кресту ордена «Освобождение Сибири» I степени полагалась восьмилучевая серебряная (с позолотой) звезда — весьма необычной формы: вертикальные и горизонтальные ее лучи были длиннее остальных. На каждом удлиненном луче помещалось по пять хризолитов. В центре звезды-снежинки помещен малахитовый крест с золотой каймой и датой в середине — «1918». Орденский знак II степени — такой же крест, но меньших размеров и без звезды, III степень ордена — петличный крест, а на орденском кресте IV степени, которым должны были награждать нижние чины, малахит заменяет зеленая эмаль.

Было заказано 20 крестов первой степени, 20 звезд, 100 крестов второй степени, 300 — третьей, 1000 крестов — четвертой степени. Орденом могли быть награждены как сибиряки, так и граждане государства Российского и подданные иностранных государств, оказавшие несомненные услуги по освобождению Сибири от большевиков.

Съемочная группа три дня работала в древней столице Сибири. Объектами съемки были выбраны художественный музей города, в здании которого до революции находился краеведческий музей и который во время визита в Тобольск посетил верховный правитель России адмирал Колчак, а также Иоанно-Введенский женский монастырь и село Кугаево, что в 32 км от города вниз по Иртышу.

Эти места для съемок были выбраны не случайно. Согласно одной из версий, при подходе к Тобольску 51-й Красной стрелковой дивизии Блюхера сибирские ордена вместе с другими церковными ценностями отправили на пароходах в Сургут. Ранняя зима застала «золотой караван» возле села Тундрино Сургутского уезда, и пароходы вмерзли в лед. Захватив с собой опись ценностей, вооруженное сопровождение каравана по зимнику отступило к Нарыму. Но автор сценария Евгений Панишев еще более закручивает интригу: «Пароход «Пермяк», где были ордена и драгоценности епархии, был отправлен незадолго до ледостава на сибирских реках. И по идее он должен был мчаться на всех парах, чтобы не застрять во льдах. Тем не менее он, как нам известно, сделал две остановки: одну в селе Кугаево, другую — в селе Бронниково. Причем пароход останавливался на несколько часов. Есть предположение, что часть драгоценностей во время стоянок была перенесена на берег и там спрятана, тем более что груз сопровождали банковские сотрудники, которых в селе Тундрино не оказалось. Они вышли раньше, хотя обязаны были до конца сопровождать свою часть груза. Тогда Тобольск несколько раз переходил из рук в руки, поэтому белогвардейцы надеялись на скорое возвращение и, вероятно, спрятали часть сокровищ в окрестных селах».

Телеведущий Андрей И отметил, что село Кугаево — один из главных объектов съемки, потому что там могли быть спрятаны ценности. Также существует версия о зарытом кладе в окрестностях Иоанно-Введенского монастыря. Две монашки, поздно возвращаясь из города, заметили возле стен монашеской обители большой обоз, сопровождаемый солдатами. И этот обоз ушел в сторону оврага, где велись какие-то земляные работы, а потом на этом месте по указанию игуменьи или кого-то из властей была устроена свалка для сокрытия следов. Есть легенда и о том, что в 60-е годы КГБ СССР выделил какой-то отряд и устроил раскопки примерно в тех местах, где что-то закапывали белогвардейцы. Не исключено, что работники КГБ что-то нашли и вывезли. Но в документах госбезопасности, которые были рассекречены в 90-е годы ХХ века, ничего о найденных сибирских орденах не сказано. Хотя был слух, что якобы один из орденов Временного правительства Сибири хранится в запасниках Русского музея, но он не нашел подтверждения.

Шеф-редактор Алексей Шипулин добавил, что в Тюмени они договорились встретиться с бывшим сотрудником КГБ Александром Петрушиным, который много времени посвятил поиску золота Колчака: «Встреча с ним может быть очень интересной. Она даже может повлечь за собой некоторые изменения в сценарии программы».

Прошло четыре дня съемок. Удалось ли «телеискателям» хотя бы на шаг приблизиться к тайне, мы узнаем, когда состоится премьера программы «Тайна освобождения Сибири». Члены съемочной группы сообщили, что лента будет показана на Первом канале российского телевидения предположительно в конце октября.